город Ростов-на-Дону |
|
23 октября 2015 г. |
дело N А32-30144/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель не явился, надлежаще извещен;
от ответчиков: представители не явились, надлежаще извещены,
от третьих лиц: представитель не явился, надлежаще извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2015 по делу N А32-30144/2014
по иску Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства природных ресурсов Краснодарского края,
об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка,
принятое судьей Назыковым А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата); Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" снять с государственного кадастрового учета земельный участок общей площадью 9 311 кв. м с кадастровым номером 23:37:1101003:158 и земельный участок общей площадью 6 290 кв. м с кадастровым номером 23:37:1101003:159 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 135)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что спорные земельные участки не являются временными или преобразуемыми, поэтому предусмотренные статьей 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" основания снятия их с кадастрового учета отсутствуют. К тому же, администрация не является собственником спорных земельных участков, которые в силу закона принадлежат Российской Федерации. Снятие земельного участка с кадастрового учета представляет собой форму распоряжения им, в результате которого участок прекращает существование как объект недвижимости, однако администрация полномочиями по распоряжению спорными земельными участками не обладает. Соответственно, у администрации отсутствует легитимация на обращение с заявлением о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Администрация муниципального образования город-курорт Апана обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2015 по делу А32-30144/2014, принять по делу новый судебный акт, которым требования администрации удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на фактические обстоятельства дела, подтверждающие, по мнению заявителя жалобы, что избранный им способ защиты своих прав является правильным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23.07.2013 от 23.07.2013 по делу N 33-14675/2013 удовлетворены исковые требования Азово-Черноморского природоохранного прокурора: признаны недействительными постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 19.11.2009 N 1375 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Анапский район, п. Сукко, пляжная территория; от 26.04.2010 N 874 о принятии земельных участков в муниципальную собственность образования город-курорт Анапа и включении их в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа в части принятия в муниципальную собственность земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, с. Сукко, пляжная территория, кадастровый номер 23:37:1101003:45; от 02.09.2010 N 2179 о предоставлении МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: город-курорт Анапа, с. Сукко, пляжная территория; от 04.09.2012 N 2596 о разделе земельного участка по адресу: Анапский район, п. Сукко, пляжная территория, с кадастровым номером 23:37:1101003:45. Управление Росреестра по Краснодарскому краю (Анапский отдел) обязано исключить из ЕГРП записи о регистрации земельных участков по адресу: Анапский район, с. Сукко, пляжная территория, с кадастровыми номерами 23:37:1101003:158 и 23:37:1101003:159, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:37:1101003:45. Также Управление Росреестра по Краснодарскому краю (Анапский отдел) обязано исключить из ЕГРП запись о регистрации права муниципального образования город-курорт Анапа и МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки малого и среднего предпринимательства" на земельный участок по адресу: Анапский район, п. Сукко, пляжная территория, кадастровый номер 23:37:1101003:45, а также образованных путем его раздела земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:1101003:158 и 23:37:1101003:159.
Определение апелляционной коллегии мотивировано тем, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации, а также налагаются на береговую полосу Черного моря и частично на территорию водного объекта, в силу закона отнесенных к федеральной собственности.
Решениями ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 27.05.2014 N 2343/5/14-231137, N 2343/5/14-231141, N 32343/5/14-231112 отказано в снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1101003:158, 23:37:1101003:159, 23:37:1101003:45, поскольку отсутствуют основания для снятия с кадастрового учета земельных участков, предусмотренные Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Администрация также представила копию заявления о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23.07.2013 в части, касающейся обязанности ФГБУ "ФКП Росреестра" снять указанные земельные участки с кадастрового учета.
Как указывает администрация, в разъяснении определением от 15.07.2014 было отказано.
Не оспаривая правомерность отказа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, администрация обратилась в арбитражный суд в порядке искового производства с требованиями о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.
Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что требования о снятии земельного участка с кадастрового учета не предусмотрено законом в качестве самостоятельного способа защиты права. Надлежащим порядком обращения может являться лишь требование о признании незаконными решений ответчика об отказе в снятии спорных земельных участков с кадастрового учета, что подтверждается и судебной практикой по аналогичным делам (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2015 по делу N А32-29374/2014).
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу частей 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 данного Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:1101003:158 и 23:37:1101003:159 являются ранее учтенными, что подтверждается решениями органа кадастрового учета (л.д. 25-27).
Понятие "преобразуемый объект недвижимого имущества" закреплено в пункте 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ, согласно которому таковым является объект недвижимости, из которого выделяется новый объект недвижимого имущества (который разделяется на несколько самостоятельных объектов недвижимости), т.е. объект, в результате совершения правомерных действий по отношению к которому возникает новый объект недвижимого имущества.
Применительно к земельному участку такими действиями могут являться: раздел, выдел земельного участка, объединение либо перераспределение земельных участков (статьи 11.4 - 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом преобразование земельного участка, по общему правилу, осуществляется на основании решений компетентных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что администрацией в отношении земельного участка принимались решения, направленные на его преобразование в установленном законом порядке.
Согласно части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Ввиду того, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:1101003:158 и 23:37:1101003:159 имеет статус "ранее учтенный" и не является преобразуемыми участками либо временными земельными участками, у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствуют основания для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
К тому же, суд первой инстанции правильно указал, что в силу преюдициально установленных обстоятельств администрация не осуществляет права собственника земельных участков, а потому не легитимирована как истец.
Требования о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1101003:158 и 23:37:1101003:159 правомерно не удовлетворены судом первой инстанции. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2013 по делу N А32-6128/2012, от 17.09.2013 по делу N А32-3427/2013.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2015 по делу N А32-30144/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30144/2014
Истец: Администрация МО г-к Анапа, Администрация муниципального образования город-курорт Апана
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю