город Москва |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А40-31879/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей |
Румянцева П.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Соломбалалес"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2015 по делу N А40-31879/15 принятое судьей Ласкиной С.О. (шифр судьи: 33-246)
по заявлению ООО "Управляющая компания "Соломбалалес" (ОГРН 1052901029499, 163059, Архангельск, ул. Кировская, д. 4)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (109074, Москва, Китайгородский проезд, д. 7)
третьи лица: 1) Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (163004, Архангельск, ул. Выучейского, д. 18), 2) ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (163012, Архангельск, ул. Добролюбова, д. 1, корп. 1), 3) ОАО "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (163059, Архангельск, ул. Кировская, д. 4)
об оспаривании приказа об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - Кимлык И.С. по доверенности от 30.04.2015;
от третьих лиц - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО УК "Соломбалалес" с заявлением к Министерству промышленности и торговли РФ о признании недействительным приказа от 20.01.2015 N 57.
В качестве третьих лиц привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат", ОАО "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат".
Решением суда от 22.06.2015 в удовлетворении требований ООО "Управляющая компания "Соломбалалес" о признании недействительным приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 20.01.2015 N 57 отказано. При этом суд исходил из того, что доказательств несоответствия оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
С решением суда не согласился заявитель - ООО УК "Соломбалалес" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, требование удовлетворить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что на момент издания ответчиком Приказа N 57 не была определена законность Распоряжения МПР от 24.02.2014 г. N 90р и соответственно, ответчиком необоснованно положено распоряжение в основу обжалуемого приказа в нарушение судебного запрета.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представители заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Заявителем подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третьим лицом (Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу также изложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 04.08.2008 г. N 49 инвестиционный проект "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (т.1 л.д.22).
В соответствии со ст. 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Согласно положениям ст. 1 Закона N 39-ФЗ инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения установлено, что ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1361) в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В случае если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения такой информации.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
Расторжение договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством.
В случае если в течение 30 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не поступило заявление заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта из перечня либо заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направляет в адрес заинтересованного органа уведомление о намерении исключить инвестиционный проект из перечня. В случае если в течение 14 дней с момента направления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомления заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков. Данное решение может быть оспорено инвестором в судебном порядке.
В п.2 Распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.02.2014 г. N 90р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжения договоров аренды лесных участков" указано о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с п.19 Положения и распоряжениями Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.02.2014 г. N 90р и от 20.08.2014 г. N 698р издан оспариваемый приказ от 20.01.2015 г. об исключении инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
ООО "Управляющая компания "Соломбалалес" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по направлению предписания, незаконными действий Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по направлению в Минпромторг России заявления об исключении инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24 февраля 2014 г. N 90р.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 3 июня 2014 г. по делу N А05-6651/2014 заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично. Приостановлено действие распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.02.2014 N90р. Судом отказано ООО "Управляющая компания "Соломбалалес" в принятии обеспечительных мер о запрете Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совершать действия по исключению инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов области освоения лесов
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2014 г. по делу N А05-6651/2014 пункт 4 Распоряжения признан недействительным, обеспечительные меры отменены, за исключением приостановления действия пункта 4 Распоряжения.
При этом пунктом 4 Распоряжения признаны утратившими силу распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10 апреля 2008 г. N 128 "Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" и распоряжение Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 15 сентября 2011 г. N 218р "О необходимости внесения изменений в концепцию инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов", включенного приказом Минпромторга России от 4 августа 2008 г. N 49 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов". В удовлетворении остальной части требований ООО "Управляющая компания "Соломбалалес" отказано. Действия Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по направлению предписания, по направлению в Минпромторг России заявления об исключении инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов признаны законными.
Определением от 09.12.2014 по делу N А05-6651/2014 Арбитражный суд Северо-Западного округа удовлетворил ходатайство ООО "Управляющая компания "Соломбалалес" о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2014 г. и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2014 г.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2015 г. решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2014 г. и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2014 г. по делу N А05-6651/2014 оставлены без изменения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств несоответствия оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Оспариваемый Приказ был издан в соответствии с п.19 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" и распоряжениями Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.02.2014 г. N 90р и от 20.08.2014 г. N 698р.
При этом Распоряжение от 24.02.2014 г. N 90р было признано недействительным судом только в части пункта 4.
Целью обращения в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в соответствии с положениями ст. 4, 198 АПК РФ является восстановление нарушенных прав и законных интересов.
Заявитель не обосновал в соответствии со ст. 65 АПК РФ, каким образом оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлено требование о признании незаконным оспариваемого приказа.
Заявитель также не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли в результате вынесения оспариваемого приказа, либо незаконно возложены в результате указанного обстоятельства какие-либо обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется, поскольку оспариваемый приказ издан в соответствии с действующим законодательством и нарушения прав и законных интересов заявителя не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2015 по делу N А40-31879/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31879/2015
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СОЛОМБАЛАЛЕС"
Ответчик: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли РФ
Третье лицо: Конкурсный управляющий ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" Епифанов П. В., Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ОАО " Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат", ОАО "Соломбальский ЛДК", ОАО "Соломбальский ЦБК", ОАО "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат"