Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2015 г. N 09АП-39486/15
г. Москва |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А40-3000/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 июля 2015 года
по делу N А40-3000/15, принятое судьёй Козловым В.Ф
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго"
к ответчикам: Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве; открытому акционерному обществу "Российские железные дороги";
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, открытое акционерное общество "Завод по ремонту электротехнического оборудования", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании права собственности, устранении кадастровой ошибки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ларина С.В. (доверенность от 06.03.2015)
от ответчика: от ОАО "РЖД" - Макаренко И.А. (доверенность от 03.10.2014)
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Мосэнерго" с иском к ответчикам Территориальному управлению Росимущества в городе Москве, ОАО "РЖД" о признании права собственности на линейное сооружение "Железнодорожная ветка" протяженностью 509 м к.н. 77:05:005003:5925 по адресу: г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, в составе участков N 7 протяженностью 431,34 м с границами от ворот N 1 цеха завода РЭТО до светофора М-35 и N 10а протяженностью 78 м с границами от светофора М-37 до упора, исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте.
Решением суда от 16 июля 2015 года исковые требования к ответчику ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены. В иске к Территориальному управлению ФАУГИ отказано.
При этом суд пришел к выводу, что ОАО "Мосэнерго" создано 25 сентября 1992 г. в результате приватизации государственного предприятия "Московское производственное объединение энергетики и электрификации "Мосэнерго".
Собранными доказательствами подтверждается, что спорная железнодорожная ветка на балансе предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых было передано в уставный капитал ОАО "РЖД", не состояла.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Спорное имущество на дату создания ОАО "РЖД" уже находилось в собственности ОАО "Мосэнерго".
С решением не согласилось ОАО "Российские железные дороги", подало апелляционную жалобу, у которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске к ОАО "Российские железные дороги".
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что объект был поставлен на технический учет Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" под инвентарным номером 45:296:002:000125230, по результатам технической инвентаризации выполненной на 10 декабря 2008 г.
Таким образом, уполномоченное на инвентаризацию предприятие подтвердило, что государственный регистратор, регистрируя на праве собственности за ОАО "РЖД" железнодорожный путь протяженностью 5430 м., инв. N 45:296:002:000125230, в том числе, зарегистрировал за ОАО "РЖД" участок спорного пути, который является частью пути общего пользования N10 станции Коломенское.
Принадлежность железнодорожного пути N 10 станции Коломенское организациям железнодорожного транспорта подтверждается архивными данными ОАО "РЖД", а именно продольными профилями станционных путей станции Коломенское, датированными 1995 годом, в которых описаны все пути станции Коломенское с границами.
Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации были отнесены исключительно к федеральной собственности (см. п. 4 раздела IV "Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства").
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 16 июля 2015 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, ОАО "Мосэнерго" создано в результате приватизации государственного предприятия "Московское производственное объединение энергетики и электрификации "Мосэнерго" в порядке, предусмотренном Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, Указами Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно - энергетического комплекса в акционерные общества", и в соответствии с разделом 2 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", п.п. 4, 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, является правопреемником государственного предприятия в полном объеме в отношении всех основных средств, поименованных в акте оценки.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Москвы от 26 марта 1993 г. N 196-р "О приватизации государственного предприятия "Московское производственное объединение энергетики и электрификации "Мосэнерго" принято решение преобразовать государственное предприятие в акционерное общество открытого типа энергетики и электрификации "Мосэнерго", являющееся правопреемником государственного предприятия в полном объеме, в т.ч. прав пользования землей и другими природными ресурсами, утвержден план приватизации.
Из приложения N 1 к плану приватизации следует, что в состав МПО Мосэнерго входил Завод по ремонту электротехнического оборудования по адресу: г.Москва, Старокаширское шоссе, 4а (п. 39 приложения).
Пообъектный состав имущества, вошедшего в уставный капитал акционерного общества, содержится в акте оценки, утвержденном распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 01.10.2003 N 4689-р, в соответствии с документами, представленными комиссией, созданной распоряжением Минимущества России от 31.01.2003 N 435-р по подтверждению права собственности на недвижимое имущество МПО "Мосэнерго", учтенное при расчете уставного капитала ОАО "Мосэнерго", основанными на материалах инвентаризации, проведенной в 1992 году, сведениях БТИ, карточках инвентарного учета и бухгалтерского баланса, в редакции распоряжения Минимущества России от 11.05.2004 N 1630-р, которым перечень имущества, включенного в акт оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств филиала МПО "Мосэнерго" - Южные электрические сети, по состоянию на 1 июля 1992 г. дополнен строкой 1570 - объект "Железнодорожная ветка, 509 п.м.", адрес г. Москва, Старокаширское шоссе, вл. 4а, год ввода в эксплуатацию 1948, первоначальная (балансовая) стоимость 2 106 тыс. руб., износ 100%, остаточная стоимость 0 тыс. руб.
Указанная железнодорожная ветка создана в соответствии с объединенным решением Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов депутатов трудящихся от 9 марта 1948 г. N 357-10/48 "Об отводе "Мосэнерго" под строительство Южной подстанции и соединительной железнодорожной ветки к ней земельного участка площадью 14 гектаров из земель колхоза "Красный огородник-садовод" селения Садовники Ленинского района", согласно которому принято решение просить Совет Министров Союза ССР разрешить отвести указанный земельный участок согласно приложенному схематическому чертежу.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23 апреля 1948 г. N 4700-р принято указанное предложение об отводе земли с возложением расходов, связанных с отводом земли, на "Мосэнерго" Министерства электростанций.
Документы, на основании которых осуществлялось строительство и ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки, в архивах не обнаружены, однако из решения заместителя управляющего Мосэнерго по вопросу разделения территории при Южной подстанции в связи с реорганизацией завода РЭТО Мосэнерго от 1 июля 1959 г. N 10 следует, что железнодорожная ветка от ворот подстанции N 213 до границы с железнодорожными путями ст. Коломенская М.К.Д. ж.д. была построена и принята на баланс Южного района электросетей Мосэнерго.
По проектному плану N 05-568 "Жел. дор. ветвь подстанции Мосэнеро N 213" "План и продольный профиль железнодорожной ветки подстанции Мосэнерго N 213", изготовленному Московским отделением Союзтранспроекта МПС СССР в 1946 году, железнодорожная ветка начинается от упора пр. 128,60, примыкает к железнодорожному пути через стрелочный перевод и заканчивается на территории подстанции.
В 1959 году в связи с созданием завода РЭТО на базе ремонтно- электромеханического цеха высоковольтных воздушных сетей с подчинением непосредственно Мосэнерго (приказ управляющего Московским районным управлением энергетическим хозяйством Мосэнерго от 23.02.1959 N 30) принято вышеуказанное решение от 1 июля 1959 г. N 10 о разделении территории при Южной подстанции и передаче железнодорожной ветки вместе с частью территории с баланса Южного района на баланс завода РЭТО. Передача имущества оформлена актом от 23 июля 1959 года, в котором стороны отразили, что с баланса Южного района электросетей Мосэнерго на баланс завода РЭТО Мосэнерго передается железнодорожная ветка на участке от ворот подстанции N 213 до границы с железнодорожными путями ст. Коломенское МКД ж.д., железнодорожная ветка проходит от ворот здания СК подстанции N 213 до границы ж.д. путей станции Коломенское, к ней относится тупик в сторону Москвы и пути в сторону ст. Коломенское до шлагбаума. Общая длина ветки 1 000 п.м. В акте имеется ссылка на вышеуказанный проектный план 1946 года N 05-568.
Из технического паспорта подъездного железнодорожного пути завода РЭТО - филиала АО "Мосэнерго", составленного по состоянию на февраль 1998 г., согласованного директором завода РЭТО и начальником ст. Коломенское, следует, что подъездной железнодорожный путь принадлежит заводу РЭТО филиалу АО "Мосэнерго", примыкает стрелочным переводом N 43 к 10 пути ст. Коломенское, и состоит из пути N 7 от изолированного стыка М-35 длиной 577,5 м и пути N 10а от рамного рельса СП43 до упора длиной 78 м.
18 декабря 2012 г. Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" проведена техническая инвентаризация и изготовлен технический паспорт на линейное сооружение незавершенный строительством объект "Железнодорожная ветка", инв.н. 45:296:002:000228260. Из паспорта следует, что протяженность объекта составляет 509 м., объект состоит из пути N 7 от ворот N 1 до светофора М-35 протяженностью 431,34 м и пути N 10а от светофора М-37 до упора протяженностью 78 м.
На основании технического паспорта железнодорожная ветка принята на кадастровый учет как объект незавершенного строительства с к.н. 77:05:005003:5925, что подтверждается кадастровым паспортом.
Одновременно часть спорной железнодорожной ветки, а именно путь 10а, учтена Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в составе объекта "линейное сооружение Железнодорожный путь" инв.н. 45:296:002:000125230, протяженностью 5 430 м, что следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 10 декабря 2008 г.
В примечаниях к общим сведениям в техническом паспорте указано, что объект зарегистрирован в составе СГГГК Московско-Окружной дистанции пути, техническая документация от 20 февраля 2004 г., инв.н. 17:205:001:006653110, с 1 по 77 км Павелецкого направления МЖД, в реестре прав сделана запись регистрации от 23.03.2004 N 77-01/30-908/2003-658.
В технический паспорт внесены сведения о правообладателе объекта - ОАО "РЖД", на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" от 30.09.2003, утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р.
В реестр прав внесена запись от 23.12.2010 N 77-77-22/033/2010-553 о государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на объект "железнодорожный путь, протяженность 5 430 м, инв.н. 45:296:002:000125230, что подтверждается свидетельством на бланке 77-АН N 009739.
Из сличения ситуационных планов объектов недвижимого имущества, имеющихся в составе технически паспортов объектов "линейное сооружение незавершенный строительством объект "Железнодорожная ветка", инв.н. 45:296:002:000228260 и "линейное сооружение Железнодорожный путь" инв.н. 45:296:002:000125230, плана земельного участка в составе кадастрового паспорта объекта инв.н. 45:296:002:000125230, а также ситуационного плана в составе кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства с к.н. 77:05:005003:5925, усматривается, что объект инв.н. 45:296:002:000228260 в части отрезка от светофора М- 37 до упора, т.е. пути 10а, включен в состав объекта инв.н. 45:296:002:000125230, право собственности на который зарегистрировано за ОАО "РЖД".
Расположение путей 7 и 10а по отношению к стрелочному переводу указывает на то, что эксплуатация пути 7 невозможна без использования пути 10а.
Признавая требования истца обоснованными, суд пришел к следующим выводам. В соответствии с п. 3 ст. 2 закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в Российской Федерации", действовавшего до принятия Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ, имущество в РСФСР может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).
Государственная собственность в РСФСР выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Согласно ст. 21 закона предприятия транспорта могут находиться в государственной собственности РСФСР и субъектов Федерации Распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы (ст. 20 закона).
В силу ст. 25 закона предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
Предприятия и объекты электроэнергетики, также как и железнодорожного транспорта независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, на основании п. 3, 4 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" отнесены исключительно к федеральной собственности.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 Гражданского кодекса).
ОАО "Российские железные дороги" создано 23 сентября 2003 г. в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в порядке, определенном Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Формирование уставного капитала ОАО "РЖД" осуществлялось на основании сводного передаточного акта, утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р в порядке, установленным п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N29-ФЗ.
ОАО "Мосэнерго" создано 25 сентября 1992 г. в результате приватизации государственного предприятия "Московское производственное объединение энергетики и электрификации "Мосэнерго".
Собранными доказательствами подтверждается, что спорная железнодорожная ветка на балансе предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых было передано в уставный капитал ОАО "РЖД", не состояла.
В этой связи ссылка ответчика ОАО "Российские железные дороги" на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 как на основание отнесения спорного имущества к объектам железнодорожного транспорта, отклоняется судебной коллегией.
Спорный объект является железнодорожным подъездным путем необщего пользования и не входит в состав железнодорожного пути общего пользования, принадлежащего ответчику на праве собственности.
Истцом предоставлены документы, подтверждающие проектирование в 1946 году спорного объекта как подъездного железнодорожного пути в границах от упора до электроподстанции N 213, отвод компетентными органами в 1948 году земельного участка для строительства спорного объекта для обеспечения производственной деятельности Южной подстанции электросетей Мосэнерго и передачу в 1959 году с баланса Южных электросетей на баланс завода РЭТО спорной железнодорожной ветки в проектируемых границах (подробнее в разделе I искового заявления).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что спорный объект изначально в 1946 году проектировался вместе с тупиком (упором): железнодорожная ветка к подстанции N 213 начиналась от упора (проектная отметка пр. 123.80) и заканчивалась на территории подстанции, что подтверждается проектным планом N 05-568 "Жел. дор. ветвь подстанции Мосэнерго N 213", подготовленным Московским отделением Министерства путей сообщения СССР (материалы дела, том 3, л.д. 35).
Спорный объект относится к железнодорожным путям необщего пользования, так как является подъездным путем, примыкающим непосредственно к 10-му железнодорожному пути общего пользования ст. Коломенское стрелочным переводом N 43, и предназначен для выполнения работ для собственных нужд пользователя (завода РЭТО) (ст. 2 Федерального закона о железнодорожном транспорте, ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Весь спорный железнодорожный подъездной путь, включая участок N 7 протяженностью 431,34 м (с границами от ворот N 1 цеха завода РЭТО до светофора М-35) и участок N 10а протяженностью 78 м (с границами от светофора М-37 до упора), составляет единое целое, строился исключительно для нужд правопредшественника истца и раздельно эксплуатироваться не может, так как иным образом поставить вагоны на территорию завода РЭТО не представляется возможным.
Каждый участок спорного пути имеет свое функциональное назначение: участок N 10а является предохранительным тупиком, участок N 7 - погрузо-выгрузочным путем. Оба участка пути примыкают к железнодорожному пути общего пользования N 10 станции Коломенское стрелочным переводом N 43 (согласно техническому паспорту подъездного железнодорожного пути, согласованному начальником ст. Коломенское, по состоянию на февраль 1998 года, приложение N 14 к исковому заявлению).
Поскольку истцом представлены неоспоримые доказательства, что спорное имущество создано правопредшественником истца и во владение ответчика либо предприятий железнодорожного транспорта, существовавших до создания ОАО "Российские железные дороги", в установленном законом порядке не передавалось, требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции применительно к положениям ст.217 ГК РФ.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2015 года по делу N А40-3000/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3000/2015
Истец: 1 Управление Росреестра по Москве, ОАО "Мосэнерго", ОАО "Мосэнерго"
Ответчик: ОАО "РЖД", Территореальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в г. москве, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ, ОАО "РЖД", ОАО завод по ремонту энерготехнического оборудования, ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиипо г. Москве", ГБУ Центральный Архив научно-технической документации Москвы