г. Вологда |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А44-4712/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" Новосадюка А.И. по доверенности от 19.10.2015, Клименковой Е.Э по доверенности от 19.10.2015, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области Лебедевой О.А. по доверенности от 16.09.2015, Познер Т.А. по доверенности от 06.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 августа 2015 года по делу N А44-4712/2015 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" (ИНН 5321116380, ОГРН 1075321002525; место нахождения: 173003, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 5/1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новгородской области (ИНН 5321028840, ОГРН 1025300804088; место нахождения: 173015, Великий Новгород, улица Октябрьская, дом 12, корпус 1; далее - Фонд) о признании недействительными актов Фонда от 07.05.2015 (вх. N N 47, 49) в части установления фактов нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования, а также о признании недействительным требования Фонда от 25.05.2015 N 08-06/1766.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что факты нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования не установлены.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Фондом проведена плановая проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в Обществе за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств ОМС, которое выразилось в том, что у Общества по состоянию на 01.01.2015 на onlain депозите банка в ОАО "УРАЛСИБ" размещены средства ОМС в общей сумме 4 200 000 руб., перечисленные платежными поручениями от 25.12.2014 N 52, от 26.12.2014 N 53, от 29.12.2014 N 55, от 29.12.2014 N 56 (л.д. 24).
Для учёта средств, поступающих от Территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и Фонда социального страхования Российской Федерации Обществом в 2014 году открыт расчётный счёт в ОАО "Банк УРАЛСИБ". Фондом установлено, что в 2014 году с расчётного счёта осуществлён оборот денежных средств ОМС в общей сумме 72 060 000 руб. на online депозит в ОАО "УРАЛСИБ" путём самостоятельного размещения депозита с использованием системы Клиент-Банк с оформлением электронного документа "Заявка на размещение депозита". В течение 2014 года осуществлён обратный возврат денежных средств на расчётный счёт Общества в сумме 67 860 000 руб. По состоянию на 01.01.2015 невозвращённые средства ОМС составили 4 200 000 руб.
Данное нарушение отражено в предварительном акте от 07.05.2015 (вх.N 47). После получения возражений Общества Фонд признал их частичную обоснованность и составил окончательный акт от 07.05.2015 (вх. N 49), пунктом 2 заключительной части которого наложил на Общество штраф в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС - 420 000,0 руб. (л.д. 21-28). Требованием от 25.05.2015 N 08-06/1766 Обществу предложено уплатить штраф в бюджет Фонда (л.д. 34).
Общество не согласилось с актами Фонда от 07.05.2015 в части выводов о нецелевом использовании средств ОМС и с выставленным требованием от 25.05.201 и обратилось в арбитражный суд. В обоснование требований заявитель указал, что перечисление свободных остатков средств целевых поступлений в размере 4 200 000 руб. на депозитный счёт является законным и не относится к расходам; размещение средств целевого финансирования на депозите является формой сохранения этих средств. В заявлении в суд Общество указало, что денежные средства, размещённые ООО "Медицинский центр "Альтернатива" являлись свободными остатками средств целевых поступлений, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью за декабрь 2014 года и Сведениями о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями за январь - декабрь 2014 года (форма 14-Ф (ОМС).
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд, осуществляя полномочия страховщика осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н утверждено Типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 N 19661), в силу пункта 8.12 которого Фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Указанное полномочие Фонда обусловлено тем, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 N 23953) (далее - Положение N 73), разработанное в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
Согласно пункту 2 Положения N 73 территориальным фондом проводятся проверки страховых медицинских организаций (филиалов страховых медицинских организаций), осуществляющих (осуществлявших) деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора, заключенного между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации).
Согласно пункту 5 Положения N 73 проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки), и могут быть проведены внеплановые проверки по решению директора территориального фонда.
В силу пункта 16.8 Положения N 73 проверяется использование целевых средств, полученных в проверяемом периоде, и переходящих остатков целевых средств на оплату медицинской помощи (исходя из нормативных положений части 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ и условий Типового договора о финансовом обеспечении и Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы по тарифам на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Проверка использования целевых средств осуществляется путем проверки банковских операций страховой медицинской организации и реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О отметил, что в силу Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинская организация вправе получать средства ОМС исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. При этом согласно части 11 статьи 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество оказывало медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных со страховыми компаниями "РОСНО-МС" (договор от 01.01.2013 N 157, л.д. 209-216) и ОАО СМО "Сибирь" (договор от 11.01.2013 N 15, л.д. 217-223).
Пунктами 5.10 указанных договоров предусмотрена обязанность Общества использовать средства ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС.
Страховые компании получали целевые денежные средства из Фонда ОМС и направляли их Обществу на оплату медицинской помощи.
По состоянию на 01.01.2015 на online депозите банка в ОАО "УРАЛСИБ" Обществом были размещены средства ОМС в общей сумме 4 200 000,0 руб. под соответствующие проценты по срочному вкладу (заявки на размещение депозита, л.д. 81-84), перечисленные платежными поручениями от 25.12.2014 N 52, от 26.12.2014 N 53, от 29.12.2014 N 55, от 29.12.2014 N 56 (л.д. 24).
Таким образом, Общество направило полученные средства не на цели ОМС, а на иные цели.
Следовательно, привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ правомерно.
Судом первой инстанции правомерно отклонён довод Общества о том, что действия по направлению средств ОМС на депозитный счет в банке нельзя расценивать как использование целевых средств, поскольку данные действия предпринимались с целью сохранения свободных средств ОМС, обязательства по расходованию которых на цели ОМС в период направления денежных средств на депозит отсутствовали. Как правильно указал суд первой инстанции, в силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств считается не только оплата такими денежными средствами денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, но и направление бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Использование полученных средств на текущие нужды Общества при оказании ОМС предполагает их постоянное использование по целевому назначению в процессе осуществления медицинской деятельности Общества в рамках ОМС, отвлечение таких средств на срочные вклады в банке препятствует этому и влечёт снижение качества оказываемой медицинской помощи.
Суд первой инстанции не установил существенных нарушений процедуры проверки и оформления ее результатов, влекущих безусловное признание недействительными ненормативных актов Фонда, апелляционная жалоба соответствующих доводов не содержит.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 августа 2015 года по делу N А44-4712/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4712/2015
Истец: ООО "МЦ "Альтернатива"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области