г. Красноярск |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А33-16797/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" ноября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии:
от акционерного общества "РН-Транс": Бондарчука Д.В. - представителя по доверенности от 15.05.2015,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Халецкого Д.П. - представителя по доверенности от 05.03.2015,
от акционерного общества "Первая Грузовая Компания": Наумова А.Н. - представителя по доверенности от 01.04.2015 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" августа 2015 года по делу N А33-16797/2014, принятое судьёй Бычковой Л.К.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Москва) в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092, г. Новокуйбышевск Самарской области) (далее - ЗАО "РН-Транс", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 10 583 417 рублей 52 копейки платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Определением от 21.07.2014 Арбитражный суд Самарской области передал дело в Арбитражный суд Красноярского края по подсудности спора.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 22.08.2014 возбуждено производство по делу.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.09.2014 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: закрытое акционерное общество "НефтеТрансСервис" (далее - АО "НефтеТрансСервис"), открытое акционерное общество "Совфрахт" (далее - ОАО "Совфрахт"), открытое акционерное общество "ПГК" (далее - ОАО "ПГК"), общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл"), общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания" (далее - ООО "Транспортно-логистическая компания").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.08.2015 иск удовлетворен. С закрытого акционерного общества "РН-Транс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взысканы 10 583 417 рублей 52 копейки платы, 75 917 рублей судебных расходов по государственной пошлине. Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" возвращено из федерального бюджета 6 332 рубля 91 копейка государственной пошлины, оплаченной платежным поручением от 11.04.2014 N 206.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.08.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пунктом 6.2 договора.
Представленные истцом документы (акты общей формы) доказывают только факт задержки вагонов, а не наличие причин их задержки, зависящих от грузополучателя. В актах содержатся отметки грузополучателя о несогласии с изложенными в актах обстоятельствами.
АО "НефтеТрансСервис" в письменных пояснениях указало, что в договоре от 29.11.2010 N ЭР/11 прямо установлено, что обращение стороны договора в суд возможно исключительно после соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Истец с претензией к ответчику не обращался, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют, следовательно, иск подлежит оставлению без рассмотрения. Акты общей формы по факту простоя вагонов в ожидании их приема перевозчиком составлены не были и в материалы дела не представлены. Представленные истцом акты общей формы факта невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов не устанавливают.
ОАО "РЖД" в возражениях на апелляционную жалобу отметило, что пунктом 6.2 дополнительного соглашения N 5 урегулирована подсудность предъявления исковых заявлений по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, а не обязанность предъявления претензий ОАО "РЖД". Из буквального толкования данного пункта договора следует, что стороны фактически не согласовали обязательные элементы процедуры досудебного порядка урегулирования споров, в частности, порядок, сроки направления и рассмотрения претензий. При таких обстоятельствах доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка разрешения спора, установленного договором, является ошибочным. Действующим законодательством не предусмотрено составление актов общей формы на станции назначения, предшествующие бросанию поезда на промежуточной станции, явившиеся основанием для издания распоряжения о бросании поезда. Нарушение технологических сроков оборота вагонов подтверждается представленными в материалы дела памятками приемосдатчика.
До начала исследования доказательств от ответчика поступило ходатайство об изменении его наименования - закрытого акционерного общества "РН-Транс" на акционерное общество "РН-Транс". В подтверждение данного обстоятельства ответчиком представлены решение единственного акционера от 29.06.2015, устав акционерного общества "РН-Транс", лист записи ЕГРЮЛ в отношении АО "РН-Транс" от 03.08.2015
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым учесть произведенные изменения фирменного наименования ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда от 04.08.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца - ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО "ПГК" просил решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между истцом (ОАО "РЖД") и ответчиком (клиент) заключен договор на организацию расчетов от 29.11.2010 N ЭР/11 (договор) в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5, в соответствии с пунктом 1.1. которого данный договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО "РЖД" и клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ). По договору клиент имеет право осуществлять платежи за третьих лиц, не являющихся сторонами договора.
Согласно пункту 1.2. договора клиенту присвоен код плательщика 1000271627 и открыт лицевой счет.
Основанием для проведения расчетов клиентом и взыскания ОАО "РЖД" платежей, связанных с перевозками грузов, является указание (наличие) кода плательщика, присвоенного в рамках договора и наименования клиента в перевозочных документах и/или иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату (пункт 1.3. договора).
В соответствии с пунктом 2.1.11. договора, в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5, в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
В приложении N 3 к договору в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 сторонами согласованы размеры плат за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по причинам, не зависящим от перевозчика.
Согласно пункту 6.1. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 претензии клиента по вопросам возврата либо перерасчета начисленных в рамках договора платежей предъявляются клиентом по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".
На основании пункта 6.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 в случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".
Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 31.12.2013 включительно (пункт 8.1. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5).
Согласно пункту 8.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть договор за 60 календарных дней до окончания срока его действия, договор считается продленным на каждый последующий календарный год.
Пунктом 10.3. дополнительного соглашения определено, что настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами, при этом условия настоящего дополнительного соглашения распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2013.
На станции назначения Новая Еловка 08.04.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-911-8814 составлен акт общей формы от 08.04.2013 N 2/388, которым установлено, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 07-35 07.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приема станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 08.04.2013 в 05-20 час. На станцию назначения вагоны прибыли 08.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 07.04.2013 N 232, от 08.04.2013 N 232/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 11 час. 45 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 180511 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 23 032 рубля 50 копеек (без учета НДС).
На станции назначения Новая Еловка 11.04.2013 по прибытию состава поезда N 3579 индекс 8902-645-8814 составлен акт общей формы от 11.04.2013 N 2/389, которым установлено, что на основании распоряжения перевозчика по станции Злобино КЖД в 00-00 09.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приема станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Злобино 10.04.2013 в 06-10 час. На станцию назначения вагоны прибыли 30.01.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 09.04.2013 N 238, от 10.04.2013 N 238/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 30 час. 10 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 180510 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 77 408 рублей 30 копеек (без учета НДС).
На станции назначения Новая Еловка 11.04.2013 по прибытию состава поезда N 3515 индекс 8902-647-8814 составлен акт общей формы от 11.04.2013 N 2/390, которым установлено, что на основании распоряжения перевозчика по станции Енисей КЖД в 06-20 10.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приема станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Енисей 10.04.2013 в 14-37 час. На станцию назначения вагоны прибыли 11.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 10.04.2013 N240, от 10.04.2013 N240/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 8 час. 17 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N180509 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 20 496 рублей 70 копеек (без учета НДС).
На станции назначения Новая Еловка 11.04.2013 по прибытию состава поезда N 3371 индекс 8902-643-8814 составлен акт общей формы от 11.04.2013 N 2/392, которым установлено, что на основании распоряжения перевозчика по станции Чернореченская КЖД в 14-32 08.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приема станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Чернореченская 11.04.2013 в 08-08 час. На станцию назначения вагоны прибыли 11.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 08.04.2013 N 236, от 11.04.2013 N 236/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 65 час. 36 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 180508 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 255 918 рублей 80 копеек (без учета НДС).
На станции назначения Новая Еловка 12.04.2013 по прибытию состава поезда N 3540 индекс 8902-643-8814 составлен акт общей формы от 12.04.2013 N 2/393, которым установлено, что на основании распоряжения перевозчика по станции Красноярск КЖД в 16-20 04.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приема станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Красноярск 11.04.2013 в 20-40 час. На станцию назначения вагоны прибыли 12.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 04.04.2013 N 228, от 11.04.2013 N 228/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 172 час. 20 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 180507 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 739 259 рублей 10 копеек (без учета НДС).
На станции назначения Новая Еловка 12.04.2013 по прибытию состава поезда N 3575 индекс 8902-648-8814 составлен акт общей формы от 12.04.2013 N 2/395, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Енисей КЖД в 00-08 11.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Енисей 11.04.2013 в 23-45 час. На станцию назначения вагоны прибыли 12.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" был уведомлен перевозчиком извещениями от 11.04.2013 N 241, от 11.04.2013 N241/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 23 час. 37 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N180506 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 48 513 рубля 90 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 14.04.2013 по прибытию состава поезда N 2425 индекс 9322-038-8814 составлен акт общей формы от 14.04.2013 N 2/396, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Зеледеево КЖД в 01-10 мин. 06.04.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Зеледеево 13.04.2013 в 13-10 час. На станцию назначения вагоны прибыли 14.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 06.04.2013 N231, от 13.04.2013 N231/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции вставило 180 час. 00 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N180505 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 882786 рублей 20 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 15.04.2013 по прибытию состава поезда N 3952 индекс 8800-906-8814 составлен акт общей формы от 15.04.2013 N 2/397, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Суриково КЖД 04.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Суриково 15.04.2013 в 07-27 час. На станцию назначения вагоны прибыли 15.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" был уведомлен перевозчиком извещениями от 04.04.2013 N 229, от 05.04.2013 N229/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 252 час. 07 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N180504 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 1 192 680 рублей (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 04.04.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-903-8814 составлен акт общей формы от 04.04.2013 N 2/373, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 22-12 31.03.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 01.04.2013 в 13-17 час. На станцию назначения вагоны прибыли 01.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" был уведомлен перевозчиком извещениями от 31.03.2013 N 223, от 01.04.2013 N 223/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 13 час. 17 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 130502 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 30704 рубля (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 04.04.2013 по прибытию состава поезда 3362 индекс 8800-905-8814 составлен акт общей формы от 04.04.2013 N 2/379, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 12-30 03.04.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 04.04.2013 в 19-25 час. На станцию назначения вагоны прибыли 04.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 03.04.2013 N 224, от 04.04.2013 N 224/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 30 час. 55 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 130505 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 75 610 рублей 80 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 05.04.2013 по прибытию состава поезда N 3362 индекс 8544-071-8814 составлен акт общей формы от 05.04.2013 N 2/380, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол КД в 23-02 03.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Боготол 04.04.2013 в 23-20 час. На станцию назначения вагоны прибыли 05.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 03.04.2013 N225, от 04.04.2013 N225/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции вставило 24 час. 18 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N140510 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 53 228 рублей 20 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 07.04.2013 по прибытию состава поезда N 3001 индекс 8907-540-8814 составлен акт общей формы от 07.04.2013 N 2/381, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Кача КЖД 18-27 05.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кача 07.04.2013 в 04-43 час. На станцию назначения вагоны прибыли 07.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 05.04.2013 N 230, от 07.04.2013 N 230/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 34 час. 16 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 140511 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 93 225 рублей 60 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 08.04.2013 по прибытию состава поезда N 3953 индекс 8902-599-8814 составлен акт общей формы от 08.04.2013 N 2/382, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Критово КЖД в 20-00 12.03.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Критово 08.04.2013 в 19-55 час. На станцию назначения вагоны прибыли 08.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 12.04.2013 N 202, от 08.04.2013 N 202/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 647 час. 55 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 150501 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 2 171 180 рублей (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 09.04.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-912-8814 составлен акт общей формы от 09.04.2013 N 2/384, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 20-00 07.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 09.04.2013 в 01-00 час. На станцию назначения вагоны прибыли 09.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 07.04.2013 N 234, от 09.04.2013 N 234/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 29 час. 22 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 160501 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 70 452 рубля 20 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 09.04.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-913-8814 составлен акт обшей формы от 09.04.2013 N 2/387, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 23-30 08.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 09.04.2013 в 13-40 час. На станцию назначения вагоны прибыли 09.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 08.04.2013 N 237, от 09.04.2013 N 237/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 14 час. 10 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 054512 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 28 512 рублей 80 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 22.04.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-924-8814 составлен акт общей формы от 22.04.2013 N 2/401, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 23-52 21.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 22.04.2013 в 08-40 час. На станцию назначения вагоны прибыли 22.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 21.04.2013 N 250, от 22.04.2013 N 250/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 08 час. 48 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 220590 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 21 187 рублей 60 копеек (без учета НДС).
На станции назначения Новая Еловка 06.05.2013 по прибытию состава поезда N 5308 индекс 8544-079-8814 составлен акт общей формы от 06.05.2013 N 2/410, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Суслово КЖД в 01-57 23.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Суслово 05.05.2013 в 05-50 час. На станцию назначения вагоны прибыли 06.05.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 13.04.2013 N 254, от 05.05.2013 N 254/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 291 час. 53 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 220593 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 1 531 948 рублей 60 копеек (без учета НДС).
На станции назначения Новая Еловка 30.04.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-932-8814 составлен акт общей формы от 30.04.2013 N 2/405, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 в 01-07 30.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 30.04.2013 в 09-10 час. На станцию назначения вагоны прибыли 30.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями N 262, от 30.04.2013 N 262/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 08 час. 03 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 220591 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 16 703 рубля 50 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 29.04.2013 по прибытию состава поезда N 3044 индекс 8500-484-8814 составлен акт общей формы от 29.04.2013 N 2/404, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол в 23-16 23.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Боготол 29.04.2013 в 13-20 час. На станцию назначения вагоны прибыли 29.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями N 256, от 29.04.2013 N 256/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 134 час. 04 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 220589 начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 631 531 рубль 20 копеек (без НДС).
На станции назначения Новая Еловка 22.04.2013 по прибытию состава поезда N 2580 индекс 8500-476-8814 составлен акт общей формы от 22.04.2013 N 2/400, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Итат КЖД 22-40 18.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав отправлен со станции Итат 21.04.2013 в 06-25 час. На станцию назначения вагоны прибыли 22.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 18.04.2013 N 243, от 21.04.2013 N 243/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 55 час. 45 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 220587 начислена плата за время нахождения вагонов общего пользования на сумму 185 201 рубль (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 07.05.2013 по прибытию состава поезда N 3001 индекс 8907-542-8814 составлен акт общей формы от 07.05.2013 N 2/413, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Кача КЖД 04.05.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав отправлен со станции Кача 06.05.2013 в 12-47 час. На станцию назначения прибыли 07.05.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 04.05.2013 N 264, от 06.05.2013 N 264/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 47 час. 12 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 200501 начислена плата за время нахождения вагонов общего пользования на сумму 46 998 рублей (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 21.04.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-923-8814 составлен акт общей формы от 21.04.2013 N 2/399, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 23-55 20.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 21.04.2013 в 05- 11 час. На станцию назначения вагоны прибыли 21.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 20.04.2013 N 247, от 21.04.2013 N 247/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 05 час. 16 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 200502 начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 13 047 рублей 50 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 05.05.2013 по прибытию состава поезда N 3792 индекс 8500-474-8814 составлен акт общей формы от 05.05.2013 N 2/409, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Тимонино в 23-55 20.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Тимонино 05.05.2013 в 05-20 час. На станцию назначения вагоны прибыли 21.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 27.04.2013 N 260, от 05.05.2013 N 260/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 05 час. 16 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 220592 начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 906 000 рублей (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 18.04.2013 по прибытию состава поезда N 3386 индекс 8544-074-8814 составлен акт общей формы от 18.04.2013 N 2/398, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Тяжин КЖД в 21-42 09.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Тяжин 18.04.2013 в 01-40 час. На станцию назначения вагоны прибыли 18.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 09.04.2013 N 239, от 18.04.2013 N 239/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 195 час. 58 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 210586 начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 888 777 рублей (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 04.04.2013 по прибытию состава поезда N 2536 индекс 8500-466-8814 составлен акт общей формы от 04.04.2013 N 2/377, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол КЖД в 23-03 03.04.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Боготол 04.04.2013 в 12-25 час. На станцию назначения вагоны прибыли 18.04.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 03.04.2013 N 226, от 04.04.2013 N 226/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 13 час. 22 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 2937240 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 29 372 рубля 40 копеек (без учёта НДС).
На станции назначения Новая Еловка 06.05.2013 по прибытию состава поезда N 3702 индекс 8800-937-8814 составлен акт общей формы от 06.05.2013 N 2/407, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 09-14 05.05.2013 задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО "РН-Транс". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ачинск-1 05.05.2013 в 13-30 час. На станцию назначения вагоны прибыли 06.05.2013 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО "РН-Транс" уведомлен перевозчиком извещениями от 05.04.2013 N 265, от 05.05.2013 N 265/1. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 04 час. 16 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов N 220594 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 8 581 рубль 30 копеек (без учёта НДС).
По расчету истца общая сумма начисленной платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования составляет (с учетом уменьшения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) 10583417 рублей 52 копейки.
Истец, ссылаясь на то, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования до настоящего времени не оплачена, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав устные выступления, исследовав представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из содержания искового заявления, материально-правовым требованием истца является взимание платы, начисленной в соответствии с условиями договора за время задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Правоотношения сторон возникли из договора на организацию расчетов от 29.11.2010 N ЭР/11 в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5, в части которые регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ, Устав) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ РФ.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2.1.11. договора, в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5, в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
В приложении N 3 к договору в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 сторонами согласованы размеры плат за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по причинам, не зависящим от перевозчика.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО "РЖД"), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях предусмотрена договором, следовательно, истцом правомерно может быть начислена плата и списана перевозчиком при наличии оснований для ее начисления.
С учетом заявленного предмета иска подлежат установлению следующие обстоятельства: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей; "бросание" подвижного состава повлекло нарушение сроков доставки.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "Подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Факт ожидания подачи и приемки вагонов подтвержден представленными истцом актами общей формы.
Факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования ввиду неприема их ответчиком подтверждается также ведомостями подачи и уборки вагонов.
Ответчик от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов и актов общей формы отказался, о чем имеются соответствующие отметки на указанных документах.
Исследовав представленные в материалы дела акты общей формы, которыми подтверждается факт нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ОАО "РЖД" оснований, предусмотренных пунктом 2.1.11. договора, в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5, для взимания с ответчика платы за простой вагонов в связи с задержкой по зависящим от него причинам.
Доводы ответчика о том, что акты общей формы и извещения не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку составлены в нарушение требований законодательства, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акты общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись ответчику, об отказе от подписи, что также подтверждается актами общей формы, являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов.
Доказательства несоответствия актов установленной форме ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Факт невыполнения ответчиком технологических сроков оборота вагонов также подтверждается информацией, указанной в актах общей формы.
Материалами дела подтверждается и то обстоятельство, что истцом была исполнена обязанность по извещению грузополучателя - ЗАО "РН-Транс" о задержке поездов и спорных вагонов.
Факт получения извещений грузополучателем ответчиком в суде не оспорен, различия в оформлении распоряжений и порядке их передачи не свидетельствуют о неуведомлении грузополучателя об отставлении поездов от движения и о выпуске поездов.
Распоряжения о задержке вагонов в пути следования и распоряжения об отправлении задержанных вагонов в пути следования представлены в материалы дела в виде выписок из книги регистрации распоряжений.
На основании указанных распоряжений на станциях Красноярской железной дороги работниками истца совершались фактические действия по задержке и отправке поездов.
Номера соответствующих распоряжений указаны в книге регистрации распоряжений, извещениях о задержке вагонов в пути следования, извещениях об отправлении вагонов, задержанных в пути следования, и в актах общей формы.
В связи с изложенным факт наличия соответствующих распоряжений суд обоснованно признал установленным.
Таким образом, данные, содержащиеся в перечисленных документах, свидетельствуют о простое вагонов на путях общего пользования.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии с условиями договора, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема. Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
Доводы ответчика, третьих лиц об отсутствии их вины в простое вагонов, а вся вина возложена на перевозчика, опровергаются представленными в материалы доказательствами, поскольку как следует из материалов дела, отставление истцом вагонов вызвано большим скоплением порожних вагонов грузополучателя ЗАО "РН-Транс" на приемо-отправочных путях станции, что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД", что также подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы, оперативными сообщениями, выписками из книги регистрации распоряжений, извещениями ОАО "РЖД".
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в нарушение указанных норм ответчиком не представлено доказательств того, что простой вагонов состоялся по причинам, от него не зависящим.
Поскольку обстоятельства, предусмотренные статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлены, довод ответчика и третьего лица о недоказанности вины в задержке вагонов на путях общего пользования подлежит отклонению.
В материалы дела представлен расчет платы, произведенный истцом с учетом сроков доставки, учитывая период простоя вагонов на основании актов общей формы и расчетных размеров платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по причинам, не зависящим от перевозчика (приложения N 3 к договору), что составило 11 849 981 рубль 96 копеек.
Возражая против произведенного истцом расчета платы, ответчик указал на то, что часть вагонов, на которые ОАО "РЖД" начислена плата за простой вагонов, прибыли на станцию назначения до истечения срока доставки.
Истцом с учетом возражений ответчика в материалы дела представлен расчет исковых требований, в соответствии с которым размер платы за простой вагонов за минусом платы, начисленной на вагоны, прибывшие на станцию назначения до истечения срока доставки, составил 10 583 417 рублей 52 копейки с учетом НДС.
Проверив представленный истцом расчет, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами ответчика о неправомерном начислении ОАО "РЖД" платы за простой на вагоны, прибывшие на станцию назначения до истечения срока доставки, поскольку плата за время задержки вагонов взимается при условии прибытия спорных вагонов с нарушенным сроком доставки, следовательно, прибытие вагонов с нарушенным сроком доставки является условием, наступление которого необходимо для начисления платы за все время нахождения вагонов на промежуточных станциях.
Довод ответчика о том, что доставка части вагонов на момент задержки по причине занятости станции уже осуществлялась с просрочкой по вине перевозчика, не принимается судом, поскольку установление данного факта не входит в предмет доказывания по настоящему делу, Периоды просрочки доставки груза до момента их задержки на станциях Красноярской железной дороги по неприему станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя, при расчете платы, являющейся предметом настоящего спора, не учитываются и на размер исковых требований не влияют.
Прибытие вагонов с нарушенным сроком доставки не освобождает ответчика от обязанности, установленной статьей 36 УЖТ РФ, принять прибывший в его адрес груз по следующим основаниям.
Ответчик не доказал причинно-следственную связь между прибытием вагонов с нарушенным сроком доставки и несвоевременной выгрузкой данных вагонов.
Обязанность перевозчика доставить груз в срок и обязанность ответчика выгрузить груз на путях необщего пользования вытекают из разных правоотношений. Так, срок доставки груза является существенным условием договора перевозки, и обязанность доставить груз в срок вытекает из договора перевозки, который оформляется железнодорожной накладной.
Обязанность ответчика выгрузить груз на путях необщего пользования не вытекает из договора перевозки, а установлена договором на подачу и уборку вагонов и оформляется уже не железнодорожной накладной, а иными документами: актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов.
Таким образом, доставка вагонов в срок и своевременная их выгрузка вытекают из различных правоотношений и ненадлежащее выполнение перевозчиком обязанностей по договору перевозки не освобождает ЗАО "РН-Транс" от обязанности по своевременной выгрузке грузов, возложенных на него договором на подачу и уборку вагонов.
Кроме того, ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки установлена статьей 97 УЖТ РФ, в связи с чем ответчик не лишен права на предъявление претензий к перевозчику о взыскании пени за просрочку в доставке, а также взыскание с ОАО "РЖД" в судебном порядке пени в случае отказа в удовлетворении претензии.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы третьего лица о неправомерности включения НДС в расчет платы на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является частью цены товара, работы, услуги, подлежащей уплате в пользу исполнителя по договору, а поскольку плата взимается ОАО "РЖД" не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, то есть оказание услуг по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта для пользования третьим лица, следовательно, истец вправе включить сумму НДС в размер платы за простой вагонов.
Довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора также подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо если он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Под досудебным порядком урегулирования споров понимается закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления одной из спорящих сторон другой стороне, а также установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить спор без обращения в судебные инстанции.
По смыслу указанной правовой нормы претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора подразумевает определенную четко прописанную договором процедуру, регламентирующую последовательность и конкретное содержание действий каждой из сторон до обращения в суд.
Согласно пункту 6.1. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 претензии клиента по вопросам возврата либо перерасчета начисленных в рамках договора платежей предъявляются клиентом по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".
На основании пункта 6.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 в случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального толкования в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации указанных пунктов договора, следует, что договором не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, поскольку из его содержания не усматривается, что стороны регламентировали четкий претензионный порядок, с конкретным описанием процедуры досудебного (претензионного) порядка разрешения спора. Между тем досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора можно признать установленным только в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения.
Довод третьего лица о необходимости освобождения ответчика от платы за пользование вагонами по статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как вагоны подавались перевозчиком в количестве, превышающем перерабатывающую способность пути, отклоняется судом, так как порожние вагоны, поступающие в адрес грузополучателей, не принадлежат ОАО "РЖД", вследствие чего перевозчик лишен возможности отрегулировать грузопоток.
Возражения третьего лица подтверждают тот факт, что причины ожидания приема вагонов не зависели от перевозчика, такая зависимость усматривается в действиях грузополучателя, поскольку он мог урегулировать время доставки груза с учетом перерабатывающей способности станции и в зависимости от возможностей подавать соответствующие заявки перевозчику.
Кроме того, положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку предметом иска является договорная плата.
Поскольку доводы ответчика и третьих лиц не нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 10 583 417 рублей 52 копеек.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пунктом 6.2 договора, является необоснованным. Согласно пункту 6.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5 в случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД". Таким образом, исходя из буквального толкования в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующих условий договора, следует, что договором не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, поскольку из его содержания не усматривается, что стороны регламентировали четкий претензионный порядок, с конкретным описанием процедуры досудебного (претензионного) порядка разрешения спора. Между тем досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора можно признать установленным только в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения.
Кроме того, по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату государственной пошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией государственной защиты прав.
Поскольку в поведении ответчика не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, поэтому оставление иска без рассмотрения приведет только к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон. Учитывая изложенное и в целях необходимости соблюдения принципа процессуальной экономии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствовали правовые основания для оставления иска без рассмотрения, и он подлежал рассмотрению по существу.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что представленные истцом документы (акты общей формы) доказывают только факт задержки вагонов, а не наличие причин их задержки, зависящих от грузополучателя.
Данный довод также не принимается арбитражным апелляционным судом как обоснованный, поскольку отставление истцом вагонов вызвано большим скоплением порожних вагонов грузополучателя ЗАО "РН-Транс" на приемо-отправочных путях станции, что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД", подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы, оперативными сообщениями, выписками из книги регистрации распоряжений, извещениями ОАО "РЖД", дорожными ведомостями. При этом материалами дела подтверждается и то обстоятельство, что истцом была исполнена обязанность по извещению грузополучателя - ЗАО "РН-Транс" о задержке поездов и спорных вагонов. Факт получения извещений грузополучателем ответчиком в суде не оспорен, различия в оформлении распоряжений и порядке их передачи не свидетельствуют о неуведомлении грузополучателя об отставлении поездов от движения и о выпуске поездов. Распоряжения о задержке вагонов в пути следования и распоряжения об отправлении задержанных вагонов в пути следования представлены в материалы дела в виде выписок из книги регистрации распоряжений. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено составление актов общей формы на станции назначения, предшествующие бросанию поезда на промежуточной станции, явившиеся основанием для издания распоряжения о бросании поезда. Нарушение технологических сроков оборота вагонов подтверждается представленными в материалы дела памятками общей формы.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не установил причины нарушения истцом сроков доставки вагонов, является несостоятельным, поскольку установление данного факта не входит в предмет доказывания по настоящему делу - периоды просрочки доставки груза до момента их задержки на путях общего пользования по неприему станцией назначения Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя, при расчете платы, являющейся предметом настоящего спора, не учитывались и на размер исковых требований не влияли.
Представленный истцом расчет платы произведен в соответствии с требованиями законодательства. Проверив расчет истца, суд апелляционной инстанции считает расчет арифметически и методологически правильным и обоснованным документально. Оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции и удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2015 года по делу N А33-16797/2014 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (ответчика - АО "РН-Транс").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2015 года по делу N А33-16797/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16797/2014
Истец: ОАО "РЖД", ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ЗАО "РН-Транс"
Третье лицо: ЗАО "НефтеТрансСервис", ЗАО НефтеТрансСервис, ОАО "ПГК", ОАО "Совфрахт", ОАО ПГК, ОАО Совфрахт, ООО Трансойл, ООО Транспортно-логистическая компания, Филиал АО "РН-Транс" в г. Ачинске