г. Ессентуки |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А15-2135/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чарчевым Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дербент-Прогресс" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2015 по делу N А15-2135/2014 (судья Омарова П.М.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676),
к обществу с ограниченной ответственностью "Дербент-Прогресс" (ИНН 0542031626)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Лопатина А.С. по доверенности N дов8-3 от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2015, принятым по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, заявитель), ООО "Дербент-Прогресс" (далее - общество) привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП, Кодекс) в виде штрафа в размере 200 000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: 24775 дал виноматериала "Ркацителли", 39753 дал виноматериала "Каберне Совиньон", 29139 дал виноматериала "Саперави", 4496 дал коньячного дистиллята пятилетнего, 3600 дал коньячного дистиллята четырехлетнего, 5263,11 дал Российского коньяка трехлетнего, 1969,4 дал Российского коньяка четырехлетнего и 1121,35 дал Российского коньяка пятилетнего. Судебный акт постановлен на выводах о соблюдении управлением производства по делу об административном правонарушении и о доказанности вменяемого административного правонарушения (хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней общество просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на несогласие с выводом суда о доказанности вины и ссылаясь на неправомерное бездействие Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в отношении обращения общества на предмет продления срока необходимых лицензий. Срок давности привлечения к ответственности пропущен.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании считают доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просят отказать в ее удовлетворении, полагая доказанным вменяемое правонарушение и отсутствие процессуальных нарушений.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Федеральной налоговой службой России обществу выданы лицензии N Б 068707 от 13.03.2009 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (коньяков) сроком действия по 13.03.2014; N Б 068708 на производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) сроком действия по 13.03.2014 и N Б 068709 от 13.03.2009 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов виноградных, плодовых) сроком действия по 13.03.2014.
Исходя из данных деклараций об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных обществом за 1 квартал 2014 года, в которых указаны остатки виноматериала, коньяка обработанного и коньяка в бутылках, а также на основании акта снятия остатков от 25.03.2014 N у8-а343/10, управлением 15.05.2014 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 07-14/329 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В рамках производства по делу об административном правонарушении был проведен осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем составлен протокол от 15.05.2014 N 07-14/329-1.
В соответствии с протоколом ареста 15.05.2014 N 07-14/329-2 на алкогольную и спиртосодержащей продукции, а именно: виноматериала "Ркацителли" в количестве 24775 дал, виноматериала "Каберне Совиньон" - 39753 дал, виноматериала "Саперави" - 29139 дал, коньячного дистиллята пятилетнего - 4496 дал, коньячного дистиллята четырехлетнего - 3600 дал, Российского коньяка трехлетнего - 5263,11 дал, Российского коньяка четырехлетнего - 1969,4 дал и Российского коньяка пятилетнего - 1121,35 дал, хранящуюся в складском помещении общества, был наложен арест.
16.05.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 07-14/329-4 которым, в качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, обществу вменено нарушение требований статьи 18, абзаца 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N171-ФЗ), а именно: хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель направил в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежит производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (включая и последующие стадии: хранение и поставка произведенной продукции).
Согласно определениям статьи 2 Закона N 171 -ФЗ:
- этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
- алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
- производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции -производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд;
- оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Обществом не оспаривается, что на момент проведения управлением проверки, а также на момент рассмотрения настоящего дела лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отсутствует, а срок действия ранее выданной лицензии истек 13.03.2014.
Согласно части 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
С учетом приведенной нормы права общество имело возможность осуществлять хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии либо реализовать ее или передать на хранение другой организации под контролем лицензирующего органа до 13.05.2014.
При этом из материалов дела видно, что на момент проверки - 15.05.2014, то есть после истечения срока действия выданных обществу лицензий и установленного ч.5 ст.20 Закона N 171-ФЗ двухмесячного срока, в складском помещении общества осуществлялось хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции в общем количестве 110116,86 дал.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что им принимались меры для поставки алкогольной продукции другим организациям или передачи ее на хранение, но ввиду того, что имеющие соответствующие лицензии организации, в которые обращалось общество, не согласились принять предлагаемую продукцию, реализовать продукцию в двухмесячный срок или передать ее на хранение не представилось возможным. Возврат остатков алкогольной продукции поставщику стал невозможен, ввиду того, что ООО "Винно-коньячный комбинат" было ликвидировано. Кроме того, общество заявлениями от 11.03.2014 N 23-А, 24-А и 25-А обращалось в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка за продлением сроков действия лицензий N Б068707, N Б068708 и N Б068709, уплатив при этом госпошлину в размере 7000000 рублей. Письмом от 08.04.2014 Росалкогольрегулирование сообщило о невозможности рассмотрения заявлений о продлении лицензий. Бездействие лицензирующего органа, выразившее в не рассмотрении в установленном порядке заявлений общества о продлении сроков действия лицензий, признано судом незаконным. В связи с этим общество полагает, что его вина в допущении безлицензионного хранения алкогольной продукции отсутствует, и оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Между тем, принятие обществом мер для продления сроков действия лицензий, а также мер по реализации остатков продукции или передачи их на хранении не свидетельствует о законности хранения алкогольной продукции по истечении 2 месяцев со дня прекращения срока действия лицензии. Те меры, на которые общество ссылается в обоснование своей позиции, не предусмотрены Законом N 171-ФЗ в качестве основания для хранения алкогольной продукции без лицензии. Данные выводы суда согласуются с правовой позицией Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлениях от 29.05.2014 по делу N А63-10023/2013, от 19.05.2014 по делу N А15-2358/2013, от 10.09.2014 по делу N А15-2356/2013.
Лицензии, дающие право на хранение алкогольной, спиртосодержащей продукции обществом на момент рассмотрения дела не получены. Решениями Росалкогольрегулирования от 26.12.2014 N 0677-п, N 0678-п и N 0679-п в продлении сроков действия лицензий от 13.03.2009 N Б068707, N Б068708 и N Б068709 отказано.
При таких обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции о доказанности хранения обществом этилового спирта и алкогольной продукции образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений управлением при составлении протокола об административном правонарушений в отношении общества не допущено.
Поскольку конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2 и 3.7 Кодекса), и, следовательно, может быть применена арбитражным судом при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания, и такой вид административного наказания предусмотрен вмененной обществу частью 3 статьи 14.17 Кодекса, применение судом конфискации произведенного обществом и находящегося на хранении этилового спирта обоснованно.
Довод общества о том, что обжалуемое решение принято за пределами срока давности привлечения к ответственности отклоняется судом в связи со следующим.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил арбитражным судам, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Событие вменяемого обществу правонарушения заключается в безлицензионном хранении этилового спирта и алкогольной продукции, следовательно, датой обнаружения правонарушения является день, когда административный орган выявил факт незаконного хранения 15.05.2014, следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
Поскольку взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности действующим законодательством не предусмотрено, подателю жалобы надлежит возвратить ошибочно уплаченную платежным поручением от 19.02.2015 N 16 государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2015 по делу N А15-2135/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дербент-Прогресс" из федерального бюджета 3000 рублей уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2135/2014
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Ответчик: ООО "Дербент-Прогресс"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10315/15
14.10.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-336/15
12.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2135/14
12.02.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-336/15
11.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2135/14