г. Тула |
|
3 ноября 2015 г. |
Дело N А68-3038/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕКО" (ОГРН 1037100320377, ИНН 7104018870) - представителя Четайкиной Е.А. (доверенность от 18.05.2015), в отсутствие представителя ответчика - администрации муниципального образования Богородицкий район (ОГРН 1027102672706, ИНН 7112004052), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Богородицкий район на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.07.2015 по делу N А68-3038/2015 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕКО" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования Богородицкий район (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 71:04:040906:204, площадью 17 142 кв. м, на котором находятся здания, принадлежащие заявителю на праве собственности, по цене, установленной в пределах 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, обязав ответчика в месячный срок со для вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, подготовить и направить проект соответствующего договора о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 71:04:040906:204, площадью 17 142 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Богородицкий район, поселок Товарковский, ул. Калинина, по цене, установленной в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований администрация ссылалась на то, что на общество не распространяется льготная цена приобретения в собственность спорного земельного участка.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, общество является собственником недвижимого имущества нежилого назначения: лит. А, а, 2 -этажного нежилого здания (административное здание), площадью 313,8 кв. м; лит. В, 1-этажного нежилого здания (гараж), площадью 123,7 кв. м; лит. Е, 1-этажного нежилого здания (ремонтные мастерские), площадью 122,1 кв. м; лит. Ж, 1-этажного нежилого здания (склад материальный), площадью 104,7 кв. м (л. д. 12, 13, 14, 15).
Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 71:04:040906:204, площадью 17 142 кв. м, находящемся по адресу: Тульская область, Богородицкий район, Товарковский п.о., пос. Товарковский, ул. Калинина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для гаража, ранее находящемся на праве бессрочного (постоянного) пользования у Центрального автотранспортного предприятия "Гараж" (свидетельство от 02.02.1993, N 000104, л.д. 29). Общество 26.06.2012 обратилось в адрес администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:04:040906:204 (л. д. 23-25).
Письмом от 19.03.2015 N 1884 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность указанного земельного участка, со ссылкой на длительность проведения процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка и наличием разночтений в предоставленных 26.06.2012 заявителем документов (л. д. 27-28).
Считая отказ администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия у общества исключительного права приобретения в собственность спорного земельного участка по льготной цене равной 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставления его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере земельных отношений. Перечень документов, прилагаемых к заявлению необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Исходя из анализа содержания статьи 36 ЗК РФ, указанный Перечень является исчерпывающим.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 18.02.2003, заключенного между ЗАО "Центральное автотранспортное предприятие" и ООО "ИНТЭКО", последнему на праве собственности принадлежит недвижимое имущество нежилого назначения: лит. А, а, 2 -этажное нежилое здание (административное здание) площадью 313,8 кв. м; лит. В, 1-этажное нежилое здание (гараж) площадью 123,7 кв. м; лит. Е, 1-этажное нежилое здание (ремонтные мастерские) площадью 122,1 кв. м; лит. Ж, 1-этажное нежилое здание (склад материальный) площадью 104,7 кв. м, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.04.2003 сделана запись регистрации N 71-01.04-05.2003-0119.01; 71-01.04-05.2003-0120.01;71-01.04-05.2003-0121.01; 71-01.04-05.2003-0122.01.
Названные объекты недвижимости были отчуждены ЗАО "Центральное автотранспортное предприятие" из муниципальной собственности на основании плана приватизации от 31.12.1992, утвержденного комитетом по управлению имуществом Московской области
Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 71:04:040906:204, площадью 17 142 кв. м, находящемся по адресу; Тульская область, Богородицкий район, Товарковский п.о., пос. Товарковский, улица Калинина, дом N 68 "а", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для гаража, ранее находящемся на праве бессрочного (постоянного) пользования у Центрального автотранспортного предприятия "Гараж" (свидетельство от 02.02.1993 N 000104).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Как указано в пункте 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество 26.06.2012 обратилось в адрес администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:04:040906:204 (л. д. 23-25).
Письмом от 19.03.2015 N 1884 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность указанного земельного участка, со ссылкой на длительность проведения процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка и наличием разночтений в предоставленных 26.06.2012 заявителем документов (л. д. 27-28).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Из материалов дела следует, что общество обратилось к администрации с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:04:040906:204, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, с приложением всех предусмотренных Перечнем документов, о чем свидетельствует приложение к заявлению от 26.06.2012.
Доказательств об обратном ответчиком представлено не было.
Длительность процедуры предоставления земельного участка в собственность ООО "ИНТЭКО" связано с длительным не рассмотрением ответчиком заявления последнего и непринятие по нему одного из предусмотренных решений.
Доказательств рассмотрения и принятия решения по заявлению ООО "ИНТЭКО" от 26.06.2012 в предусмотренные сроки ответчиком предоставлено не было.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из содержания указанной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; на собственников объектов недвижимости при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии со статьей 1 Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты" до 1 июля 2012 года на территории Тульской области установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости таких земельных участков при их продаже коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 1 Закона Тульской области N 1679-ЗТО, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, либо факт наличия у собственника объектов недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости. Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Судом области установлено и материалами дела подтверждено, что объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, ранее были выкуплены у государства в процессе приватизации государственного предприятия Центрального автотранспортного предприятия, впоследствии приобретены ООО "ИНТЭКО" по договору купли-продажи, заключенному с ЗАО "Центральное автотранспортное предприятие" от 18.02.2003.
Кроме того, земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Богородицкий район, п. Товарковский, был предоставлен Центральному автотранспортному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.1993 N 000104.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации от 19.03.2015 N 1884 в предоставлении в собственность ООО "ИНТЭКО" земельного участка с кадастровым номером 71:04:040906:204, не соответствует статье 36 ЗК РФ (действующей на дату обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка), нарушает права и законные интересы истца в сфере экономической деятельности, препятствуя приобретению последним земельного участка в собственность, обязав ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить истцу в собственность испрашиваемый земельный участок по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Довод ответчика о том, что на общество не распространяется льготная цена приобретения в собственность спорного земельного участка, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Поскольку на рассматриваемом земельном участке расположены объекты истца, право собственности на которые возникло у его первоначального собственника в результате приватизации, в данном случае выкупная стоимость спорного земельного участка должна определяться в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 N 306-КГ15-10843 и постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2013 по делу N А35-12520/2012.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы. Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя. В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования Богородицкий район освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 22.07.2015 по делу N А68-3038/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3038/2015
Истец: ООО "ИНТЭКО", Четайкина Е. А
Ответчик: Администрация МО Богородицкий район, Администрация муниципального образования Богородицкий район
Третье лицо: Четайкина Елена Александровна