03 ноября 2015 г. |
Дело N А84-1021/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Омельченко В.А.,
Полынкиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Букуевой М.А.,
при участии в судебном заседании:
от УМВД России по г. Севастополю - Юхненко А.А., по доверенности от 14.04.2015 N 1/535, Петренко А.Е., по доверенности от 11.03.2015 N 1/1001;
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым", надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 сентября 2015 года по делу N А84-1021/2015 (судья Минько О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым" (ул.Вакуленчука, 33-а/3-1, г.Севастополь, 299053)
к УМВД России по г. Севастополю в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения (ул. Промышленная, 1, г. Севастополь, 299040)
о признании незаконным отказа в регистрации транспортных средств, о понуждении совершения определенных действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым" (далее - ООО "Форум-Крым", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю, Отдел, заинтересованное лицо) с требованиями о признании незаконным отказа в регистрации транспортных средств, о понуждении совершения определенных действий.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не принял во внимание, что отказ в регистрации транспортного средства лишь на основании отсутствия у истца паспорта транспортного средства противоречит требованиям Федерального конституционного закона N 6 ФКЗ от 21.03.2014, Таможенному кодексу Таможенного союза и Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Кроме того, полагает, что отказ в регистрации транспортных средств ограничивает права собственника распоряжаться своим имуществом. Считает, что действия заинтересованного лица не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в силу чего подлежат признанию незаконными в судебном порядке. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, в нарушение норм процессуального права, статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в адрес суда поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с нахождением директора и представителя заявителя в командировке и невозможностью обеспечить надлежащую защиту своих интересов судебном процессе.
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 4 пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), а также внутренние организационные проблемы юридического лица не могут рассматриваться в качестве уважительной причины невозможности участия представителя в судебном заседании.
В соответствии со статьями 59, 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями юридического лица могут быть как руководитель организации, так и иное лицо, полномочия которого удостоверены доверенностью.
Следовательно, юридическое лицо может представлять в заседании любой представитель, наделенный полномочиями на представление интересов юридического лица, а также иное лицо, действующее на основании договора оказания юридических услуг. Таким образом, невозможность явки представителя заявителя не лишала последнего возможности вести дело в арбитражном суде через иного лица, уполномоченного на представление интересов заявителя.
Между тем, заявленное ходатайство об отложении судебного разбирательства не подтверждено документально, а также не содержит уважительных причин, по которым указанное лицо не может обеспечить в судебное заседание явку своего представителя, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя заявителя апелляционной жалобы.
Присутствующие в судебном заседании представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 26.12.2014 между иностранным юридическим лицом - ООО "Строительная компания "Форум Крым" (продавец) и юридическим лицом Российской Федерации - ООО "Строительная компания "Форум Крым" (покупатель) были заключены договоры N N 9, 10, 11, 12 купли-продажи автомобилей.
Согласно актам приема-передачи транспортных средств от 26.12.2014 к указанным договорам купли-продажи, продавец передал покупателю в собственность технически исправный и свободный от каких-либо прав третьих лиц и иных обременений транспорт и относящиеся к нему документы, а именно: ГАЗ, государственный номерной знак CH6938AI, свидетельство о регистрации транспортного средства N САА769534, выданное Севастопольским МРЭО; ГАЗ, государственный номерной знак СН8276АН, свидетельство о регистрации транспортного средства N САЕ 435888, выданное Севастопольским МРЭО; КАМАЗ, государственный номерной знак CH6937AI, свидетельство о регистрации транспортного средства N САА 769533, выданное Севастопольским МРЭО; SUBARU, государственный номерной знак CH7100AI, свидетельство о регистрации транспортного средства N САА 734820, выданное Севастопольским МРЭО.
Свидетельства о регистрации транспортных средств подтверждают факт того, что товар принадлежал продавцу - ООО "Строительная компания "Форум Крым" (ЕГРПОУ 34271848) на праве собственности.
Общество 11.02.2015 повторно обратилось в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Севастополю с заявлением о регистрации транспортных средств, приобретенных Обществом у ООО "Строительная компания "Форум Крым" (ЕГРПОУ 34271848) по договорам купли-продажи транспортных средств от 26.12.2014 N N 9, 10, 11, 12.
Письмом от 06.04.2015 N 15/2862 за подписью начальника ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю Крикушенко С.Г., заявителю отказано в регистрации транспортных средств, в котором указано, что согласно разъяснений, предоставленных Главным управлением по безопасности дорожного движения МВД РФ, ранее зарегистрированное, в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, не прошедшее государственную регистрацию в качестве российского, либо не воспользовавшееся таким правом, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортных средств. Однако, при переходе права собственности такого имущества (транспортных средств) к российскому юридическому лицу его следует расценивать как ранее принадлежащее иностранному юридическому лицу. Как следствие, такие транспортные средства подлежат государственной регистрации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств в таможенных органах.
Не согласившись с отказом в регистрации транспортных средств, заявитель обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Общество обосновывает свои требования тем, что в силу статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.
То есть, по мнению заявителя, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает, что юридические лица, функционирующие на территории города федерального значения Севастополя и не прошедшие процедуру внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации, вправе до 01 марта 2015 года осуществлять свою предпринимательскую деятельность как резиденты Российской Федерации, в т.ч. отчуждать зарегистрированные за ними транспортные без прохождения каких-либо таможенных процедур.
Кроме того, указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Постановление N 897) транспортные средства, приобретенные обществом по договору купли-продажи у юридического лица, зарегистрированного на Украине, подлежат перерегистрации в установленном названным постановлением порядке, поэтому требование регистрационного органа о проведении таможенных процедур и получении необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств в таможенных органах, в отношении транспортных средств, которые изначально были зарегистрированы на территории Республики Крым, территорию Республики Крым не покидали и какие-либо иные государственные границы не пересекали, является незаконным и нарушает права заявителя.
Апелляционный суд считает, что доводы заявителя основываются на ошибочном толковании норм вышеуказанных нормативных правовых актов, в том числе положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (действовало на момент первичного обращения Общества в регистрационный орган, утратило силу 01.01.2015).
Пунктом 1 вышеуказанного Постановления N 897 установлены особенности регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - транспортные средства), принадлежащих гражданам Российской Федерации, проживающим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - граждане), и юридическим лицам, зарегистрированным на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г. (далее - юридические лица), выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
Так, пунктом "а" пункта 1 Постановления N 897 предусмотрено, что регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, могут совершаться с выдачей паспортов транспортных средств на основании: регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года; документов, подтверждающих уплату сборов за совершение юридически значимых действий, если они предусмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации; документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица - собственника транспортного средства, выданных до 18 марта 2014 года; страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выданного в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года, срок действия которого не истек.
Из положений данного Постановления N 897 следует, что обязательным условием для постановки автомобиля на регистрационный учет является приобретение права собственности на транспортное средство до 18 марта 2014 года, и автомобиль должен принадлежать юридическому лицу на основании регистрационных документов (свидетельства о регистрации транспортного средства).
В рассматриваемом споре особые условия для регистрации транспортных средств, предусмотренные указанным Постановлением N 897, на заявителя не распространяются, поскольку транспортные средства приобретены заявителем после 18.03.2014 (договоры купли-продажи от 26.12.2014).
Согласно статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 01.07.2014, Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) дополнен статьей 19, частью 1 которой предусмотрено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса.
Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что ранее зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, которое не привело свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортные средства.
Однако, при переходе права собственности транспортных средств к юридическому лицу, прошедшему перерегистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие транспортные средства считаются принадлежащими иностранному юридическому лицу, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств в таможенных органах.
Таким образом, у регистрационного органа отсутствовали основания для регистрации транспортных средств за Обществом в особом порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации N 897.
Регистрация транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.08 N 1001 (далее - Правила) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент).
Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
Так, к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемых заявителями для совершения регистрационных действий, пункт 15.4.1 Административного регламента относит паспорт транспортного средства, регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Пунктом 20 Правил регистрации предусмотрено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Из материалов дела следует, что ООО "Строительная компания "Форум Крым" (иностранное юридическое лицо) продало ООО "Строительная компания "Форум Крым" (российское юридическое лицо) по договорам купли-продажи от 26.12.2014 транспортные средства, в отношении которых таможенные процедуры не проводились, паспорта транспортных средств на них таможенными органами не выдавались.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ N 605 от 07.08.2013, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
При изложенных обстоятельствах правовые основания для регистрации в органах МРЭО транспортных средств, принадлежащих ООО "Строительная компания "Форум Крым", отсутствуют, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявления.
Каких-либо доводов, которые могли бы повлиять на иную правовую оценку рассматриваемого спора, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 сентября 2015 года по делу N А84-1021/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1021/2015
Истец: ООО " Строительная компания "Форум-Крым", ООО "Строительная компания "Форум-Крым"
Ответчик: Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю, УМВД России по г. Севастополю в лице Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Третье лицо: Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю