город Воронеж |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А36-1985/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "БИР Мастер": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БИР Мастер" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.08.2015 по делу N А36-1985/2015 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БИР Мастер" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 03-15/150-4 от 19.03.2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БИР Мастер" (далее - ООО "БИР Мастер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 03-15/150-4 от 19.03.2015 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.08.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление по делу об административном правонарушении N 03-15/150-4 от 19.03.2015 изменено в части назначения наказания - 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "БИР Мастер" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорные сведения были представлены заявителем с учетом позиции административного органа. Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона. В данном случае имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в результате анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных ООО "БИР Мастер" в уполномоченный орган за 2 квартал 2014 года, должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО было установлено, что в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 3 к Правилам представления деклараций об объеме производства и оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, отражен объем произведенной алкогольной продукции по коду 500 (пиво) в объеме 8201,0 дал. При этом в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 10 к указанным Правилам в графе 11 "произведено продукции за отчетный период (дал)" отражено 14494,0 дал, то есть расхождение составило 6293,0 дал.
По данному факту должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО было вынесено определение от 16.01.2015 N 03-15/150-1 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 КоАП РФ, и проведении административного расследования (т.1, л.д.43-44, 45-50).
В связи с выявлением вышеуказанного нарушения должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО был составлен протокол N 03-15/150-3 от 05.03.2015 о совершении ООО "БИР Мастер" административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, выразившегося в искажении информации о количестве произведенной алкогольной продукции (пиво) в декларациях по формам согласно приложению N 3 и N 10 за 2 квартал 2014 года на 6293,0 дал (л.д.68-71, 72-75).
На основании протокола N 03-15/150-3 от 05.03.2015 и материалов дела об административном правонарушении и.о. заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Поликарповой Т.Е. принято постановление делу об административном правонарушении N 03-15/150-4 от 19.03.2015 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст.15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 60 000 рублей (далее - постановление от 19.03.2015; т.1, л.д.79-83, 84-96).
Считая постановление от 19.03.2015 незаконным, ООО "БИР Мастер" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что при рассмотрении административного дела и.о. заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО сделан законный и обоснованный вывод о совершении ООО "БИР Мастер" административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ. Вместе с тем арбитражный суд считает, что административный орган необоснованно назначил ООО "БИР Мастер" административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей, поскольку назначение административным органом обществу наказания в виде штрафа в размере 60 000 рублей не соответствует требованиям ст.1.6, ч.ч.1, 3 ст.4.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу ст.15.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
В силу п.14 Правил организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.15 Правил).
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (п.16 Правил).
В силу п.19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 и действует с 24.09.2012.
Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198.
Из совокупного анализа положений статьи 2, пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) следует, что законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.
При этом, запрещается искажение декларации об объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с п. 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Как подтверждается материалами дела, факт искажения обществом информации в декларациях по формам согласно приложению N 3 и N 10 за 2 квартал 2014 года на 6293,0 дал подтверждается протоколом об административном правонарушении N 03-15/150-3 от 05.03.2015 и имеющимися в административном деле доказательствами, которые с учетом положений ст.26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения (л.д.51-52, 68-71, 128-133, 134-136).
Общество не оспаривает факт искажения данных в декларациях по формам согласно приложению N 3 и N 10 в декларациях по формам согласно приложению N 3 и N 10, указывая на неправильное заполнение и неверный расчет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о том, что заявителем представлены доказательства отсутствия события вменяемого административного правонарушения.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, и вины Общества в его совершении.
Искажение информации и нарушения порядка при декларировании об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей влечет за собой невозможность проведения своевременного контроля уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность проверить данные в декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, и вины Общества в его совершении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы жалобы относительно применения положений ст. 2.9 КоАП РФ несостоятельны, поскольку применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом суда, а не обязанностью. Кроме того, заявителем не представлено обоснованных доказательств, позволяющих судить об исключительности обстоятельств для вывода о малозначительности правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о наличии состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд области пришел к выводу об уменьшении размера административного штрафа.
Суд первой инстанции установил, что на момент вынесения оспариваемого постановления от 19.03.2015 МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО знало или должно было знать, что постановление N 03-14/1560-3 от 28.10.2014 оспаривалось в судебном порядке и решением от 20.02.2015 по делу N А36-6158/2014 Арбитражный суд Липецкой области признал незаконным и отменил постановление N 03-14/1560-3 от 28.10.2014, в связи с чем оно не вступило в законную силу. Поэтому у административного органа не было законных оснований считать ООО "БИР Мастер" подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения и учитывать постановление N 03-14/1560-3 от 28.10.2014 в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Следовательно, вывод суда области об уменьшении размера административного наказания является законным и обоснованным, поскольку основан на требованиях ч.2 ст.211 АПК РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ.
Доводов в данной части апелляционной жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.08.2015 по делу N А36-1985/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1985/2015
Истец: ООО "БИР Мастер"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу