Требование: о признании недействительным договора, о признании торгов недействительными по государственному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А60-18320/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью "Локаторная техника" (ИНН 6670243472, ОГРН 1096670002208): Язовский Ю.А., предъявлен паспорт, доверенность от 02.02.2015;
от ответчиков Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ИНН 6670334962, ОГРН 1116670010148), общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "ИРА-ПРОМ" (ИНН 7718982290, ОГРН 1147746596733): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "ИРА-ПРОМ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июля 2015 года по делу N А60-18320/2015,
принятое судьей Коликовым В.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Локаторная техника"
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "ИРА-ПРОМ"
о признании недействительными аукциона и государственного контракта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Локаторная техника" (далее - истец, ООО "Локаторная техника") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ответчик, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа") о признании недействительным электронного аукциона, проведенного 15.04.2015 (закупка N 0862100000215000151), и государственного контракта на поставку многозонных стационарных арочных металлодетекторов, заключенного ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" с ООО "Группа компаний "ИРА-ПРОМ".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2015 ООО "Группа компаний "ИРА-ПРОМ" привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик ООО "Группа компаний "ИРА-ПРОМ" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что истцом не доказан факт несоответствия поставленного товара техническому заданию, при этом отмечает, что металлодетектор соответствует требованиям нормативных документов, что подтверждается паспортом на металлодетектор и сертификатом соответствия. Кроме того, ООО "Группа компаний "ИРА-ПРОМ" не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что ответчики не доказали, что характеристики представленного оборудования являются улучшенными по сравнению с требованиями, заявленными в документации, при этом ответчик ссылается на то, что размеры представленного оборудования являются большими по сравнению с указанными в заявке, что облегчает прохождение через металлодетектор. Также в апелляционной жалобе приведены доводы о том, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
Истец ООО "Локаторная техника" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчики о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 31.03.2015 ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" разместило на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку многозонных стационарных арочных металлодетекторов (закупка N 0862100000215000151).
По итогам рассмотрения первых частей заявок к участию в электронном аукционе были допущены ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" и ООО "Локаторная техника". В результате рассмотрения вторых частей заявок согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 55/042/2 от 15.04.2015 победителем электронного аукциона признано ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ", с которым заключен государственный контракт N 0862100000215000151 от 27.04.2015 на поставку многозонных стационарных арочных металлодетекторов.
Полагая, что аукцион проведен с нарушением установленных требований, ООО "Локаторная техника" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что аукционной комиссией допущены нарушения, выразившиеся в допуске к участию в электронном аукционе лица, представившего заявку, не соответствующую установленным требованиям, что повлияло на правильность подведения итогов аукциона.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В ч. 1, ч. 3 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ указано, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе (ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предмет закупки указан заказчиком в техническом задании (приложение N 2 к документации об электронном аукционе) как многозонный стационарный арочный металлодетектор (металлообнаруживатель), имеющий функциональные характеристики: параметры электропитания: 90_264 В, и частота 47-63 Гц; температура окружающей среды от -20 Гр до +50 Гр С; относительная влажность до 95 % без конденсации. Программы обнаружения: 20 заводских и 4 пользовательские программы. 100 уровней чувствительности для каждой программы; время световой индикации тревоги настраивается от 1 до 99 секунд; автоматическая самодиагностика; энергонезависимая память для сохранения установок; релейный выход типа С для подачи сигнала на внешние устройства. Корпус центрального блока и боковые панели прибора покрыты водостойкой краской. Внешние размеры металлодетектора: 1020х2210х410 мм; размеры пространства под аркой: 920х2032х410 мм; вес: 75 кг.
Согласно заявки ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ предложен к поставке арочный металлодетектор БЛОКПОСТ РС-800 СД со следующими функциональными характеристиками: параметры электропитания: 85_264 В, частота 47-60 Гц, температура окружающей среды от -20 Гр до +50 Гр С. Внутренние габариты (высота х ширина х глубина): 1990 мм х 700 мм х 500 мм. Внешние габариты (высота х ширина х глубина): 2230 мм х 835 мм х 580 мм.
Суд первой инстанции, сопоставив содержание первой части заявки ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" и содержание технического задания (приложение N 2 к документации об электронном аукционе), пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" были заявлены иные характеристики объекта закупки по параметрам электропитания, частоте, габаритам металлодетектора; кроме того в первой части заявки отсутствовали такие характеристики, как указание на относительную влажность, количество программ обнаружения, время световой индикации тревоги. В связи с чем первая часть заявки ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" не содержала полную информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а указанная в заявке информация не соответствовала требованиям аукционной документации. При этом суд верно указал, что ответчики не представили доказательств того, что указанные в первой части заявки победителя аукциона характеристики являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в технической документации и в контракте (ч. 7 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном судом первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, при этом изложенные в апелляционной жалобе ответчика ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" ссылки на соответствие поставляемого оборудования нормативным требованиям, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не исключают правомерности выводов суда первой инстанции о том, что первая часть заявки ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" не соответствовала требованиям ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и техническому заданию на аукцион, а именно данным участником аукциона были заявлены иные характеристики объекта закупки по параметрам электропитания, частоте, габаритам металлодетектора; кроме того в первой части заявки отсутствовали такие характеристики, как указание на относительную влажность, количество программ обнаружения, время световой индикации тревоги.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в порядке ч. 7 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ допускается поставка товара, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте; при этом исполнение контракта сопровождается приемкой поставленного товара с проведением в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы (ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ).
Доказательств того, что предложенный ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" товар (арочный металлодетектор БЛОКПОСТ РС-800 СД) соответствует требованиям документации об аукционе (техническому заданию) или технические и функциональные характеристики данного товара являются улучшенными по сравнению с указанными документации об аукционе (техническом задании), в материалах дела не имеется. При этом ссылки ответчика на то, что оборудование является улучшенным, поскольку размеры представленного оборудования являются большими по сравнению с указанными в заявке, по мнению суда апелляционной инстанции, сами по себе о лучшем качестве предложенного оборудования не свидетельствуют, поскольку согласно аукционной документации (техническому заданию) существенными характеристиками для оборудования заказчиком указаны, в том числе, параметры электропитания; относительная влажность без конденсации; количество программ обнаружения (20 заводских и 4 пользовательские программы), количество уровней чувствительности для каждой программы (100 уровней); время световой индикации тревоги (настраивается от 1 до 99 секунд); автоматическая самодиагностика; энергонезависимая память для сохранения установок; релейный выход типа С для подачи сигнала на внешние устройства. Также суд апелляционной инстанции полагает, что имеющиеся в материалах дела копия руководства по эксплуатации арочного металлодетектора БЛОКПОСТ РС-800 СД и копия сертификата соответствия, данные выводы суда не опровергают.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что аукционной комиссией были допущены нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, выразившиеся в допуске к участию в электронном аукционе лица, представившего заявку, не соответствующую требованиям аукционной документации (техническому заданию) и законодательства о закупках. Допущенные заказчиком нарушения порядка проведения спорного электронного аукциона повлияли на определение победителя, являются существенными и верно приняты судом первой инстанции в качестве оснований для признания недействительными данного электронного аукциона и заключенного по его результатам государственного контракта (при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле следует, что государственный контракт от 27.04.2015 заключен, но не исполнен).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных судом обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылки ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания (т. 4 л.д. 76), судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что нахождение представителя юридического лица в отпуске не является препятствием к осуществлению процессуальных полномочий юридического лица через иных его представителей, уполномоченных в установленном процессуальным законодательством порядке, и не является уважительной причиной для отложения судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Определением Семнадцатого арбитражного суда от 26.08.2015 у заявителя апелляционной жалобы ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" запрошен оригинал платежного поручения от 06.08.2015 N 1381 на сумму 3 000 рублей, которое представлено при подаче апелляционной жалобы в электронном виде через систему "Мой арбитр". Между тем ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" на основании заявления от 08.10.2015, поступившего в суд апелляционной инстанции 15.10.2015, просит приобщить к материалам дела платежное поручение от 01.10.2015 N 1715 на сумму 3000 рублей, также представленное в электронном виде через систему "Мой арбитр". Подлинники платежного поручения от 06.08.2015 N 1381 на сумму 3 000 рублей, платежного поручения от 01.10.2015 N 1715 на сумму 3000 рублей в суд апелляционной инстанции ООО "Группа компания "ИРА-ПРОМ" не представлены. В связи с чем вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не может быть рассмотрен, что не лишает заявителя апелляционной жалобы разрешить данный вопрос в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2015 года по делу N А60-18320/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "ИРА-ПРОМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18320/2015
Истец: ООО "Локаторная техника"
Ответчик: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ИРА-ПРОМ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Третье лицо: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ИРА-ПРОМ"
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10384/16
09.09.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7356/15
18.10.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7356/15
16.10.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7356/15
21.07.2015 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-18320/15
16.07.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7356/15