г. Москва |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А40-84316/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.10.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Савенкова О.В., Тихонова А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Афанасьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04-11.08.2015 г. по делу N А40-84316/2015, принятое судьей Беловой А.Р.
по спору с участием:
истец Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248, 101000, г. Москва, пер. Архангельский, д. 12/ 8, стр. 1)
ответчик ООО "Научно-исследовательский институт экономики и организации управления в газовой промышленности" (ОГРН 1027739345842, ИНН 7701022125, 107066, г. Москва, ул. С. Басманная, д. 20, стр. 8),
третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по правлению государственным имуществом в г. Москве (107130, г. Москва, Орликов пер., д. 3, корп. Б),
о внесении изменений в договор аренды,
при участии в судебном заседании:
от истца: Никольская А.Н. по дов. от 13.01.2015 г.;
от ответчика: Пешин Л.А. по дов. от 26.01.2015 г.;
от третьего лица: Демин А.С. по дов. от 11.06.2015 г.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Научно-исследовательский институт экономики и организации управления в газовой промышленности" о внесении изменений в Охранно-арендный договор от 01.04.1996 г. N 414 в части размера арендной платы и механизма ее изменения, а именно:
- п. 6 раздела 2 "Арендная плата" изложить в следующей редакции:
"Размер годовой арендной платы может быть изменен арендодателем на основании отчета об оценке не чаще одного раза в год в следующих случаях:
в случае изменения рыночной стоимости размера арендной платы передаваемого в аренду по настоящему договору памятника;
в случае принятия федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих иной порядок определения размера арендной платы.
Изменение размера арендной платы производится путем направления арендодателем арендатору уведомления об изменении размера арендной платы, при этом подписание дополнительного соглашения об изменении размера арендной платы не требуется. Уведомление направляется арендатору заказным письмом с уведомлением либо вручается под роспись уполномоченному лицу арендатора";
- п. 18 раздела 6 раздела "Особые условия" Договора исключить.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 04.08.2015 г., изготовленным в полном объеме 11.08.2015 г. (т. 2 л.д. 14-17), в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
На состоявшееся Решение Истцом подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 21-25).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель, третье лицо требования и доводы жалобы поддержали; Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 2-этажное здание по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 8, общей площадью 1 720,9кв.м. является памятником архитектуры "Городская усадьба (Дом Чернышева), жилой дом с палатами XVII, XVIII в.в., флигель XVIII в.", отнесенным к объектам культурного наследия федерального значения.
Здание является собственностью Российской Федерации.
Данное здание было передано в аренду правопредшественнику ООО "Научно-исследовательский институт экономики и организации управления в газовой промышленности" по Охранно-арендному договору аренды от 01.04.1996 г. N 414, заключенному на срок по 01.04.2021 г., для использования "под служебные цели".
От имени арендодателя Охранно-арендный договор аренды заключен городом Москвой в лице Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы.
До 29.06.2002 г., когда вступил в силу ФЗ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", местные органы охраны памятников, а не республиканские органы власти, предоставляли в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основании охранно-арендных договоров недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находились в собственности государства, что было предусмотрено пунктами 58, 59 и 60 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865.
Поэтому Охранно-арендный договор от 01.02.1996 г. N 433 считается заключенным городом Москвой в рамках делегированных от Российской Федерации полномочий, т.е. является действительным.
Договор зарегистрирован в ЕГРП 03.08.2005 г.
Охранно-арендный договор заключен на условиях т.н. "определяемой" ставки арендной платы, на условиях распространения на правоотношения сторон правил, и установленных публично-правовом образованием (субъектом Российской Федерации - городом Москвой) как руководство при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, адресованных его исполнительным органам.
Так, п. 6 раздела 2 "Арендная плата" Охранно-арендного договора предусмотрено, что в случае изменения порядка взимания и размеров арендной платы в г. Москве арендодатель производит перерасчет платы за пользование памятником; перерасчет арендной платы арендодатель направляет письменным уведомлением, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора и подлежит обязательному исполнению арендатором.
П. 18 раздела 6 раздела "Особые условия" Договора предусмотрено, что с учетом уровня инфляции арендодатель применяет для расчета арендной платы поправочный коэффициент, утвержденный Правительством Москвы.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 г. по делу N А40-68137/2007 зарегистрированное в ЕГРП право оперативного управления государственного учреждения "Главное управление охраны памятников г. Москвы" на здание по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 20, корп. 8, признано недействительным.
01.10.2009 г. право собственности Российской Федерации на данное здание зарегистрировано в ЕГРП (т. 1 л.д. 29-30).
От имени Российской Федерации полномочия арендодателя в отношении зданий, являющихся памятниками истории и культуры, осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Дополнительным соглашением от 11.02.2013 г. N 3 (т. 1 л.д. 27-28) внесены соответствующие изменения в наименование арендодателя.
ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось с иском о внесении вышеуказанных изменений в п. 6 раздела 2 "Арендная плата" и в п. 18 раздела 6 раздела "Особые условия" Охранно-арендного договора на основании ст. 451 ГК РФ, с тем, ставка арендной платы и чтобы механизм ее изменения определялись на основании правовых актов не города Москвы, а Российской Федерации.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении указанных требований, т.к. пришел к выводу об отсутствии состава, предусмотренного ст. 451 ГК РФ, для внесения изменений в договор в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается.
Арендодатель указывает, что исполнение Охранно-арендного договора на прежних условиях существенно нарушает соотношение имущественных интересов сторон и влечет для него значительный ущерб, т.к. полагает, что он не имеет возможность осуществлять перерасчет арендной платы в порядке, предусмотренном п. 6 раздела 2 и п. 18 раздела 6 Охранно-арендного договора.
Однако данный довод является необоснованным, т.к. не имеется никаких препятствий фактического или правового характера к тому, чтобы продолжать осуществлять перерасчет арендной платы по Охранно-арендному договору по ранее согласованной методике, т.е. по тем правилам, которые установлены в правовых актах для случаев сдачи в аренду имущества публичных образований.
Такой вывод следует из того, что когда арендная плата в силу закона не является регулируемой, условия сдачи в аренду имущества публично-правовых образований, принимаемые в форме правовых актов, распространяются на правоотношения сторон из гражданско-правового договора иных, нежели данное публично-правовое образование, не как правовой акт прямого действия, а через включение их в условия соответствующего договора.
ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" не лишено возможности, определив надлежащий нормативно-правовой акт, устанавливающий методику сдачи в аренду государственного имущества, подлежащий применению к правоотношениям из Охранно-арендного договора, непосредственного на его основе рассчитать арендную плату и уведомить ООО "Научно-исследовательский институт экономики и организации управления в газовой промышленности" о соответствующем изменении размера арендной платы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2013 г. по делу N А40-88305/2013 во взыскании арендной платы в измененном размере, увеличенном арендодателем в одностороннем порядке, отказано не на том основании, что условие Договора об "определяемом размере арендной платы" не подлежит применению, а на том основании, что арендодатель не доказал, что ранее существовавшая и закрепленная в правовом акте методика определения арендной платы была изменена на дату уведомления об изменении арендной платы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04-11.08.2015 г. по делу N А40-84316/2015 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84316/2015
Истец: ФГБУК "Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры РФ"
Ответчик: ООО "НИИгазэкономика", ООО ниигазэкономика
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, ТУ Росимущества в г. Москве