г. Тула |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А62-1671/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Промтехмонтаж" (ОГРН 1026701428115, ИНН 6731032190) - представителей Киселева И.С. (доверенность от 15.07.2015) и Курзинера Е.Э. (доверенность от 12.01.2015), от ответчиков - общества с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" (ОГРН 1106732002211, ИНН 6732002222) - представителя Авсюкова К.С. (доверенность от 12.01.2015), общества с ограниченной ответственностью "АМЕГА" (ОГРН 1147746540358, ИНН 7743926394) - представителя Курзинера Е.Э. (доверенность от 20.10.2015), в отсутствие представителей ответчиков - департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050), и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), общества с ограниченной ответственностью "Конкорд" (ОГРН 1026701430623, ИНН 6730005732), открытого акционерного общества "Смоленскстройтермоизоляция" (ОГРН 1026701426620, ИНН 6731027866), Кравцовой Г.Л., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Промтехмонтаж" к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, обществу с ограниченной ответственностью "АМЕГА", обществу с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" о признании недействительным ненормативного правового акта - приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 02.08.2012 N 1286 "О предварительном согласовании ООО "ТД Кредо" места размещения объекта капитального строительства", применении последствий признания его недействительным; обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:119, признании недействительным ненормативного правового акта - приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 13.08.2012 N 1342 "О предоставлении земельного участка в аренду", признании недействительным ненормативного правового акта - приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 17.10.2014 N 1768 "О предоставлении земельного участка в собственность", обязании управление Росреестра по Смоленской области аннулировать в едином государственном реестре прав сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:119; о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 20.10.2014 N 4627, заключенного между департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и ООО "СмолСтройСервис", применении последствий недействительности договора купли-продажи: обязании ООО "СмолСтройСервис" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу возвратить департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:119, обязании департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области возвратить ООО "СмолСтройСервис" 104 296 рублей 32 копейки; о признании отсутствующим права собственности общества с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:119 (с учетом уточнения исковых требований от 29.01.2015), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Промтехмонтаж" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление Росреестра), обществу с ограниченной ответственностью "АМЕГА" (далее - ООО "АМЕГА"), обществу с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" (далее - ООО "СмолСтройСервис")
- о признании недействительным ненормативного правового акта - приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 02.08.2012 N 1286 "О предварительном согласовании ООО "ТД Кредо" места размещения объекта капитального строительства", применении последствий признания его недействительным;
обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:119, признании недействительным ненормативного правового акта - приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 13.08.2012 N 1342 "О предоставлении земельного участка в аренду", признании недействительным ненормативного правового акта - приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 17.10.2014 N 1768 "О предоставлении земельного участка в собственность", обязании управление Росреестра по Смоленской области аннулировать в едином государственном реестре прав сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:119;
- о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 20.10.2014 N 4627, заключенного между департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и ООО "СмолСтройСервис", применении последствий недействительности договора купли-продажи: обязании ООО "СмолСтройСервис" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу возвратить департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:119, обязании департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области возвратить ООО "СмолСтройСервис" 104 296 рублей 32 копейки;
- о признании отсутствующим права собственности общества с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:119 (с учетом уточнения требований от 29.01.2015).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены администрация города Смоленска, общество с ограниченной ответственностью "Конкорд" (собственник земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:25), открытое акционерное общество "Смоленскстройтермоизоляция" (собственник земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:38), Кравцова Г.Л.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Установив, что ООО "АМЕГА" не было надлежащим образом извещено о дате и времени судебного разбирательства, определением от 02.09.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции (т. 13, л. д. 48-57).
В судебном заседании представители заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнения от 29.01.2015. Указали на нарушения земельного и градостроительного законодательства при формировании земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:119, сформированного за счет земель общего пользования, без учета охранной зоны газопровода среднего давления.
В свою очередь представитель ответчика - ООО "СмолСтройСервис" возражал против заявленных требований, в удовлетворении которых просил отказать.
Представитель ООО "АМЕГА" просил заявленные требования ОАО "Промтехмонтаж" удовлетворить.
Ответчики - департамент, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области, управление Росреестра и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направили
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей участников арбитражного процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0031004:52 площадью 15800 кв. м и 67:27:0031004:27 площадью 587 кв. м, расположенных по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9А.
По процедуре выбора (акт выбора апрель 2012 - т. 1, л. д. 121) с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению ООО "Торговый Дом Кредо" департаментом сформирован и предоставлен в аренду указанному лицу земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:119 площадью 904 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д.9А, для строительства административного здания производственной мастерской (приказы департамента от 02.08.2012 N 1286 "О предварительном согласовании ООО "ТД Кредо" места размещения объекта капитального строительства", от 13.08.2012 N 1342 "О предоставлении земельного участка в аренду", договор аренды земельного участка от 13.08.2012 N 1584/з).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 02.08.2012 N 1286 "О предварительном согласовании ООО "ТД Кредо" места размещения объекта капитального строительства", применении последствий признания его недействительным: обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области аннулировать в ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:119, признании недействительным приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 13.08.2012 N 1342 "О предоставлении земельного участка в аренду", обязании управление Росреестра по Смоленской области аннулировать в ЕГРП сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:119; о признании недействительным договора аренды земельного участка от 13.08.2012 N 1584/з.
В ходе производства по делу по заявлению ООО "Торговый Дом Кредо" изменена конфигурация земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:119 с уменьшением площади до 720 кв. м (кадастровый паспорт от 21.03.2014, соглашение о внесении изменений в договор аренды от 01.04.2014 - т. 7, л. д. 71).
Впоследствии соглашением сторон договор аренды от 13.08.2012 N 1584/з земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:119 между ООО "Торговый Дом Кредо" и департаментом расторгнут, спорный земельный участок предоставлен департаментом в собственность ООО "СмолСтройСервис" по договору купли-продажи земельного участка от 20.10.2014 N 4267 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с нахождением на земельном участке зарегистрированного объекта недвижимого имущества - котельной, принадлежащей ООО "СмолСтройСервис" на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО "Торговый Дом "Кредо" (запись о регистрации права собственности от 06.10.2014 N 67-67-01/319/2014-193).
Основанием для обращения ОАО "Промтехмонтаж" в арбитражный суд послужили допущенные департаментом, по мнению заявителя, нарушения земельного и градостроительного законодательства при формировании земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:119; в частности, по мнению общества, земельный участок сформирован за счет земель общего пользования, а именно проезда между земельными участками с кадастровыми номерами 67:27:0031004:27, 67:27:0031004:38, 67:27:0031004:25, 67:27:0031004:52 (схема - т. 9, л. д. 54), что создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской деятельности, так как исключает возможность заезда на территорию общества (земельный участок с кадастровым номером
67:27:0031004:52), а также разворота, маневрирования большегрузного транспорта; кроме того, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:119 сформирован без учета охранной зоны газопровода среднего давления, принадлежащего обществу и проходящего по земельному участку с кадастровым номером 67:27:0031004:27, что также
нарушает права общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются необходимыми и обязательными этапами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как указано в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию заинтересованными лицами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса), в частности, определение возможных претендентов на земельный участок а также лиц, чьи права могут быть нарушены формирование земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Как следует из материалов дела, информационное сообщение о предполагаемом предоставлении земельного участка по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9А опубликовано 06.04.2012 в газете "Рабочий путь" (один из официальных печатных органов города Смоленска).
Таким образом, принцип информированности о предстоящем предоставлении земельного участка надлежащим образом уполномоченным органом соблюден и ОАО "Промтехмонтаж" имело возможность претендовать на предоставление земельного участка (в том числе, для использования его для организации въезда/выезда, разворота транспортных средств) либо заявить о нарушении своих прав формированием такого участка.
В ходе рассмотрения дела нарушения департаментом градостроительных норм при формировании земельного участка не выявлено.
В соответствии с положениями статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при образовании земельных участков должны соблюдаться минимальные размеры земельных участков, а также организация подъездов и проходов к земельному участку.
Земельные участки с кадастровыми номерами 67:27:0031004:27, 67:27:0031004:38, 67:27:0031004:13, 67:27:0031004:52, 67:27:0031004:25, 67:27:0031004:3 образованы за счет единой территории, ранее существовавшей производственной базы, расположенной по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д.9А (в связи с приобретением различными лицами объектов недвижимого имущества).
Согласно положениям пункта 7 статьи 36 ЗК РФ при определении в целях предоставления собственнику недвижимого имущества земельного участка, необходимого для эксплуатации такого имущества, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предельные размеры земельных участков, в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из положений статьи 17 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 следует, что минимальная площадь земельного участка допускается не менее суммы площади, занимаемой существующим или размещаемым на его территории объектом капитального строительства, и требуемой в соответствии с настоящими Правилами площади озелененных территорий, площади для размещения машино-мест, проездов и иных необходимых вспомогательных объектов, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации в соответствии с настоящими Правилами, СанПиН, местными нормативами градостроительного проектирования и техническими регламентами.
Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:52 (при этом вид осуществляемой деятельности (услуги склада, погрузо-разгрузочные работы, использование в производственной деятельности опасного производственного объекта - монтажного рельсового крана марки МКРС-300П грузоподъемностью 12.5 тонн) у заявителя не изменялся) должны были быть учтены указанные факторы (ограничение работы и движения транспортных средств в опасной зоне крана, необходимость организации разворотной площадки для маневрирования длинномерных, грузовых транспортных средств), т.е. площадь и конфигурация земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости и осуществления производственной деятельности должна была быть определена с учетом установления таких зон в предзаводской территории, то есть внутри земельного участка.
При этом тот факт, что для решения названных задач (в том числе для организации разворота и маневрирования) обществом без каких-либо правовых оснований использовался земельный участок, за счет которого впоследствии был сформирован спорный земельный участок, не дает заявителю права требовать устранения возникающих предоставлением земельного участка в соответствии с требованием закона иному лицу препятствий для продолжения пользования таким участком.
В соответствии с положениями статьи 41 ГрК РФ при формировании земельных участков одним из требований является наличие проходов, проездов к земельному участку и смежным участкам.
Указанное ограничение при формировании земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:119 было соблюдено.
Таким образом, на основании представленных в материалы дела документов и пояснений сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имеет достаточную возможность осуществления своей хозяйственной деятельности, в пределах границ принадлежащего ему земельного участка.
Заявляя настоящие требования заявитель, по сути, предлагает ограничить права иных лиц на соседний земельный участок, не в целях обеспечения своих нужд, а с целью получения более благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности.
В пункте 12 статьи 1 ГрК РФ разъяснено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 ЗК РФ).
Таким образом, в силу названных положений оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Как следует из содержания части 11 статьи 1 ГрК РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются
красными линиями.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ заявителем не было представлено доказательств того, что спорный земельный участок (либо его часть) сформирован за счет земель, входящих в границы красных линий.
Напротив, согласно пояснением администрации города сложившийся между земельными участками с кадастровыми номерами 67:27:0031004:27, 67:27:0031004:25, 67:27:0031004:13, 67:27:0031004:119 (с одной стороны) и земельным участком с кадастровым номером 67:27:0031004:52 (с другой стороны) проезд является продолжением улицы Индустриальная, (в связи с отсутствием проекта планировки территории границы улицы Индустриальная и ее протяженность документально не определены); данные о том, что земли, за счет которых сформирован земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:119, относятся к землям общего пользования, отсутствуют. Указанные обстоятельства позволили администрации города согласовать без возражений акт выбора земельного участка.
На основании изложенного, при рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении права пользования земельным участком с кадастровым номером 67:27:0031004:52 в целях осуществления предпринимательской деятельности ОАО "Промтехмонтаж".
Заключение комплексной судебной экспертизы ЗАО "НЭК "Мосэкспертиза-Псков" от 25.08.2014 N 05223/ПС-08/14 не опровергает совокупность иных собранных по делу доказательств.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в порядке, определенном Правительством Российской Федерации устанавливается территория с особыми условиями использования - охранная зона объектов системы газоснабжения (статья 2 от 31.03.1999 N 69- ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Согласно статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Названная статья также содержит понятие охранной зоны объектов системы газоснабжения, которая представляет собой территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Статьей 28 указанного закона предусмотрено, что границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15, 16 Правил, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункты 17, 18 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил охраны газораспределительных сетей в состав газораспределительных сетей входят определенные объекты и сооружения, в том числе: наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 3 указанных Правил "распределительные газопроводы" - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа; "газопровод-ввод" - это газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
Подпунктом "а" пункта 7 данных Правил установлены охранные зоны газораспределительных сетей вдоль трасс наружных газопроводов в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода, аналогичная зона предусмотрена и для газопроводов подземных.
В соответствии со статьей 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Как следует из материалов дела, сведения об охранной зоне газопровода в государственный кадастр недвижимости в рассматриваемом случае не вносились.
Кроме того, согласно пункту 48 Правил, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
ОАО "Смоленскоблгаз" письмом от 24.05.2013 (т. 1, л. д. 148) в материалы дела представило информацию о том, что акт выбора земельного участка ООО "Торговый Дом Кредо" согласован; предоставленный земельный участок может быть использован для строительства здания с соблюдением расстояния от оси газопровода до фундамента здания - 4-м; сведения об установлении границ охранной зоны газопровода среднего давления, принадлежащего ОАО "Промтехмонтаж", по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9а, отсутствуют.
Из вышеизложенного следует, что нахождение на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:27 газопровода среднего давления не препятствовало формированию земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:119.
Доказательств обратного заявителем представлено не было.
Согласно положениям статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Таких доказательств заявителем в материалы дела представлено не было, что в свою очередь исключает удовлетворение предъявленных требований. Нарушений при формировании и предоставлении в аренду спорного земельного участка не установлено.
Кроме того, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 N 3809/12, от 24.01.2012 N 12576/11, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2013 N ВАС-15309/13).
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 52 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что иском о признании отсутствующим зарегистрированного права может защитить свое вещное право лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом. В случае же, когда лицо не обладает на спорное имущество зарегистрированным правом и фактически таким имуществом не владеет, вопрос о защите права собственности может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил гражданского законодательства.
Таким образом, требование о признании зарегистрированного права отсутствующим может быть заявлено только лицом, имеющим самостоятельный материальный интерес в установлении действительной принадлежности права распоряжаться спорным объектом. В случае, если иск предъявлен лицом, интерес которого в установлении действительной принадлежности прав является косвенным (например, нарушение прав смежных землевладельцев), требование о признании зарегистрированного права отсутствующим удовлетворению не подлежит, так как у таких лиц имеются иные способы защиты своих прав и законных интересов, основанные на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, требования о признании отсутствующим права собственности ООО "СмолСтройСервис" на спорный земельный участок по мотивам незаконности его формирования не подлежат удовлетворению, также в связи с ненадлежащим способом защиты, избранным обществом.
Также необоснованными являются требования общества о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 20.10.2014 N 4627, заключенного между департаментом и ООО "СмолСтройСервис".
Мотивами заявленных требований является необоснованное формирование выкупной стоимости земельного участка при заключении договора купли-продажи, что повлекло причинение вреда казне Смоленской области.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 53 АПК РФ общество не наделено правом обращения в арбитражный суд с исками, направленными на защиту публичных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственной органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Отсутствие причин для восстановления срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Информационное сообщение о предполагаемом предоставлении земельного участка по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д.9А опубликовано в средствах массовой информации 06.04.2012, при этом, текст информационного сообщения, в частности указание адреса места нахождения земельного участка (совпадающего с адресом заявителя) позволял однозначно идентифицировать место, в котором предполагается предоставление земельного участка и цель его использования (строительство административного здания производственной мастерской).
Оспариваемые приказы вынесены департаментом 13.08.2012.
Поскольку с заявлением о признании недействительным приказа департамента общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области только 01.04.2013 (спустя год после опубликования информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка), установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок исковой давности является пропущенным.
Ввиду рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.03.2015 подлежит отмене.
В удовлетворении заявленных обществом требований следует отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с заявлением об уточнении предъявленных требований (в последней редакции (т. 11, л. д. 20-25) обществом к ранее заявленному самостоятельному требованию о признании недействительным приказа департамента от 02.08.2012 N 1286 "О предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства" (государственная пошлина - 2000 рублей), заявлены дополнительно два самостоятельных неимущественных требования: о признании недействительной сделки купли- продажи земельного участка, о признании отсутствующим зарегистрированного права (государственная пошлина - 12 000 рублей (6000 рублей х 2), всего подлежит уплате государственная пошлина 14 000 рублей.
Обществом уплачена государственная пошлина за рассмотрение иска в размере 2 000 рублей (платежное поручение от 26.03.2013 N 1808), 4 000 рублей (платежное поручение от 18.12.2014 N 311), 12 000 рублей (платежное поручение от 28.01.2015 N 30), в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4 000 рублей (платежное поручение от 18.12.2014 N 311) подлежит возврату из бюджета.
Также по платежному поручению от 26.03.2013 N 1809 обществом излишне уплачена государственная пошлина за заявление об обеспечении иска в размере 6 000 рублей, которая также подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
За проведение комиссионной судебной экспертизы (определение Арбитражного суда Смоленской области от 26.08.2013) ОАО "Промтехмонтаж" внесены денежные средства в размере 28 000 рублей, ООО "ТД "Кредо" - 30 000 рублей, за проведение комплексной судебной экспертизы (определение Арбитражного суда Смоленской области от 28.07.2014) ОАО "Промтехмонтаж" внесены денежные средства в размере 100 000 рублей.
При распределении судебных расходов по оплате проведенных судебных экспертиз суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 2 статьи 111 АПК РФ арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
ООО "ТД "Кредо" в ходе рассмотрения дела (после получения заключения комиссионной экспертизы от 20.12.2013) 01.04.2014 изменило конфигурацию и площадь спорного земельного участка (о чем лицам, участвующим в деле и суду области стало известно лишь 03.06.2014 из отзыва управления Росреестра по Смоленской области (т. 7, л. д. 67)), что повлекло необходимость назначения второй судебной экспертизы (так как выводы комиссионной экспертизы были сделаны в отношении земельного участка площадью 904 кв. м с иной конфигурацией).
Указанные действия судом апелляционной инстанции расцениваются в качестве злоупотребления процессуальными правами, повлекшие затягивание рассмотрения дела, в связи с чем суд считает необходимым возложить на ответчика судебные расходы по проведению комиссионной судебной экспертизы (заключение от 20.12.2013) в размере стоимости экспертизы - 58 000 рублей (из которых 30 000 рублей на депозитный счет суда внесены ООО "ТД "Кредо"), взыскав с ООО "АМЕГА" (процессуальный правопреемник ООО "ТД "Кредо") в пользу ОАО "Промтехмонтаж" 28 000 рублей (уплаченные заявителем за проведение экспертизы). В остальной части (вознаграждение ЗАО "НЭК "Мосэкспертиза-Псков" в размере 100 000 рублей) в связи с отказом в иске в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей (т. 12, л. д. 69) также относятся на ОАО "Промтехмонтаж".
Руководствуясь статьями 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.03.2015 по делу N А62-1671/2013 отменить. В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Промтехмонтаж" (ОГРН 1026701428115, ИНН 6731032190) отказать . Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "АМЕГА" (ОГРН 1147746540358, ИНН 7743926394) в пользу открытого акционерного общества "Промтехмонтаж" (ОГРН 1026701428115, ИНН 6731032190) судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 28000 рублей. Возвратить открытому акционерному обществу "Промтехмонтаж" (ОГРН 1026701428115, ИНН 6731032190) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 10 000 рублей (в том числе, 4 000 рублей за подачу иска (платежное поручение от 18.12.2014 N 311 - т. 10, л. д. 92), 6 000 рублей за подачу заявления о принятии обеспечительных мер (платежное поручение от 26.03.2013 N 1809 - т. 1, л. д. 20).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1671/2013
Истец: ОАО "Промтехмонтаж"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО "Торговый дом Кредо", Смоленский филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Смоленской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области
Третье лицо: Администрация города Смоленска, ОАО "Смоленскстройтермоизоляция", ООО "Конкорд"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2529/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1671/13
19.02.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7815/14
30.08.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4742/13