г. Самара |
|
03 ноября 2015 г. |
дело N А72-12402/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Храмовой О.А.,
с участием:
от истца Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - представитель Ибетуллов И.Р., доверенность от 18.09.2015,
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" и от третьих лиц Министерства экономического развития Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных домов КПД-2" представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.08.2015 и дополнительное решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2015 по делу N А72-12402/2014 (судья Мызров С.Н.)
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) к обществу с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" (ОГРН 1127326000010, ИНН 7326040516) о взыскании 10 986 469 руб. 51 коп.
и встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" (ОГРН 1127326000010, ИНН 7326040516) к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485),
третьи лица: Министерство экономического развития Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных домов КПД-2", о взыскании 3 705 200 руб. 54 коп.
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - истец, УМУП "Городской теплосервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" (далее - ответчик, ООО "РТС "Репина") о взыскании 6 097 174, 28 руб. долга, 713 687, 62 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 14.05.2015, с 15.05.2015 проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты суммы основного долга в размере 6 127 174,27 руб. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых.
Определением от 20.10.2014 суд принял к производству встречное исковое заявление, ООО "РТС "Репина", уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ к УМУП "Городской теплосервис" о взыскании долга в размере 3 579 430, 32 руб., 312 795, 45 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.02.2014 по 14.05.2015, с 15.05.2015 проценты за пользование чужими денежными средствами с 16.02.2014 по 14.05.2015, с 15.05.2015 проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты долга исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% годовых.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных домов КПД-2".
Решением от 11.08.2015 исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" удовлетворены в сумме 6 097 174,28 руб. - основной долг, 825 469,15 руб.. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.02.2014 по 04.08.2015, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.08.2015 по день уплаты суммы долга ответчиком, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых.
Встречные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" удовлетворены частично в сумме 2 177 315,14 руб. - основной долг, 224 579, 03 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.02.2014 по 04.08.2015, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.08.2015 по день уплаты суммы долга, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых, 26 202, 76 руб. - расходы по уплате государственной пошлины. В остальной части встречные исковые требования оставлены без удовлетворения.
По итогам зачета первоначального и встречного исковых требований с общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" взыскано 4 494 547,50 руб., в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 77 932, 32 руб.
Дополнительным решением от 01.09.2015 по итогам зачета первоначального и встречного исковых требований с общества в ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.08.2015 по день уплаты суммы долга 3 919 859,14 руб. ответчиком, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых.
Ответчик не согласился с принятыми судебными актами и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой в которой просит отменить решение и дополнительное решение, как незаконные и необоснованные, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что ответчик не согласен с расчетом истца.
Вывод суда о правомерности расчета стоимости тепловой энергии в целях компенсации потерь, исходя их нормативных потерь, не соответствует материалам дела.
Суд необоснованно применил Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую ) энергию на розничном рынке, утвержденные Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, которые не могли применяться к спорным правоотношениям, поскольку предметом рассмотрения является задолженность за период: январь-июль 2014.
В рамках сложившихся правоотношений УМУП "Городской теплосервис" в спорный период оказывал ООО "РТС "Репина" услугу по передаче тепловой энергии и транспортировке горячей воды, в связи с чем отношения сторон должны регулироваться как Федеральным законом от 27.07. 2000 N 190-ФЗ " О теплоснабжении" в части оказания услуг по передаче тепловой энергии, так и Федеральным законом от 07.12. 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ( в части оказания услуг по транспортировке горячей воды).Указанный довод ответчика судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание.
Вывод суда о нереальности намерений ООО "РТС "Репина" состоять с истцом в договорных отношениях по транспортировке горячей воды является необоснованным.
Вывод суда о том, что стоимость тепловой энергии в целях компенсации потерь (по встречному иску) необходимо определять исходя из объема нормативных потерь, и данный порядок является правомерным и по существу единственно возможным, противоречит нормам действующего законодательства.
Заявитель считает, что расчет стоимости тепловой энергии в целях компенсации потерь, произведенный ООО "РТС "Репина" является корректным и основанным на нормах действующего законодательства.
Доводы ответчика подробно изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
ООО "Районная тепловая станция "Репина" на праве собственности принадлежит здание котельной по адресу: г. Ульяновск, проезд Лесной, д. 9.
УМУП "Городской теплосервис" имеет на балансе находящиеся в муниципальной собственности города Ульяновска тепловые сети, доставляющие коммунальный ресурс от котельной ООО "РТС "Репина" до конечных потребителей.
Истец предложил ответчику для подписания договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 5 от 09.11.2012, в соответствии с которым УМУП "Городской теплосервис" (теплосетевая организация, ТСО) обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, передачу тепловой энергии и теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а ООО "РТС "Репина" (теплоснабжающая организация, ТО) обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых договором (т.1, л. 23-29).
Однако стороны не достигли соглашения по пункту 4.2. договора, касающегося стоимости услуг ТСО, с заявлением об урегулировании разногласий по вопросу заключения договора в суд не обращались, в связи с чем договор от 09.11.2012 N 5 между сторонами заключен не был.
В тоже время, в спорный период с 01.01.2014 по 31.07.2014 между УМУП "Городской теплосервис" и ООО "РТС "Репина" сложились фактические отношения возмездного оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно уточненным исковым требованиям в период с 01.01.2014 по 31.07.2014 УМУП "Городской теплосервис" оказало ООО "РТС "Репина" услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя до потребителей на общую сумму 10 705 717, 50 руб., которые последним были оплачены частично. Сумма задолженности составила 6 097 174,28 руб., что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
В силу части 6 статьи 13 Федерального закона от 27.07. 2010 N 190 ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленным статьей 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Закона о теплоснабжении по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией, теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Порядок заключения и исполнения такого договора установлен "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 (далее - Правила N 808).
В соответствии с указанными Правилами оплачиваемой услугой является передача тепловой энергии до объекта абонентов, а не тепловая энергия, которая передана в сеть транспортировщика от теплоисточника.
В пункте 4 статьи 17 Закона о теплоснабжении перечислены существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии перечислены, к ним относятся: максимальная и заявленная величина мощности технологически присоединенных тепловых сетей, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета, по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации. До исполнения данных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя; расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей; иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Поскольку договор оказания услуг по передаче тепловой энергии сторонами не заключен, соответственно, сторонами не согласован расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета и порядок распределения потерь.
Согласно статье 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения (пункты 4, 5, 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Таким образом необходимо исходить из того, что объем оказанных теплосетевой организацией услуг соответствует объему энергоресурсов, доставленных до точки поставки, а потери тепловой энергии в сетях ТСО возлагаются на теплосетевую организацию.
В целях определения объема оказанных услуг УМУП "Городской теплосервис" из общего объема тепловой энергии в точке приема вычитает объемы нормативных потерь.
Указанный порядок применяется ТСО, поскольку не все абоненты ООО "РТС "Репина" оборудованы приборами коммерческого учета.
По мнению УМУП "Городской теплосервис", при отсутствии достоверных данных об объемах потребленной абонентами ТО тепловой энергии, определить фактический объем оказанных услуг по передаче тепловой энергии иным образом не представляется возможным.
Действующим законодательством предусмотрено, что ценообразование в сфере теплоснабжения подлежит государственному регулированию.
В соответствии со статьей 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Согласно пункту 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходы на эксплуатацию тепловых сетей; расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
Расходы на эксплуатацию тепловых сетей должны обеспечивать: содержание в соответствии с технологическими нормами, требованиями и правилами тепловых сетей и сооружений на них, устройств защиты и автоматики, а также зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации тепловых сетей; уровень надежности теплоснабжения каждого потребителя в соответствии с проектной категорией надежности; поддержание качества передаваемых тепловой энергии и теплоносителей в пределах, устанавливаемых в договорах и обязательных к применению правилах, утвержденных в установленном порядке; поддержание в состоянии эксплуатационной готовности тепловых сетей, а также оборудования, зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией тепловых сетей.
В силу пункта 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по настоящим Методическим указаниям основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
При расчете величины платы за услуги по передаче тепловой энергии по паровым и водяным тепловым сетям необходимая валовая выручка регулируемой организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии в паре и в горячей воде, распределяется между тепловыми и паровыми сетями.
В составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии (пункты 61, 61.2, 61.3 Методических указаний).
Расходы на компенсацию указанных в подпункте 61.2 Методических указаний потерь и затрат ресурсов определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями).
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик не согласился с расчетом истца и указал, что Приказ ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" в данном случае применению не подлежит.
Указанный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен, согласно Приказу ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" методические указания N 20-э/2 не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) для населения на электрическую энергию (мощность) с даты вступления в силу настоящего приказа, то есть с 11.11.2014.
На основании пункта 9 Инструкции "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (далее - Инструкция N 325), к нормативам технологических потерь относятся потери и затраты энергетических ресурсов, обусловленные техническим состоянием теплопроводов и оборудования и техническими решениями по надежному обеспечению потребителей тепловой энергией и созданию безопасных условий эксплуатации тепловых сетей.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.12.2013 N 928 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии УМУП "Городской теплосервис" на 2014 год в размере 187 480,5 куб.м. и 90 588,7 Гкал для сетей отопления и 32 891,1 куб.м. и 48 564,4 Гкал для сетей горячего водоснабжения (т. 3, л. 107-108).
При этом Департаментом регулирования цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области согласован План распределения нормативных тепловых потерь в сетях УМУП "Городской теплосервис", принятых Департаментом в тарифах на 2014 год, в том числе, по теплоисточнику ООО "РТС "Репина" (т. 3, л. 112).
Таким образом, при установлении тарифов на транспортировку тепловой энергии, теплоносителя принимаются к учету нормативные технологические потери энергоресурсов в сетях ТСО.
Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (пункт 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункт 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах.
Потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального режима эксплуатации, а также превышающие нормативные значения показателей, приведенных выше, в утечку не включаются и являются непроизводительными потерями.
Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 "Об утверждении Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения" определено, что утечка теплоносителя сверхнормативная установленная - слив теплоносителя, факт, локализация и размер которого оформлены соответствующим актом; утечка теплоносителя сверхнормативная неустановленная - утечка теплоносителя, размер которой превышает значения, регламентированные нормативными документами, локализация и размер которой не зафиксированы.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о сверхнормативных потерях на участках тепловых сетей УМУП "Городской теплосервис" в спорный период (акты об авариях, непредвиденных сливах и т.п.).
Расходы по промывке сетей, по проведению гидравлических испытаний, по однократному заполнению сетей теплоносителем перед началом отопительного сезона в соответствии с нормативами учтены в конечных тарифах на тепловую энергию, установленных Министерством экономики Ульяновской области для ООО "РТС "Репина".
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а необходимая валовая выручка организации, служащая основой для установления тарифа, формируется исходя из нормативных потерь, связанных с процессом передачи тепловой энергии, теплоносителя, доказательств образования сверхнормативных потерь в сетях ТСО в спорный период в материалы дела не представлено, а расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета и порядок распределения потерь сторонами в договоре не согласованы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорном случае должен быть применен метод определения объемов переданных по сетям ТСО энергоресурсов, предложенный УМУП "Городской теплосервис" как единственно возможный.
Кроме того, оспаривая расчет истца, ответчик заявил, что для определения фактического объема оказанных услуг, при расчете стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии абонентам, не имеющим приборов коммерческого учета, необходимо руководствоваться пунктом 3.2.1 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России от 12.08.2003 N МДК 4-05.2004 (далее - Методика МДК 4-05.2004), пунктом 1.1 приложения N 1 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), пунктом 19 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).
Оценив указанные довод, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предложенная ответчиком формула не отражает фактические объемы и стоимость поставленной тепловой энергии и теплоносителя потребителям, не имеющим общедомового прибора коммерческого учета, в связи с чем не может быть применена.
Проверив расчет истца с учетом уточненных требований, суд первой инстанции признал его правильным.
Кроме того, указанный порядок определения стоимости услуг по передаче тепловой энергии признан правомерным и в рамках дела N А72-1239/2014, решение по которому вступило в законную силу.
Также в качестве возражений на заявленные требования ответчик указал, что в отношении части объектов истцом осуществляется транспортировка горячей воды в отсутствие принятого для него в установленном порядке соответствующего тарифа.
Отклоняя указанный довод суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 32 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642, договор по транспортировке горячей воды заключается организацией, эксплуатирующей водопроводные сети и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, в соответствии с типовым договором, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 35 Правил горячего водоснабжения для заключения договора по транспортировке горячей воды организация, осуществляющая горячее водоснабжение, направляет организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, заявку с указанием соответствующих сведений.
В материалы дела не представлено доказательств того, что ООО "РТС Репина" обращалось к УМУП "Городской теплосервис" с подобной заявкой, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик не намеревался вступать в истцом в договорные отношения по транспортировке горячей воды.
Суд также правильно отметил, что по делу N А72-1239/2014, которое для настоящего спора имеет преюдициальное значение, отношения сторон по спорному вопросу уже получили соответствующую правовую квалификацию.
Кроме того, в материалы дела представлены пояснения Министерства экономического развития Ульяновской области из которых следует, что все расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, учтены при утверждении тарифа на передачу тепловой энергии по сетям УМУП "Городской теплосервис", действующим законодательством не предусмотрено установление тарифов на передачу тепловой энергии дифференцированно по видам использования тепловой энергии: на отопление, горячее водоснабжение и др. (т. 4, л. 68)
Учитывая, что факт оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в спорный период подтвержден истцом надлежащими письменными доказательствами, ответчиком доказательств оплаты оказанных услуг не представлено, суд первой инстанции обоснованно, в силу статей 309, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признал требование истца о взыскании задолженности за оказанные услуги обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 6 097 174,28 руб.
Также истцом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.02.2014 по 14.05.2015 в размере 825 469, 15 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.05.2015 по день уплаты суммы долга ответчиком, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых на основании статьи 395 ГК РФ.
Учитывая, что факт неоплаты задолженности подтвержден материалами дела, расчет процентов произведен истцом правильно, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 825 469, 15 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.08.2015 по день уплаты суммы долга ответчиком, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых.
Частично удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим
В соответствии с пунктом 5 статьи 13, пунктом 11 статьи 15, статьей 17 Закона о теплоснабжении, Правилами N 808 на УМУП "Городской теплосервис" возложена обязанность по компенсации потерь, возникших в процессе поставки тепловой энергии до потребителя.
Факт наличия потерь в тепловых сетях в процессе транспортировки тепловой энергии до потребителей УМУП "Городской теплосервис" не оспорило и представило контррасчет (т.3, л.111).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь с теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 ФЗ N 190 от 27.07.2010.
Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 22.11.2012 N 06-517 утверждены тарифы на оплату тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ООО "РТС "Репина".
Между сторонами возник спор по определению фактических объемов поставленной тепловой энергии в целях компенсации потерь.
ООО "РТС "Репина" полагает, что потери в процессе транспортировки тепловой энергии в сетях следует определять как разницу между фактическими объемом отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии и фактическим объемом отпуска тепловой энергии из тепловых сетей. При этом для потребителей, не имеющим приборы коммерческого учета, должен быть применен расчетный путь с проведением судебной экспертизы.
Указанный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен.
УМУП "Городской теплосервис" согласилось с возможностью определения стоимости тепловой энергии в целях компенсации потерь в размере 2 177 315,14 руб.исходя из объема, составляющего размер нормативных потерь (т.3, л.112).
По вышеизложенным основаниям, суд первой инстанции обоснованно признал предложенный истцом порядок определения стоимости тепловой энергии в целях компенсации потерь правомерным и по существу единственно возможным.
Доказательств оплаты потребленной тепловой энергии ответчик по встречному иску в материалы дела не представил.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал обоснованным возложение на ответчика обязанности по оплате нормативно установленного для УМУП "Городской теплосервис" размера потерь в сумме 2 177 315,14 руб. Доказательств существования в спорный период сверхнормативных потерь в сетях ответчика истец не представил, размер таких потерь не обосновал.
При таких обстоятельствах встречные исковые требования удовлетворены судом первой инстанции частично в размере 2 177 315,14 руб.
Также ООО "РТС "Репина" заявлены к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 312 795,45 руб. за период с 16.02.2014 по 14.05.2014 (т. 5, л.20), а с 15.05.2015 проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты основного долга.
Поскольку указанные требования являются акцессорными по отношению к требованиям о взыскании основного долга за поставленную тепловую энергию в целях компенсации потерь, а исковые требования в части взыскания долга судом первой инстанции удовлетворены частично, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также удовлетворено частично в размере 224 579,03 руб. за период с 26.02.2014 по 04.08.2015.
Также обоснованно на основании пункта 3 статьи 395 ГК РФ удовлетворены требования о взыскании проценты за пользование чужими средствами с 15.05.2015 по день фактической оплаты основного долга.
Окончательно суд определил размер взыскиваемой суммы задолженности и процентов по правилам абзаца второго части 5 статьи 170 АПК РФ путем проведения зачета.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК.
Дополнительное решение принято судом первой инстанции в соответствии со статей 178 АПК РФ и является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.
Обжалуемые решения как основное так и дополнительное являются законными и обоснованными, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.08.2015 и дополнительное решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2015 по делу N А72-12402/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12402/2014
Истец: Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис", УМУП Городской теплосервис
Ответчик: ООО "Районная тепловая станция "Репина"
Третье лицо: Министерство экономики и планирования Ульяновской области, Министерство экономического развития Ульяновской области, ООО "Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных домов КПД-2", ООО Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных домов КПД-2