город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2015 г. |
дело N А32-16029/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Логунова Н.С. по доверенности от 15.10.2015;
от заинтересованного лица: представитель Кабачек М.И. по доверенности от 30.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Частная пивоварня "Лис""
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 по делу N А32-16029/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частная пивоварня "Лис""
к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Частная пивоварня "Лис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 22.04.2015 года N 07-10/74 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
ООО "Частная пивоварня "Лис" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием прямого умысла и негативных последствий в совершении административного правонарушения. Ошибки, допущенные при подаче деклараций за 2, 3 кварталы 2014 года, были допущены обществом по неосторожности и в связи с техническими ошибками программного обеспечения, об устранении которых было подано в управление соответствующее ходатайство об открытии доступа для представления корректирующей декларации. Таким образом, после обнаружения факта искажения информации общество предприняло все зависящие от него меры по исправлению искаженной информации. Кроме того, заявитель считает, что вмененное в оспариваемом постановлении административное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям в области государственного регулирования алкогольного рынка.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления повторил доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате проведенного управлением анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представленных обществом за 2-3 кварталы 2014 года, установлено искажение данных, содержащихся в декларациях, что является нарушением требований Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года N 815 (далее - Правила).
В частности в корректирующей декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения N 3 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленной ООО "Частная пивоварня "ЛиС" за 3 квартал 2014 года, отражены остатки алкогольной продукции (пива) (код вида продукции 500) на начало отчетного периода в общем объеме 747,0 дал, однако в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 3 к Правилам), представленной ООО "Частная пивоварня "Лис" за 2 квартал 2014 года, остатки алкогольной продукции на конец отчетного периода не отражены.
Фактически остатки пива (код вида продукции 500) на конец 2-ого и начало 3-его кварталов 2014 года составляют 747,0 дал, что подтверждается первичными документами, представленными ООО "Частная пивоварня "Лис".
Таким образом, отклонение по остаткам алкогольной продукции (пива) на конец 2-ого и начало 3-ого кварталов 2014 года составляет 747,0 дал.
В декларации об использовании производственных мощностей (по форме Приложения N 10 к Правилам), представленной ООО "Частная пивоварня "Лис" за 3 квартал 2014 года, в графе 5 "Норма минимального использования производственной мощности (дал/год)" отражен объем 11956,0 дал, в то время как в соответствии с приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. N 231 в данной графе отражается норма мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта.
Также в декларации по форме N 10 не отражена информация в графе 9 "Производственная мощность, в том числе за III квартал".
Определением управления от 06.03.2015 года N 07-10/74 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
В ходе проведения административного расследования, управлением истребованы у общества первичные учетные документы на произведенную и реализованную алкогольную продукцию (товарные накладные и др.).
После завершения административного расследования, уполномоченным должностным лицом ответчика 31.03.2015 года, в присутствии законного представителя общества Логунова Д.В., составлен протокол об административном правонарушении N 07-10/74, в котором действия общества квалифицированы по статье 15.13 КоАП РФ. Копия протокола под роспись вручена Логунову Д.В.
Заместителем руководителя управления 22.04.2015 года, в присутствии руководителя общества Логунова Д.В., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление N 07-10/74 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей. Копия постановления под роспись вручена Логунову Д.В.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в его оспаривании.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Указанная норма включает в себя два самостоятельных состава административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на искажение информации в названных декларациях, или несоблюдение порядка и срока их подачи.
При этом искаженными данными в смысле вмененной обществу статьи КоАП РФ следует считать такие сведения, которые на момент внесения их в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент юридическому лицу было известно, что такие сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, в том числе первичных учетных документах, и у него имелась возможность их исправить.
Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержденных Постановлением Правительства РФ "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 09.08.2012 N 815 (далее - Постановление N 815) декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В соответствии с п. 20 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержденных Постановлением Правительства РФ "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 09.08.2012 N 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" N 231 от 23.08.2012 утвержден порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, согласно которому должны заполняться декларации.
На основании пункта 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В силу пунктов 5, 6, 8, 9, 12 Постановления N 815 организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков ежеквартально представляют в контролирующий орган декларации по формам приложения N N 3,4,6,7,10.
Из материалов дела следует, что общество в установленный срок направило в адрес уполномоченного органа по телекоммуникационным каналам связи декларацию об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения N 3 к Правилам.
Однако управлением, а также судом первой инстанции было верно установлено, что общество исказило информацию при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 2 и 3 квартал 2014 года.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Так, в декларации за 2 квартал 2014 общество не отразило остатки алкогольной продукции на конец отчетного периода, поскольку остаток алкогольной продукции на конец 2-го квартала 2014 года, начало 3-го квартала 2014 года составил 747 дал.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод, что обществом допущено искажение информации, содержащейся в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения N 3 к Правилам за 2 квартал 2014 года.
Кроме того, согласно материалам дела обществом в декларации по форме N 10 к Правилам, представленной в уполномоченный орган за 3 квартал 2014 года, в графе 5 "Норма минимального использования производственной мощности (дал/год)" отражен объем 11956,0 дал, в то время как в соответствии с приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. N231 в данной графе отражается норма мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта.
Однако, в соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее -Федерального закона N 171-ФЗ) пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта.
Также в декларации по форме N 10 не отражена информация в графе 9 "Производственная мощность, в том числе за III квартал".
Общество не оспаривает факт допущенного административного правонарушения, при этом указывает на то что, допущенные обществом искажения в декларациях об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, за 2 и 3 квартал 2014 года, произошли вследствие неконтролируемого технического сбоя при формировании вышеуказанных деклараций.
При этом общество ссылается на отсутствие прямого умысла в выгрузке файлов с допущенными ошибками.
В апелляционной жалобе общество указывает, что направление деклараций за 2 квартал 2014 года с отсутствием информации об остатках алкогольной продукции на конец отчетного периода было вызвано технической ошибкой программного обеспечения, а именно неполадками программного комплекса "1С". Общество также указало, что нарушения при заполнении декларации за 3 квартал 2014 по форме N 10 в графе 5, 9, допущены по неосторожности и невнимательности ответственного сотрудника (человеческий фактор).
Данным доводам была дана надлежащая оценка в суде первой инстанции, в соответствии с которой не представлены какие-либо прямые доказательства существования технических причин, не позволяющих представить в уполномоченный орган деклараций, содержащих достоверные сведения.
Невнимательность сотрудника не оправдывает допущенные обществом ошибки при подаче деклараций, так как общество, принимая на работу работника, несет ответственность за ненадлежащее исполнение работником его должностных обязанностей и действующего законодательства.
Из материалов по делу об административном правонарушении следует, что правонарушение было допущено 18.07.2014 и 18.10.2014. Между тем, ходатайство общества N 3 об открытии доступа для представления корректирующей декларации датировано 18.09.2014.
Письмом управления от 07.11.2014 в удовлетворении ходатайства было правомерно отказано, поскольку в пункте 30 Правил N 815 не прописана возможность представления корректирующих деклараций после истечения установленного срока, то есть после окончания квартала, следующего за отсчетным кварталом.
Таким образом, нарушения в срок устранены не были, что послужило основанием отказа управления во внесении соответствующих изменений.
Общество является профессиональным участником рынка алкогольной продукции и осознавало важность своевременного предоставления достоверных сведений и возможную ответственность за предоставление искаженных декларируемых данных.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закреплённых Федеральным законом N 171-Фз от 22.11.1995 года, Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года, N 815, Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.08.2012 года, N 231.
Заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований по достоверному отражению в декларации по форме Приложения N 3 к Правилам за 2 квартал 2014 года данных об остатках алкогольной продукции на конец отчетного периода, а также надлежащему заполнению декларации по форме Приложения N 10 к Правилам за 3 квартал 2014 года.
В силу изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является верным.
Оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения и выводов суда первой инстанции относительно вопроса малозначительности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 по делу N А32-16029/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16029/2015
Истец: ООО "Частная пивоварня "ЛиС", ООО "Частная пивоварня "Лис""
Ответчик: Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка