г. Вологда |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А66-5174/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области Орловой С.А. по доверенности от 11.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 июня 2015 года по делу N А66-5174/2015 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" (место нахождения: 171429, Тверская область, Рамешковский район, сельский округ Ильгощинский, деревня Волосково, дом 14; ОГРН 1126952008083; ИНН 6949008533; далее - общество, ООО "Красный Октябрь") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (место нахождения: 170043, Тверская область, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 26; ОГРН 1066901031823; ИНН 6950000024; далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 05.11.2014 N 1051 о взыскании с общества задолженности по налогам, сборам, взносам, пеням за счет имущества налогоплательщика в части недоимки в сумме 603 335 руб. и соответствующих ей пеней, возможность принудительного взыскания которых инспекцией утрачена.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Тверской области в лице Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области (юридический адрес: 170037, город Тверь, проспект Победы, дом 53; ОГРН 1026900572600; ИНН 6903007921; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 июня 2015 года по делу N А66-5174/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между инспекцией и сельскохозяйственным производственным кооперативом "Красный Октябрь" (далее - СХПК "Красный Октябрь"), правопреемником которого является ООО "Красный Октябрь", в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) заключено типовое соглашение о реструктуризации долгов от 28.04.2011 N 472.
Данным решением обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности организации перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2011 в сумме 1 054 231 руб. 76 коп.
Условиями соглашения предусмотрена частичная отсрочка и частичная рассрочка погашения долга и начисленных процентов в период 2011 - 2023 годы в соответствии с прилагаемым графиком погашения долгов.
В связи с выходом общества на реструктуризацию сторонами также заключено типовое соглашение от 24.05.2011 N 474 о списании пеней и штрафов, начисленных по задолженности, включенной в реструктуризацию.
Согласно пункту 4 данного соглашения оно утрачивает силу при расторжении соглашения о реструктуризации долгов от 28.04.2011 N 472.
В состав задолженности, подлежащей реструктуризации, включена задолженность по налогам в сумме 603 335 руб. 10 коп., взыскиваемая с общества оспариваемым им постановлением.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2012 года по делу N А66-2035/2012, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 года и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2013 года, обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа налогового органа в списании просроченной недоимки по налогам в сумме 603 345 руб. 10 коп. в связи с заключением соглашения о реструктуризации.
Решением Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей Тверской области от 19.05.2014 N 2 соглашение от 28.04.2011 N 472 о реструктуризации долгов в соответствии с абзацем вторым статьи 27 Закона N 83-ФЗ с ООО "Красный Октябрь" расторгнуто по причине неисполнения обществом условий реструктуризации.
Уведомлением от 19.05.2014 N 934 ООО "Красный Октябрь" извещено о принятии в отношении него такого решения с приложением последнего к названному уведомлению.
На основании данного решения об отмене реструктуризации инспекцией сформирован документ о выявлении недоимки от 14.07.2014 N 3976 на сумму 908 628 руб. 10 руб. и направлено в адрес ООО "Красный Октябрь" требование об уплате налогов на сумму 908 628 руб. 10 коп., пени - 1 242 641 руб. 44 коп., штрафа - 2149 руб. 81 коп., процентов - 10 091 руб. 37 коп., по состоянию на 21.07.2014 N 2630, которым ему предложено уплатить указанные суммы в срок до 08.08.2014. В данное требование вошла задолженность, восстановленная после утраты права на реструктуризацию.
Поскольку недоимки по доначисленным налогам не погашены, инспекцией начислены обществу пени за просрочку их уплаты и выставлены требования по состоянию по состоянию на 11.09.2014 N 12596 на сумму 1443 руб. 17 коп., N 12842 - 448,93 руб.; по состоянию на 15.09.2014 N 17684 на сумму 821 руб. 75 коп.; по состоянию на 17.09.2014 N 18026 на сумму 165 руб. 55 коп., N 18050 - 153 руб. 70 коп.; по состоянию на 07.10.2014 N 18193 на сумму 795 руб. 22 коп.; по состоянию на 14.08.2014 N 8046 на сумму 1934 руб. 94 коп.; по состоянию на 09.09.2014 N 9297 на сумму 8611 руб. 71 коп.; по состоянию на 22.07.2014 N 2745 на сумму 35 руб. 47 коп., N 7835 - 846 руб. 07 коп.
В связи с неисполнение указанных требований в установленный срок, налоговый орган вынес решение от 13.08.2014 N 8272 о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
Ввиду отсутствия денежных средств на счетах ООО "Красный Октябрь" инспекция приняла постановление от 05.11.2014 N 1051 о взыскании налогов, пеней, штрафов в сумме 2 149 868 руб. 86 коп. за счет имущества должника.
Постановление направлено в Рамешковский отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (далее - отдел), 10.11.2014 отделом возбуждено исполнительное производство N 3349830/6925.
Не согласившись с постановлением инспекции от 05.11.2014 N 1051, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявление о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что реструктуризация спорной задолженности была предоставлена обществу на основании Закона N 83-ФЗ.
Решением заседания Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области от 19.05.2014 N 2 в соответствии с абзацами 2, 3 статьи 27 Закона N 83-ФЗ соглашение о реструктуризации долгов с ООО "Красный Октябрь" расторгнуто.
В соответствии со статьей 29 Закона N 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
В соответствии с пунктом 12 типового соглашения о реструктуризации долгов от 28.04.2011 N 472 при расторжении данного соглашения долги по нему подлежат восстановлению в полном объеме (за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов).
Согласно пунктов 4, 5 типового соглашения о списании сумм пеней и штрафе от 24.05.2011 N 474, настоящее соглашение утрачивает силу при расторжении соглашения о реструктуризации долгов. В случае признания настоящего соглашение утратившим силу, сумма пеней и штрафов, приходящаяся на сумму погашенного основного долга, восстановлению не подлежит. С даты расторжения соглашения с реструктуризации долгов восстанавливается действующий порядок начисление пеней и штрафов.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация, по своей сути, является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) представляет собой изменение срока уплаты налога.
Согласно статье 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, соответствующее уведомление территориальной комиссии о расторжении соглашения о реструктуризации долгов получено обществом в мае 2014 года.
Поскольку в соответствии со статьей 29 Закона N 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считались наступившими, а общество обязанность по уплате данных платежей не исполнило, налоговый орган в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 45 НК РФ обоснованно направил ему требования об уплате налогов и пеней, установив в них сроки уплаты обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса. Положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (пункты 1, 3, 7 и 9 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 47 названного Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В данном случае заявителем оспаривается решение налогового органа от 05.11.2014 N 1051 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика в части, касающейся задолженности, восстановленной после утраты права на реструктуризацию.
Между тем согласно пункту 63 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 57) оспаривание приведенных решений налогового органа возможно только по мотивам нарушения срока и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней и штрафа.
Однако такие доводы в обоснование заявления об оспаривании данного решения обществом не заявлены.
Ссылки подателя жалобы на то, что спорная задолженность является частично просроченной не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку указанная задолженность включена в соглашение о реструктуризации долгов от 28.04.2011 N 472 и с учетом того обстоятельства, что названное соглашение расторгнуто, в силу положений статьи 29 Закона N 83-ФЗ спорные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими. Иного действующим законодательством не предусмотрено.
Доказательства нарушения инспекцией срока и порядка вынесения решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика в материалах дела отсутствуют.
Оспаривание налогоплательщиком постановлений налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, которые в силу взаимосвязанных положений статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" являются исполнительными документами может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании их не подлежащими исполнению, на что указано в пункте 64 Постановления Пленума N 57.
При этом, как следует из пункта 65 Постановления Пленума N 57, налогоплательщик вправе обратиться в суд с такими имущественными требованиями независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
Соответствующих имущественных требований, рассматриваемых по правилам искового производства, о признании постановления налогового органа от 05.11.2014 N 1051 не подлежащими исполнению, обществом не заявлялось.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для проверки обоснованности начисления обществу сумм налогов и пеней в рамках дела, рассматриваемого по правилам главы 24 АПК РФ, об оспаривании решения инспекции о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2015 года по делу N А66-7436/2013.
Ссылки подателя жалобы на то, что расторжение типового соглашения о реструктуризации долгов от 28.04.2011 N 472 не влечет для общества правовых последствий в связи с тем, что оно было заключено с СХПК "Красный Октябрь" также отклоняются апелляционной инстанцией, поскольку правопреемником СХПК "Красный Октябрь" является ООО "Красный Октябрь". Указанное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 1, л. 21).
Также безосновательны ссылки подателя жалобы на соглашение о реструктуризации долгов от 30.05.2012 N 475, поскольку оно в нарушение пункта 17 указанного соглашения не подписано членами Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области. При этом министерство в отзыве на заявление общества указало об отсутствии у него названного соглашения и о не подписании его членами комиссии.
С учетом вышеизложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10 июня 2015 года по делу N А66-5174/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5174/2015
Истец: ООО "Красный Октябрь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Тверской области
Третье лицо: Минисерство сельского хозяйства Твеской области в лице Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области