город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2015 г. |
дело N А53-9764/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В., судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Щетининым П.И.,
при участии:
от истца - представитель Мельникова О.В. по доверенности;
от ответчика - представитель Намаконов Д.Г. по доверенности от 03.09.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дон Терминал" на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Корх С.Э.) от 20.08.2015 по делу N А53-9764/2015 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Дон Терминал"
(ИНН 6101032673, ОГРН 1026100507069) при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Эверайз", общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Бункер", о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дон Терминал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дон Терминал" (далее - ответчик) о взыскании 11 898 784 рублей 89 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (исковые требования изложены с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец полагает, что ответчик не обеспечил соблюдение технологических норм выгрузки грузов, в результате чего десять поездов были "брошены" в пути следования на промежуточных станциях, за время задержки вагонов на промежуточных станциях на основании актов общей формы начислена плата за пользование вагонами.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что часть вагонов была отправлена грузовладельцами (ООО "Эверайз", ООО "Лукойл-Бункер") без согласования с грузополучателем, в результате чего плата за пользование вагонами в сумме 381 143 рублей 20 копеек, на основании актов общей формы 11003, 11009, 11076 начислена необоснованно. Оспорил свою вину задержке поездов, сославшись на то, что вагоны были единовременно доставлены на станцию назначения, что препятствовало их своевременной выгрузке, заявил ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2015 заявленные исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 11 898 784 рублей 89 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 82 494 рубля расходов по оплате государственной пошлины.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку ответчик не обеспечил соблюдение технологических норм выгрузки грузов, в результате чего десять поездов были "брошены" в пути следования на промежуточных станциях, за время задержки вагонов на промежуточных станциях, истцом правомерно на основании актов общей формы начислена плата за пользование вагонами.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт настаивает на доводах о том, что часть вагонов принята перевозчиком к перевозке без подтверждения грузополучателя о готовности принять груз, при отсутствии договорных правоотношений между грузополучателем и грузоотправителем; суд первой инстанции не учел довод ответчика о перерабатывающей способности грузополучателя, а так же неправомерно отклонил ходатайство о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, в соответствии с положениями которого истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика против доводов апеллянта возражал, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Донтерминал" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Донтерминал", примыкающего к железнодорожному ходовому пути N 9 ОАО "Азовский морской порт", при станции Азов СКЖД N 38/1 от 28.05.2013. Указанный договор был подписан сторонами с протоколом разногласий, далее стороны достигли соглашения по всем условиям договора, подписав протокол урегулирования разногласий от 30.06.2013. В пункте 7 протокола урегулирования разногласий установлено, что договор вступает в законную силу 10.09.2013. В соответствии с пунктом 30 договор действует до 16.05.2017 включительно, в связи с чем, договор N 38/1 от 28.05.2013 регулирует правоотношения сторон в спорный период.
В соответствии с положениями пункта 1 договора, осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к ходовому пути N 9 ОАО "Азовский морской порт" стрелочным переводом N 200.
В соответствии с положениями пункта 7 договора, сдаваемые на ж.д. путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N 4,5 владельца. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам выгрузки.
Пунктом 13 в редакции протокола урегулирования разногласий установлено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов:
- срок оборота вагонов под одной грузовой операцией с 01 марта по 30 ноября - 6 часов;
- срок оборота вагонов под одной грузовой операцией с 01 декабря по 28 (29) февраля - 12 часов.
Пунктом 19 договора установлены платежи, которые вносит владелец перевозчику, в том числе подпунктом "б" пункта 19 договора N 38/1 в редакции протокола урегулирования разногласий установлено, что за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их ж.д. станцией по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 % от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Названным пунктом в редакции протокола урегулирования разногласий установлен перечень причин зависящих от владельца, среди таких причин в подпункте "а" указано: занятость фронтов погрузки выгрузки по причине невыполнения технологических сроков оборота вагонов, установленных договором.
В адрес ответчика в период октябрь-декабрь 2014 года в адрес ООО "Донтерминал" на станцию назначения Азов следовали поезда с грузом мазут топочный, десять поездов были брошены в пути следования по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "Донтерминал".
Поезд индекс 6120-354-5108 в составе 59 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Кулешовский с 24.11.2014 г. 20 час 56 минут до 10.12.2014 г. 23 часа 02 минуты. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 763 194 рубля 70 копеек без учета НДС.
Поезд индекс 5100-511-5108 в составе 35 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Гниловская с 17.10.2014 г. 18 час 50 минут до 21.10.2014 г. 15 часов 53 минуты. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 157 668 рублей без учета НДС.
Поезд индекс 5482-851-5108 в составе 64 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Гниловская с 27.11.2014 г. 00 час 25 минут до 30.12.2014 г. 00 часов 56 минуты. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 2 997 139 рублей 20 копеек без учета НДС.
Поезд индекс 6000-557-5108 в составе 52 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Гниловская с 24.09.2014 г. 00 час 10 минут до 03.10.2014 г. 16 часов 35 минуты. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 758 279 рублей 60 копеек без учета НДС.
Поезд индекс 6482-852-5108 в составе 64 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Кизитеринка с 26.11.2014 г. 00 час 05 минут до 27.12.2014 г. 16 часов 01 минута. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 2 848 687 рублей 20 копеек без учета НДС.
Поезд индекс 5100-489-5108 в составе 11 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Батайск с 18.10.2014 г. 09 час 10 минут до 19.10.2014 г. 17 часов 12 минут. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 4 785 рублей без учета НДС.
Поезд индекс 6482-854-5108 в составе 69 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Грачи с 26.11.2014 г. 17 час 02 минуты до 22.12.2014 г. 22 часа 53 минуты. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 2 416 055 рублей 70 копеек без учета НДС.
Поезд индекс 5104-001-5108 в составе 25 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Ростов-Товарный с 31.10.2014 г. 10 час 20 минут до 07.11.2014 г. 14 часов 51 минута. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 75 854 рубля 50 копеек без учета НДС.
Поезд индекс 5104-001-5108 в составе 20 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Батайск с 29.10.2014 г. 13 час 20 минут до 02.11.2014 г. 13 часов 35 минут. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 42 381 рубль 60 копеек без учета НДС.
Поезд индекс 5131-138-5100 в составе 22 вагонов с грузом мазут топочный был задержан на промежуточной станции Гниловская с 27.10.2014 г. 20 час 45 минут до 03.11.2014 г. 12 часов 05 минут. За время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 181 393 рубля 60 копеек без учета НДС.
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции по причинам, зависящим от грузополучателя. Ответчик от подписи актов общей формы отказался.
Согласно представленному истцом в материалы дела расчету, общая сумма задолженности ООО "Донтерминал" составила 11 903 569 рублей 89 копеек.
На основании изложенного, истец обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
При принятии обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями названной статьи, железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы, за пользование вагонами, контейнерами, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Подпунктом "б" п. 19 установлено общее условие о внесении платы за пользование вагонами в соответствии с Тарифным Руководством N 2, безотносительно принадлежности вагонов и места их задержки (промежуточные станции или станция назначения). И далее в этом же пункте общее положение о внесении платы конкретизировано в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, на промежуточных станциях.
Согласно п. 12 Тарифного руководства в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства. Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также, арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331 отказано в признании недействующим пункт 12 Тарифного руководства N 2 и указано следующее. В случае, если вагон не принадлежит перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Согласно ч. 2 ст. 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Из системного толкования положений ст. 39 Устава следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом позиции, нашедшей отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, включает плату за пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (истцу, ОАО "РЖД") или только плату за пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит.
Таким образом, стороны в соглашении продублировали и согласовали законное основание и размер для внесения платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, в размере, установленном в таблице N 9 Тарифного руководство N 2, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N35/12".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. Указание в договоре на применение ставок платы, установленных в Тарифном руководстве N 2, свидетельствует о соответствии этого договора нормам антимонопольного законодательства в связи с тем, что ОАО "РЖД" является монополистом, цены на оказываемые услуги были установлены Федеральной службой по тарифам одинаково для всех пользователей этих услуг.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, зависящие от грузополучателя, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов Акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5. Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, факт и причина задержки вагонов - необеспечение ответчиком - грузополучателем своевременной выгрузки вагонов удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Причина задержки - нарушение срока оборота вагонов - является зависящей от ответчика, т.к. обязанность соблюдать данный срок установлена п. 13 договора. Нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов.
Довод ответчика касательно того, что часть вагонов была отправлена грузовладельцами (ООО "Эверайз", ООО "Лукойл-Бункер") без согласования с грузополучателем и указание на нарушение перевозчиком статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отклонена судом первой инстанции правомерно.
В соответствии с положениями статьи 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.
Согласно указанной нормы права грузоотправитель (контрагенты ответчика) подает заявку ГУ-12, в которой указывают количество вагонов и тонн которые грузоотправитель обязуется погрузить. После того, как груз погружен, оформлен перевозочный документ, перевозчик обязан принять груз к перевозке. В случае погрузки вагонов (тонн) в количестве большем или меньшем, чем указано в заявках грузоотправителей, контрагенты ответчика в рамках отдельных правоотношений с перевозчиком, урегулируют отношения, вытекающие из исполнения заявок ГУ-12 в соответствии с нормами статьей 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Заявки ГУ-12 необходимы для приема к перевозке порожних вагонов, т.е. исполнения предшествующего спорному, иного договора перевозки порожних вагонов, настоящий спор же спор вытекает из последующего договора перевозки груженых вагонов, субъектный состав договоров перевозки груженых и порожних вагонов различен. Ответчик не является стороной договора перевозки порожних вагонов, того договора для исполнения которого необходимо наличие заявок ГУ-12. Такое условие как наличие заявки ГУ-12 для приема к перевозке груженых вагонов нормативно не установлено.
Более того, заявки необходимы для приема к перевозке, т.е. исполнения предшествующего спорному иного договора перевозки порожних вагонов, настоящий спор же спор вытекает из последующего договора перевозки груженых вагонов, для приема к перевозке которых достаточно предъявления груза с оформленной ж.д. накладной и внесения провозной платы.
Как было указано ранее, в соответствии с положениями статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ОАО "РЖД" договор перевозки является публичным договором и ОАО "РЖД" как публичный перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в заключении договора перевозки, в случае составления грузоотправителем ж.д. накладной и оплаты тарифа. Исходя из указанных норм права перевозчик должен доставить и выдать груз, тому грузополучателю, который указан в ж.д. накладной. Нормами права на перевозчика не возложена обязанность контроля за добросовестностью выполнения сторонами своих прав и обязанностей, вытекающих из иных договоров, стороной которых перевозчик не является. В связи с тем, что услуга перевозки является публичной и перевозчик обязан обеспечить равный доступ для всех желающих, на одинаковых условиях и по одинаковой цене, и, учитывая большое количество пользователей услуг ж.д. транспорта, перевозчик не в праве вмешиваться во взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. В связи с тем что, наличие, либо отсутствие договора, заключенного между грузополучателем и владельцем груза, не отнесено законом к обстоятельствам, от которых зависит заключение договора перевозки, недобросовестное поведение контрагентов (ООО "Эверайз") не освобождает грузополучателя от внесения платы за пользование вагонами перевозчику.
Таким образом, ответчик, как добросовестная сторона гражданско-правовых отношений, обязан был самостоятельно информировать своих контрагентов и согласовывать с ними сроки и количество отправляемых вагонов. Тот факт, что грузоотправители отравили в адрес ответчика большее количество вагонов, чем он в состоянии выгрузить, не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы за время задержки вагонов согласуются с судебной практикой: Постановление ФАС СКО по делу А 53 - 24771/2012, А 53-19134/13.
Довод ответчика о том, что вагоны простаивали на путях станции Азов по причине их залповой отгрузки перевозчиком, не относимы к предмету спора, в связи с тем, что предметом исковых требований не является взыскание платы за вагоны, простаивающие на станции назначения Азов, а требования заявлены в отношении вагонов, задержанных на промежуточных станциях.
Тот факт, что грузоотправители отравили в адрес ответчика большее количество вагонов, чем он в состоянии выгрузить, не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы за время задержки вагонов.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (Постановление ФАС СКО по делу А 53 -24771/2012, Постановлением 15 АП по делу N А 53-22425/10, N А 53-6866/13, дела N А53-5338/14, А53-9586/14 (по спору между теми же сторонами)).
В соответствии с положениями статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки, перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз на станцию назначения.
Срок исполнения обязательства по доставке груза установлен статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки. На ж.д. накладной, которой оформляется договор перевозки, указана дата истечения срока доставки. Т.е. договор перевозки грузов относится к категории договоров с указанием предельного срока исполнения обязательства, по данной категории обязательств должник считается выполнившим обязательство в срок, если обеспечил исполнение обязательства в любой день, до даты истечения срока исполнения, т.е. дата истечения срока доставки является последним днем, в который возможно исполнение обязательства в срок, но не обозначает, что перевозчик обязан доставлять вагоны именно в последний срок даты доставки.
Ходатайство о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклонено судом первой инстанции правомерно ввиду следующего.
Плата за пользование вагонами не является мерой ответственности, а является платой за услугу по предоставлению путей общего пользования для нахождения на них вагонов любой принадлежности, предусмотренной п. 4 перечня работ и услуг субъектов естественных монополий в сфере ж.д. перевозок, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 643 от 05.08.2009, а также предусмотренной "б" п. 19 договора N 38/1, в связи с чем, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемые к мерам ответственности, которыми являются штрафы, пени, неустойка не могут применяться к плате за услуги. (постановление АС СКО от 22 мая 2015 года по делу N А53-23425/2014, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА53-6866/2013, NА53-26816/2013).
Согласно пункту 4.7 Правил и в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей.
Данным пунктом Правил установлено условие, которое является основанием для начисления платы за пользование вагонами в брошенных поездах, этим условием является невыполнение технологических сроков оборота вагонов. Еще одно условие для начисления платы за пользование вагонами за время задержки вагонов на промежуточных станциях установлено статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и этим условием является нарушение срока доставки. Таким образом, законом установлено два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов. (данные выводы суда согласуется с судебной практикой N А53-24771/2012, по делу N А53-9454/14, А53-7524/13, А53-23425/2014).
Плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования является по сути оплатой за услугу по предоставлению путей общего пользования, соответственно, имеет иную правовую природу, нежели неустойка, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 августа 2015 года по делу N А53-9764/2015 ( с учетом определений об исправлении опечаток, описок от 20 августа 2015 года и 08 сентября 2015 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9764/2015
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "Российские железные дороги" Северо-Кавказкая ж. д., СК ТЦФТО
Ответчик: ООО " ДОНТЕРМИНАЛ ", ООО "Дон Терминал"
Третье лицо: ООО "ЛУКОЙЛ - БУНКЕР", ООО "Лукойл-Бункер", ООО "Эверайз"