г. Киров |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А28-5941/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Пахомовой В.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.07.2015 по делу N А28-5941/2015, принятое судом в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению Администрации города Кирова
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
Администрация города Кирова (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с требованием к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - Управление Росреестра по Кировской области, Управление) о признании незаконным решения от 28.02.2015 N 43/001/056/2015-016.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют положениям статей 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пунктам 8, 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
Управление полагает, что правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ответчик указывает, что при поступлении в регистрирующий орган актов органа местного самоуправления об установлении подобных ограничений (обременений) прав на земельные участки данные сведения вносятся Управлением в соответствующую технологическую базу. Впоследствии при обращении за государственной регистрацией прав на такие земельные участки данные сведения о наличии ограничения (обременения) прав в виде резервирования для муниципальных нужд учитываются при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию. Отсутствие государственной регистрации такого ограничения (обременения) не препятствует реализации тех целей, для которых принимаются соответствующие акты органов местного самоуправления.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации, заявившей ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Кирова от 19.01.2015 N 88-П осуществлено резервирование для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51.
22.01.2015 Администрация обратилась в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о государственной регистрации ограничений прав, установленных указанным постановлением.
28.02.2015 Управление письмом N 43/001/056/2015-016 отказало в государственной регистрации ограничений прав на земельный участок с кадастровым номером 43:40:000281:51. Основанием отказа в регистрации явилось отсутствие установленной Федеральным законом обязательности государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд.
Не согласившись с данным решением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 56, 56.1, Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрация муниципального образования "Город Киров" наделена полномочиями по резервированию земель и изъятию земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования (пункт 1). Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В данном случае Администрация г. Кирова обратилась в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51.
Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами местного самоуправления или решением суда (пункт 1).
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.11.2011, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).
Из статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).
Согласно пункту 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение N 561), решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Пунктом 8 Положения N 561 установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В абзаце 2 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как верно указал суд первой инстанции, пункт 9 Положения N 561 не является нормой нормативно-правового акта, которым, согласно части 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, мог бы устанавливаться случай обязательной регистрации рассматриваемого ограничения прав, а также ввиду наличия в данном пункте отсылки к Закону N 122-ФЗ, не содержащему сведений о наличии оснований к регистрации такого ограничения прав.
Кроме того оспариваемый отказ Управления Росреестра по Кировской области не противоречит положениям Закона N 122-ФЗ, поскольку отсутствует федеральный закон, которым была бы установлена необходимость государственной регистрации ограничений (обременений) в виде резервирования земельного участка. Данный отказ не препятствует реализации Администрацией полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доказательств нарушения прав и законных интересов Администрации г. Кирова решением Управления от 28.02.2015 N 43/001/056/2015-016 заявителем не представлено.
Доводы, приведенные Администрацией в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Кировской области от 31.07.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.07.2015 по делу N А28-5941/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5941/2015
Истец: Администрация города Кирова
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области