г. Хабаровск |
|
28 октября 2015 г. |
А73-6517/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания ПОМОЩНИКОМ СУДЬИ Кумаевым Д.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ": Тышов Алексей Михайлович, представитель по доверенности от 01.12.2014 N 33;
от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Яблонская Лилия Александровна, представитель по доверенности от 26.12.2014 N 13112/02-12;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску: Фетищева Ирина Александровна, представитель по доверенности от 09.10.2015 N 40/42д;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
на решение от 30.07.2015
по делу N А73-6517/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по иску Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ"
к Муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску
о взыскании 121 198,94 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ" (ОГРН 1072722013220, ИНН 2725067430, место нахождения: 680033, г. Хабаровск, ул. Руднева, 39; далее- ООО "УК "Северный округ", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла-Маркса, 66; далее- Администрация, ответчик), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску (ОГРН 1092722002460, ИНН 2723117893, место нахождения: 680023, г. Хабаровск, ул. Тимирязева, 65,далее- УМВД РФ по г. Хабаровску, ответчик) о взыскании задолженности за управление, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества за период 01.05.2012 по апрель 2015 в размере 107 781,30 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.05.2012 по 11.05.2015 в размере 13 417 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование приводит доводы о заключении договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым обязанность по оплате за содержание и ремонт общего имущества возложена на УМВД РФ по г. Хабаровску, который является надлежащим ответчиком по делу. Также, ссылается на договор управления, содержащий условия о том, что в отношении помещений, находящихся в муниципальной собственности, права и обязанности собственника помещений возлагаются на нанимателя.
По мнению Администрации, взыскание в пользу управляющей компании платы за капитальный ремонт в связи с внесенными изменениями в Жилищный Кодекс Российской Федерации необоснованно, при этом протоколы общего собрания собственников не содержат сроки его проведения, смету расходов, порядок формирования фонда капитального ремонта. По смыслу протокола от 30.11.2012 стоимость замены стояков на 2013 год включена в размер платы за управление, содержание и текущий ремонт.
ООО "УК "Северный округ" не согласилось с жалобой, указав на наличие у собственника обязанности по содержанию общего имущества, выполнение запланированных работ по капитальному ремонту, отсутствие официальной региональной программы в спорный период.
Согласно позиции УМВД РФ по г. Хабаровску, договором ссуды обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома на него возлагалась, стороной договора управления является Администрация, что соответствует требованиям закона.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации настаивала на доводах жалобы и отмене решения суда.
Представители УМВД РФ по г. Хабаровску, ООО "УК "Северный округ", просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, городскому округу "Город Хабаровск" на праве общей долевой собственности с 21.03.2005 принадлежит функциональное нежилое помещение, площадью 385,4 кв.м., расположенное в цоколе по адресу: г. Хабаровск, ул. Кирова,5, пом. 0 (4-6,17-55), доля в праве 234/1000, что составляет 90,1 кв.м. (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.01.2015 N 27/001/004/2015-58).
На основании протокола от 04.08.2008 собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Кирова,5 (далее-МКД), ООО "УК "Северный округ" избрана управляющей организацией. Размер платы за содержание и ремонт установлен в соответствии с постановлением Мэра г. Хабаровска.
01.10.2008 собственниками помещений и ООО "УК "Северный округ" заключен договор управления, в соответствии с которым управляющая организация приняла обязательства выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4.7 договора, срок внесения платежей собственниками и нанимателями установлен до 25 числа месяца, следующего за истекшим.
Протоколом общего собрания от 27.12.2010 утвержден размер палаты за содержание и ремонт общего имущества с 01.01.2011 в размере 26,87 руб. за 1 кв.м., за капитальный ремонт 6,10 руб. за 1 кв.м. (всего 32,07 руб. за 1 кв.м.);
В 2012 году размер платы на управление, содержание, капитальный и текущий ремонт общего имущества в МКД остался на уровне 2011 года- 32,97 руб. за 1 кв.м. (протокол от 29.11.2011).
На основании протокола общего собрания собственников от 30.11.2012 внесены изменения в договор управления многоквартирным домом. В частности, в договор внесено условие о том, что в случае не принятия решения собственниками помещений, размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома индексируется управляющей организацией на уровень инфляции без внесения изменений в договор управления.
Решением собственников, зафиксированным в протоколе от 30.11.2012, размер платы за содержание и текущий ремонт с 01.01.2013 не установлен, стоимость работ по капительному ремонту утверждена 6,10 руб. за 1 кв.м. Утверждены виды работ по капитальному ремонту -замена стояков ХВС, ГВС, 150 п.м., стоимостью 294,7 тыс. руб.
28.02.2014 собственниками принято решение с целью подготовки общего имущества МКД к отопительному сезону 2015 года осуществлять начисление платы за капитальный ремонт до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 6,1 руб. за 1 кв.м., в частности осуществить замену стояков ХВС, ГВС 110 п.м. на сумму 117 206 руб. (протокол от 28.02.2014).
Ввиду отсутствия решений собственников помещений об изменении размера платы на управление, содержание и ремонт общего имущества в МКД с 01.01.2013, с 01.01.2014 и с 01.01.2015, с учетом сведений об уровне инфляции указанный размер платы составлял:
-с 01.01.2013 по 31.12.2013 -34,47 руб. (на основании письма Администрации г. Хабаровска N 6-10/862 от 28.06.2012 об уровне инфляции на 2013 год 5,6% (28,37 руб.+6,10 руб.);
-с 01.01.2014 по 28.02.2014 размер платы составил 29,79 руб. за 1 кв.м. (на основании письма Администрации г. Хабаровска N 2-19/1102 от 03.07.2013 об уровне инфляции на 2014 год - 5% (28,37 руб. +5%); с 01.03.2014 по 31.08.2014-35,89 руб. (29,79 руб.+6,10 руб.(плата за капитальный ремонт на основании решения собственников от 28.02.2014);
С 01.09.2014 по 31.12.2014-29,79 руб. (без учета палаты за капитальный ремонт).
- с 01.01.2015-31,19 руб. за 1 кв. м. (согласно письма Администрации г. Хабаровска N 2-19/779 от 13.05.2014 об уровне инфляции в 2015 году - 4,7% (29,79 руб. +4,7%).
15.07.2011 между Департаментом муниципальной собственности и УМВД РФ по г. Хабаровску заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением, площадью 90,1 кв. м., расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Кирова, 5, для размещения участкового пункта, сроком действия до 22.03.2014.
По условиям договора пользователь принял обязательства использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивая техническое обслуживание, а также сохранность, надлежащую эксплуатацию, содержание и обслуживание, при необходимости производить ремонт за свой счет, нести расходы, связанные с эксплуатацией (пункт 1.2, 2.3.2 с учетом протокола разногласий).
Ссылаясь на сложившуюся задолженность за период с 01.05.2012 по апрель 2015, ООО "УК "Северный округ" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзывах, выслушав позицию представителей сторон, изучив материалы дела, и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество. Исключение из данного правила может быть предусмотрено заключенным договором или законом.
Согласно позиции Администрации, поскольку принадлежащее на праве собственности Муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск" помещение в спорный период использовалось по договору безвозмездного пользования УМВД РФ по г. Хабаровску, именно указанное лицо обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Оценивая указанные доводы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По правилам статей 689, 695 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Аналогичные условия относительно содержания переданного в пользование помещения предусмотрены договором безвозмездного пользования с УМВД РФ по г. Хабаровску.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Между тем, Гражданский кодекс, а также заключенный договор безвозмездного пользования не содержат норм (условий) о возложении на пользователя обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (такие обязанности установлены только в отношении переданного в пользование помещения), как и не возлагают на пользователя обязанности заключить такой договор с управляющей организацией.
В договоре безвозмездного пользования также не содержится условие об исполнении пользователем в пользу третьего лица обязательств собственника по несению расходов по содержанию общего имущества.
УМВД РФ по г. Хабаровску договор относительно содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома с управляющей организацией не заключался.
Ссылка Администрации на наличие в договоре управления условий о возложении на нанимателя помещения, находящегося в муниципальной собственности обязанностей собственника (1.4 договора), судом признается несостоятельной, поскольку правовой статус нанимателя в силу закона не идентичен правовому статусу ссудополучателя.
При установленных обстоятельствах, Администрация, как собственник помещения, признается надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Поскольку истец осуществляет управление жилым домом и оказывает услуги по содержанию (ремонту) общего имущества многоквартирного дома, в котором находится помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику, последний, в силу закона обязан нести соответствующие расходы.
Не оспаривается, что в спорный период плата за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не вносилась.
Согласно расчету, истцом истребуется плата за период с мая 2015 по апрель 2015, всего в сумме 107 781,30 руб., включающая в себя: плату за управление, содержание, а также текущий и капительный ремонт за период с 01.05.2012 по 31.12.2013, с 01.03.2014 по 31.08.2014, а также с 01.01.2014 по 28.02.2014, с 01.09.2014 по апрель 2015 без учета платы за капитальный ремонт.
Исходя из установленных на основании решений собственников тарифов, задолженность Администрации по указанным платежам составила за 2012 год- 23 764,80 руб.; за 2103 год-37 269 руб.; за 2014 год- 35 506,62 руб.; за 2015 год- 11 240 руб., всего 107 781,30 руб.
Не соглашаясь с решением суда, Администрация приводит доводы об отсутствии у нее обязанности осуществлять плату за капитальный ремонт после внесений изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) (далее - Федеральный закон N271-ФЗ), плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В связи с принятием Федерального закона N 271-ФЗ, порядок организации проведения капитального ремонта был изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и текущий ремонт. Положениями раздела IX Жилищного кодекса РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Также в силу частей 2, 5 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не ограничены в праве принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе, определив источники его финансирования.
На территории Хабаровского края региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2013-2043 годы утверждена Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр (опубликована на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 31.12.2013).
Дом по ул. Кирова, 5 включен в региональную программу (пункт 1494), в отношении указанного дома планируется выполнение работ в 2030 - 2033 годах (установка общедомовых ПУ); 2030 - 2033 годах (ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения) 2030 - 2033 годах (ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения); 2017 - 2020 годах (ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения).
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников данного дома не ранее чем с 01.09.2014.
Поскольку в спорный период отсутствовал нормативно- правовой акт субъекта Российской Федерации, устанавливающего в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт, а также официально опубликованная региональная программа капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, ранее принятые решения собственников помещений относительно установления платы за проведение капитального ремонта, являются действующими и обязательными для исполнения.
Виды и стоимость работ по капитальному ремонту на 2013 и 2014 года утверждены решениями собственников, которые недействительными не признаны, а потому ссылка Администрации на необоснованное включение в виды работ по капитальному ремонту замену стояков холодного и горячего водоснабжения, не принимается.
С учетом указанных норм права, с Администрации правомерно взыскана задолженность за управление, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества жилого дома, исходя из установленного для всех собственников размера оплаты за период с 01.05.2012 по 30.04.2015 в сумме 107 781,30 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ начиная с 26.05.2012 по 11.05.2015 с применением ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых, в сумме 13 417,64 руб.
Оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2015 по делу N А73-6517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6517/2015
Истец: ООО "УК"Северный округ", ООО УК "Северный округ" представителю Тышову Алексею Михайловичу
Ответчик: Администрация города Хабаровска, Управление Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по городу Хабаровску