г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А56-8162/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: Дричко П.Д., доверенность от 24.06.2015,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: 1. Рогожина Н.А., доверенность от 29.12.2014, 2. Бессонова И.Г., доверенность от 20.08.2015, Коновалов А.М., доверенность от 12.10.2015, 3. Не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20822/2015) Отделения пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградская область на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2015 по делу N А56-8162/2015 (судья Егорова Д.А.), принятое
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
к Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области
3-е лицо: 1.Отделение пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградская область, 2.Управление пенсионного фонда РФ в Волосовском районе Ленинградской области, 3.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
об обязании разделить объект недвижимого имущества и передать в собственность Российской Федерации,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (адрес: Россия 191186, Санкт-Петербург, Гороховая, дом 2/6, литера А, ОГРН: 1097847215135; далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области (адрес: Россия 188410, Ленинградская область, Волосовский р-н, г.Волосово, Площадь Советов, д.3 А, ОГРН: 1054700555546; далее - Администрация) об обязании разделить нежилое административное здание с кадастровым номером 47:22:0400007:66, общей площадью 1 068 кв.м, расположенное по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, г. Волосово, ул. Краснофлотская, д. 1 и передать в собственность Российской Федерации помещение 1 этажа (N N 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 общей площадью 135,8 кв.м) и 2 этажа (N N 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 общей площадью 136,2 кв.м).
Определением от 19.02.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волосовском районе Ленинградской области (далее - Отделение Пенсионного фонда).
Определением от 28.04.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 29.06.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что Пенсионный фонд является органом, созданным в целях государственного управления средствами пенсионного обеспечения, являющимися составной частью казны Российской Федерации. Поскольку Пенсионный фонд и его территориальные отделения образуют единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования и наделены публично-властными полномочиями, то, как указывает податель жалобы, положения абзацев 12, 14 пункта 11 статьи 154 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 распространяют своё действие на помещения, занимаемые территориальными органами пенсионного фонда. Также податель жалобы ссылается на непредставление ответчиком доказательств невозможности выделения доли в праве собственности в натуре, при том, что предметом иска являлось не выделение доли, а передача помещений из муниципальной собственности в федеральную. Кроме того, отсутствие волеизъявления Администрации на передачу помещений в федеральную собственность не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Отделения Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Управления Росимущества и Управления пенсионного фонда в Волосовском районе просили удовлетворить апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Волосовского муниципального района Ленинградской области находится нежилое административное двухэтажное здание (далее - Здание) с кадастровым номером 47:22:0400007:66, общей площадью 1 068 кв. м, расположенное по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, г. Волосово, ул. Краснофлотская, д. 1 (запись о государственной регистрации права N 47-01/28-3/2000-152-1 от 04.08.2000).
Управление Пенсионного фонда РФ в Волосовском районе Ленинградской области занимает в данном здании встроенные помещения 1 этажа (N N 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 общей площадью 135,8 кв. м) и 2 этажа (NN 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 общей площадью 136,2 кв. м) (далее - Помещения) по договору на сдачу в аренду нежилых зданий, сооружений и помещений от 06.02.1998 г. N 4 (дополнительные соглашения от 10.06.1998, 05.12.2007, 30.12.2010).
Управлением Пенсионного фонда РФ в Волосовском районе была возведена пристройка к Зданию площадью 222,5 кв. м, право федеральной собственности и право оперативного управления на которую зарегистрировано в установленном порядке.
Отделение Пенсионного фонда обратилось к Администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области с заявлением о передаче арендуемых Управлением Пенсионного фонда РФ в Волосовском районе помещений в федеральную собственность.
Письмом от 28.04.2012 N 576 Администрация отказала в передаче помещений в собственность Российской Федерации.
Письмом от 16.01.2014 N 31 Администрация отказала Управлению Росимущества в передаче помещений в федеральную собственность в связи с тем, что Здание является единым объектом недвижимого имущества, и в нем располагаются ГБУЗ ЛО "Волосовская межрайонная больница" и архивный отдел Администрации.
Кроме того, Администрация указала на то обстоятельство, что на момент разграничения собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 помещения внесены в перечень предприятий и имущества, передаваемых в муниципальную собственность Волосовского района, утвержденный решением малого Совета Волосовского районного Совета народных депутатов от 10.06.1992 N 63.
Управление Росимущества, полагая, что указанным решением Администрации нарушаются права Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в иске.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Положения части 11 статьи 154, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-О).
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, согласно которому Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, которое выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность передачи из муниципальной собственности в федеральную собственность помещений, занимаемых отделениями Пенсионного фонда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.11.2008 N 7321/08, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" связано с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Следовательно, и передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и от 07.12.2006 N 542-О "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по этому же вопросу.
Пенсионным фондом не представлены доказательства наделения его новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности нарушения прав заявителя отказом Администрации в передаче арендуемых помещений в федеральную собственность.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 07.05.2009 N 5099/09 по делу N А12-10384/08-С18.
Кроме того, исковое требование об обязании Администрации разделить нежилое административное двухэтажное здание является не основанным на нормах законодательства и не имеющим документального подтверждения возможности осуществления раздела здания.
При этом здание, в котором находятся спорные помещения, является единым объектом, в котором размещены детская поликлиника ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" и Архивный отдел Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Лениниградской области. Следовательно, помещения данного здания необходимы для муниципальных нужд муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.
То обстоятельство, что в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении Пенсионного фонда находится пристройка к зданию, в котором расположены спорные помещения, не свидетельствует о наличии права требования на передачу спорных помещений в федеральную собственность.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2015 по делу N А56-8162/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8162/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
Ответчик: Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области
Третье лицо: Отделение пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградская область, Управление пенсионного фонда РФ в Волосовском районе Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области