город Воронеж |
|
08 октября 2015 г. |
N А14-3399/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы КФХ Сорокиной Татьяны Никифоровны: Матасов И.С., представитель по доверенности от 28.04.2014;
от Администрации Терновского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Сорокиной Татьяны Никифоровны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2015 по делу N А14-3399/2015 (судья Пименова Т.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Сорокиной Татьяны Никифоровны (ОГРН 304360406300061 ИНН 363001647152) с. Александровка Терновского района Воронежской области к Администрации Терновского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600609559 ИНН 3630001087) с. Терновка Воронежской области о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 15.12.2014 года N 1497, в предоставлении в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:30:4500015:4 площадью 1 158 788 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015, и с кадастровым номером 36:30:4500015:5 площадью 1 182 936 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо- восточная часть кадастрового плана 36:30:4500015, по цене, равной 20 процентам их кадастровой стоимости, как несоответствующего Федеральному закону N 101-ФЗ от 24.07.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и обязании Администрации предоставить ей в собственность данные земельные участки на указанных условиях,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Сорокина Татьяна Никифоровна (далее - ИП Глава КФХ Сорокина Т.Н. или заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Терновского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация или заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 15.12.2014 года N 1497, в предоставлении в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:30:4500015:4 площадью 1 158 788 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015, и с кадастровым номером 36:30:4500015:5 площадью 1 182 936 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового плана 36:30:4500015, по цене, равной 20 процентам их кадастровой стоимости, как несоответствующего Федеральному закону N 101-ФЗ от 24.07.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и обязании Администрации предоставить ей в собственность данные земельные участки на указанных условиях.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.07.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ИП Глава КФХ Сорокина Т.Н. обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация Терновского муниципального района Воронежской области считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Сорокина Т.Н. зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства 15.01.2003 года.
Между ИП главой КФХ Сорокиной Т.Н. и Администрацией Терновского муниципального района Воронежской области 16.04.2008 года был заключен договор аренды земельных участков N 27. По условиям данного договора (п.1.1.) Арендодатель (Администрация) сдает, а Арендатор (ИП Сорокина Т.Н.) принимает в аренду следующие земельные участки из фонда земель перераспределения:
- с кадастровым номером 36:30:4500015:0004 площадью 1 158 788 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015, и с кадастровым номером 36:30:4500015:0005 площадью 1 182 936 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового плана 36:30:4500015 сроком на 25 лет. Передача земельных участков осуществлена на основании акта приема-передачи к указанному договору от 16.04.2008 года. Данный договор зарегистрирован в установленном порядке органом государственной регистрации 16.05.2008 года номер регистрации 36-36-31/001/2008-248.
ИП Сорокина Т.Н. 17.11.2014 года обратилась в Администрацию Терновского муниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении ей в собственность по преимущественному праву арендованных земельных участков по цене, равной 20% их кадастровой стоимости.
Администрация отказала ИП Сорокиной Т.Н.15.12.2014 года письмом исх. N 1497 в удовлетворении ее заявления по мотиву нарушения ею земельного законодательства.
Не согласившись с отказом Администрации Терновского муниципального района Воронежской области, ИП Сорокина Т.Н. обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное наличие указанных в ст. 198 АПК РФ оснований: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок и правила предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены Законом об обороте земель, пункт 4 статьи 10 которого предусматривает, в частности, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 указанного Закона).
На основании п. 1 ст. 24 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельный участок из фонда перераспределения земель, может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости такого участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Администрация Терновского муниципального района Воронежской области в обоснование отказа Сорокиной Т.Н. в приватизации земельных участков указала на ненадлежащее их использование.
Акт проверки Администрации Терновского муниципального района Воронежской области от 03.10.2014 N 18 на предмет использования по назначению арендуемых заявителем земельных участков не может служить надлежащим доказательством по следующим основаниям.
Функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений (в части касающейся земель сельскохозяйственного назначения) выполняет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ее территориальные органы (пункт 1 подпункт "и" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 201, пункт 1 Положения N 327).
Кроме того, указанный акт не содержит указаний на нецелевое использование заявителем спорных земельных участков с кадастровым номером 36:30:4500015:0004 площадью 1 158 788 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015, и с кадастровым номером 36:30:4500015:0005 площадью 1 182 936 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового плана 36:30:4500015.
Представленная суду апелляционной инстанции справка, также, не подтверждает факта нецелевого использования спорного земельного участка, не обладая признаками объективности, достоверности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение в собственность земельных участков без проведения торгов возможно при условии надлежащего использования арендованных земельных участков.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством сельского хозяйства Российской Федерации) в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Арбитражный суд области пришел к выводу о том, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков по их назначению, а именно для нужд сельскохозяйственного использования, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Однако, апелляционная коллегия с ним не соглашается и полагает правильным в ситуации, когда государством обязанность по утверждению перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, не выполнена, рассматривать спор с учетом того, имеются ли у Администрации обоснованные сомнения, предпринимались ли ею меры по проверке заявления.
Иной подход не обеспечит баланса публичных и частных интересов при решении вопроса о наличии у арендатора права на приобретение арендуемого земельного участка в собственность, может создать угрозу того, что орган власти будет неоднократно отказывать заявителям, требуя от них разного рода документы, ссылаясь на то, что представленные документы не подтверждают надлежащего использования земельных участков.
Однако обоснованность сомнений в наличии оснований предоставления в собственность спорного земельного участка в ходе судебного разбирательства не доказана.
Доказательств принятия мер, направленных на проверку его использования надлежащим образом, и получение объективных сведений Администрацией, также, не представлено.
Таким образом, при соответствующем характеру спора распределении бремени доказывания, Администрация не подтвердила обоснованность оспариваемого отказа, в связи с чем, вывод о его соответствии закону несостоятелен.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ следует признать незаконным и нарушающим права заявителя на выкуп арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.01.2015 N Ф10-4879/2014.
В связи с чем, оспариваемое решение нарушает ее право на выкуп арендуемого земельного участка.
Иных оснований, препятствующих предоставлению испрашиваемых земельных участков заявителю судом не установлено, и администрацией должна быть осуществлена процедура, необходимая для реализации преимущественных прав предпринимателем.
Таким образом, заявленное требование подлежит удовлетворению.
При этом, пункт 2 просительной части заявления предпринимателя не может быть расценен как самостоятельное требование, поскольку заявитель обратился за судебной защитой в порядке главы 24 АПК РФ. Указанная просьба применительно к положениям данной главы является указанием на способ восстановления нарушенных прав.
Однако, суд, принимая судебный акт, не связан формулировкой заявителя о способе восстановления прав, так как содержание резолютивной части по делу об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия установлено частью 4 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии с этой нормой, при удовлетворении заявленных требований, в решении должно быть указано на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене полностью, а заявленные требования следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2015 по делу N А14-3399/2015 отменить.
Признать незаконным отказ Администрации Терновского муниципального района Воронежской области от 15.12.2014 года N 1497 в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю главе КФХ Сорокиной Татьяне Никифоровне земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:30:4500015:4 площадью 1 158 788 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015, и с кадастровым номером 36:30:4500015:5 площадью 1 182 936 кв.м., местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового плана 36:30:4500015.
Обязать Администрацию Терновского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3399/2015
Истец: Ип Глава Кфх Сорокина Татьяна Никифоровна
Ответчик: Администрация Терновского муниципального района Воронежской области