г. Москва |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А41-19279/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Устюжаниным А.А.,
при участии в заседании:
от ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" - Бондаренко А.А., представитель по доверенности от 09.06.2015 N 77АБ5870563; Парамонова О.А., представитель по доверенности от 09.06.2015 N 77АБ5870565; Выскубин А.А., представитель по доверенности от 28.04.2015 N 153/08,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ТУ ФАУГИ в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ФГУП Санаторий "Энергия" - Матюшкина Е.Н., представитель по доверенности от 09.09.2014; Свиридова Е.В., представитель по доверенности от 09.09.2014,
рассмотрев в судебном заседании заявление ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: ТУ ФАУГИ в Московской области, ФГУП Санаторий "Энергия" о признании незаконным отказа во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" (далее - ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ", учреждение, заявитель) обратилось в суд с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 25.12.2014 N МО-14/РКФ-806045 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке; обязании филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести сведения о ранее учтенных объектах недвижимости на земельный участок общей площадью 54,80 га., предоставленный ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ" на основании государственного акта на право пользования землей от 2 декабря 1977 года.
Определением Арбитражного суда Московской области от 18.05.2015 по делу N А41-19279/15 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ТУ ФАУГИ в Московской области и ФГУП Санаторий "Энергия" (том 2, л.д. 70).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2015 по делу N А41-19279/15 в удовлетворении заявленных требований отказано (том 2, л.д. 139-140).
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Определением от 30.09.2015 апелляционный суд в соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела N А41-19279/15 по правилам суда первой инстанции в связи с отсутствием доказательств надлежащего извещения ФГУП Санаторий "Энергия" о дате и времени судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции (том 3, л.д. 44-47).
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представители учреждения поддержали заявленные требования.
Представители ФГУП Санаторий "Энергия" возражали против заявленных требований.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся от 09.12.1949 N 3257/21 утвержден проект отвода земли санаторию "Энергия" Московского энергетического института им. В.М. Молотова, правопреемником которого является заявитель площадью 54,8 га (том 1, л.д. 61).
02.12.1977 санаторию "Энергия" исполнительным комитетом Солнечногорского районного (городского) Совета депутатов трудящихся по государственному акту передано в бессрочное пользование 54,80 га земли в границах согласно плану землепользования (том 1, л.д. 62-64).
16.12.2014 заявитель обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (Одинцовский отдел) о внесении в ГКН сведений о ранее учтенной объекте недвижимости земельного участка по адресу: Московская область, р-н Солнечногорский (том 1, л.д. 56).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области от 25.12.2014 отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В обоснование отказа заинтересованное лицо указало, что по адресу: Московская область, Солнечногорский район, в районе д. Николо-Черкизово содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070421:17 (площадью 136109 кв.м.) (том 1, л.д. 57-58).
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 7 статью 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре, Закон N221-ФЗ) если сведения и документы об указанном в части 6 ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
В соответствии со статьей 7 указанного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости предусматривает, что решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения"; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"; свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок"; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Пунктом 34 Порядка предусмотрены основания для принятия решения об отказе во внесении сведений, к числу которых относятся: отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом); противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в государственном кадастре недвижимости (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости); отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Как усматривается из материалов дела, 16.12.2014 заявитель обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (Одинцовский отдел) с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, р-н Солнечногорский.
К заявлению о внесении изменений о ранее учтенном объекте недвижимости ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" приложило копию государственного акта на право пользования землей от 02.12.1977. По мнению заявителя, им в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, поэтому оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя не имелось.
Между тем суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 30 апреля 1993 года приказом ректора МЭИ предприятие было переименовано в государственное предприятие "лечебно-оздоровительный комплекс "Энергия". Приказом Минобрнауки РФ от 10.12.1999 переименовано в государственное унитарное предприятие "Санаторий "Энергия". Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 20.12.1999 зарегистрировано как ГУП "Санаторий "Энергия" Министерства образования и науки РФ. Приказом Минобрнауки РФ от 10.03.2006 переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Санаторий "Энергия".
Произошло выделение самостоятельного хозяйствующего субъекта, который наделен полномочиями в области пользования закрепленного за ним имущества.
02.12.1977 ФГУП "Санаторию "Энергия" исполнительным комитетом Солнечногорского районного (городского) Совета депутатов трудящихся по государственному акту передано в бессрочное пользование 54,80 га земли в границах согласно плану землепользования (том 1, л.д. 62-64).
Таким образом, за ФГУП "Санаторий "Энергия" закреплена часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070421:17 (площадью 136109 кв.м.), расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, в районе д. Николо-Черкизово.
Данный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, разрешенное использование данного участка установлено: "для Санатория "Энергия".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик или сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре, описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Из содержания письма Минэкономразвития РФ от 18.02.2010 N 2321-ИМ/Д23 следует, что основанием для включения в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке является предоставления документа, содержащего описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений (пункт 3 статьи 45 Закона о кадастре).
Такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Согласно подпункту 3 пункта 65, подпункта 1 пункта 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 сведения о частях земельного участка определяются списком координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).
Кадастровый учет ранее учтенного земельного участка, согласно части 3 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости предусматривает проведение самостоятельной кадастровой процедуры, связанной с изменением описания местоположения его границ - уточнением границ такого земельного участка, по результатам совершения которой описание местоположения границ приводится в соответствие с требованиями, установленными этим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела кадастровые работы по установлению границ ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ" не проводились, границы земельного участка с ФГУП "Санаторий "Энергия", как с самостоятельным правообладателем земельного участка, не проводились.
Отказ в государственной регистрации прав собственника на ранее учтенный земельный участок при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка соответствует закону, поскольку из содержания статьи 25 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровые сведения о ранее учтенном земельном участке могут не соответствовать установленным данным Федеральным законом требованиям к описанию местоположения границ земельного участка и указанное несоответствие может выражаться в отсутствии сведений о координатах характерных точек таких границ и в связи с этим проводится самостоятельная кадастровая процедура определения границ такого земельного участка, по результатам совершения которой описание местоположения границ приводится в соответствие с требованиями, установленными этим Федеральным законом.
Кроме того, на вышеуказанном земельном участке расположен имущественный комплекс предприятия, который является федеральной собственностью, что подтверждено свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от 04 августа 2000 года, реестровый номер N 05000945. Также из материалов дела следует, что ФГУП "Санаторий "Энергия" является самостоятельным хозяйствующим субъектом, учредителем которого является Министерство образования и науки РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что фактически имеется спор относительно границ земельных участков.
В соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В пункте 53 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
Из представленных в материалы дела документов случает, что между заявителем и третьими лицами имеется спор о праве на земельные участки в конкретных границах, который может быть разрешен способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом наличие либо отсутствие факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070421:17, принадлежащим ФГУП "Санаторий "Энергия" и другими земельными участками, принадлежащими третьим лицам, может быть установлено только при разрешении спора о праве на названные земельные участки в определенных границах, но не в рамках настоящего спора, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ.
До разрешения по существу земельного спора не может быть дана правовая оценка законности действий органа, осуществившего кадастровый учет земельных участков.
Учитывая обстоятельства данного дела, апелляционный суд приходит к выводу об избрании учреждением ненадлежащий способ защиты своего права.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" не доказало обоснованность доводов о незаконности решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 25.12.2014 N МО-14/РКФ-806045 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 3 июля 2015 года по делу N А41-19279/15 отменить. В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19279/2015
Истец: ФГБОУ ВПО "Научно исследовательский университет "МЭИ"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ООО ФГУП Санаторий "Энергия", ТУ Федерального агентства поуправлению государственным имуществом в Московской области, ФГУП Санаторий "Энергия", ФГУП Санаторий "Энергия", ФГБУ "ФКП Росреестра"