г. Москва |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А41-51606/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Управления земельных отношений Раменского муниципального района: Андреева Н.А. по доверенности от 08.05.2015,
от ТУ Росимущества в Московской области: Хакимова Э.Д. по доверенности от 28.07.2015,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Управления земельных отношений Раменского муниципального района (ОГРН 1025005119974, ИНН 5040004353) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977, ИНН 7716642273), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299), администрация Раменского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005120073, ИНН 5040017514), муниципальное унитарное предприятие Раменского муниципального района "Раменское предприятие общественного питания "Общепит", о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области (далее - Комитет по управлению имуществом, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление, ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110216:0003, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д. 12 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, муниципальное унитарное предприятие Раменского муниципального района "Раменское предприятие общественного питания "Общепит".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-51606/14 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, поскольку суд первой инстанции с учетом представленного истцом заявления об уточнении исковых требований не рассмотрел в какой части подлежат принятию измененные исковые требования и принял судебный акт.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции установлено, что Советом депутатов Раменского муниципального района Московской области принято решение от 26.11.2014 N 2218-Д о реорганизации муниципального казенного учреждения Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района в форме разделения и создания Управления земельных отношений Раменского муниципального района и Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района.
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 25.02.2015 N 4/4-СД утверждено Положение об Управлении земельных отношений Раменского муниципального района, согласно пункту 1.1. которого Управление является правопреемником Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района в сфере земельных отношений.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.04.2015 N 1364Б/2015 государственная регистрация юридического лица, созданного путем реорганизации в форме разделения, осуществлена 17.04.2015 за N 1155040002622.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции произвел замену Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области на правопреемника - Управление земельных отношений Раменского муниципального района.
Определением от 09 сентября 2015 года судом в порядке статьи 49 АПК РФ принято заявление Управления земельных отношений Раменского муниципального района об уточнении предмета иска, согласно которому истец просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110216:0003, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д. 12, за муниципальным образованием "Раменский муниципальный район Московской области".
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления земельных отношений Раменского муниципального района поддержал исковые требования с учетом принятых судом уточнений.
Представитель ТУ Росимущества в Московской области возражал относительно удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы искового заявления, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По правилам пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о признании права собственности на недвижимое имущество вправе обратиться лицо, владеющее недвижимым имуществом, право на которое зарегистрировано за другим лицом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению. В предмет доказывания по иску о признании права собственности по данному основанию входят обстоятельства наличия у истца оснований приобретения права на спорное имущество.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления главы Раменского района от 19.01.2004 N 177 между Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района (арендодателем) и муниципальным унитарным предприятием Раменского муниципального района "Раменское предприятие общественного питания "Общепит" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 03.03.2004 N 469, в соответствии с условиями которого арендодатель передал арендатору в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110216:0003, общей площадью 560 кв.м, в том числе застроенной 555 кв.м, местоположение: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д. 12, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения производственной базы", за обусловленную договором плату (т.1, л.д. 10-13, 61).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись от 05.10.2004 за номером 50-01/23-89/2004-158.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.08.2014 земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110216:3, общей площадью 560 кв.м, местоположение: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д. 12, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения производственной базы" принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т.1, л.д. 6-7).
Однако муниципальному образованию "Раменский муниципальный район Московской области" принадлежит на праве собственности здание продовольственной базы инвентарный номер 233:070-15259 литера Б,Б1,Б2,Б3,б2, расположенное по адресу: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д.12, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0110216:3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.09.2015.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 03.12.2012 N 3891 основанием возникновения у муниципального образования права на указанное здание продовольственной послужило постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также решение Малого Совета Раменского городского Совета народных депутатов от 19.03.1992 N 236 (т.1, л.д. 19).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-73366/14 установлено, что Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Московской области какие-либо правопритязания на здание продовольственной базы инвентарный номер 233:070-15259 литера Б,Б1,Б2,Б3,б2, расположенное по адресу: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д.12, не имеет, что свидетельствует об отсутствии разногласий относительно принадлежности указанного объекта недвижимости.
Таким образом, указанным судебным актом, а также представленными в материалы дела документами, подтверждается право собственности муниципального образования "Раменский муниципальный район Московской области" на здание продовольственной базы инвентарный номер 233:070-15259 литера Б,Б1,Б2,Б3,б2, расположенное по адресу: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д.12, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0110216:3.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Таким образом, по смыслу указанной нормы муниципальное образование в силу прямого указания закона является собственником земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности этого муниципального образования.
Кроме того, как усматривается из заявления Комитета от 04.03.2004 N 444 о государственной регистрации, истец просил зарегистрировать именно право распоряжения спорным земельным участком за муниципальным образованием Раменский район (т.1, л.д. 107), а не право собственности Российской Федерации.
Таким образом, ни одного правового основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не установлено. На вопрос суда представитель ТУ Росимущества в Московской области не смог пояснить какие у регистрирующего органа имелись предусмотренные законом основания для такой государственной регистрации. При этом, заявление иного лица о государственной регистрации или необходимость государственной регистрации обременения, не свидетельствуют о правомерном возникновении у ответчика права на земельный участок, относящий в силу требований закона к собственности муниципального образования.
Учитывая изложенное, апелляционный суд, принимая во внимание разъяснения, содержащие в пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, пришел к выводу, что исковые требования о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110216:0003, за муниципальным образованием "Раменский муниципальный район Московской области" подлежат удовлетворению.
Апелляционным судом не принимается заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
В соответствии со статьей 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 57 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.
Случаи, когда исковая давность не применяется, установлены в статье 208 ГК РФ. В частности, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям абзаца третьего пункта 57 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Таким образом, на данные правоотношения, когда спорный земельный участок находится во владении у истца, в силу статей 208, 304 Гражданского кодекса РФ и разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, сроки исковой давности не распространяются.
При установленных обстоятельствах, а также принимая во внимание указанное выше процессуальное нарушение суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-51606/14 отменить.
Признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110216:0003, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, Дорожный проезд, д. 12, за муниципальным образованием "Раменский муниципальный район Московской области".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51606/2014
Истец: Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района Московской области, МУП Раменского муниципального района "Раменское предприятие общественного питания "Общепит", У ЗМ, Управление Росреестра по Московской области