город Ростов-на-Дону |
|
08 ноября 2015 г. |
дело N А53-12938/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.
при участии:
от истца: представитель Василенко Н.А. (доверенность от 02.11.2015), представитель Цыбин И.Г. (доверенность от 15.06.2015),
от ответчиков: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью по производству строительных материалов "С"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-12938/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью по производству строительных материалов "С" (ОГРН 5147746289818 ИНН 7704878884)
к ответчикам Департаменту имущественно-земельных отношений Администрации города Азова Ростовской области (ОГРН 1026101794377 ИНН 6140000516), Администрации города Азова Ростовской области (ОГРН 1026101794630 ИНН 6140011846)
об оспаривании отказа в выкупе земельного участка, обязании предоставить участок в собственность,
принятое в составе судьи Пипник Т.Д.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью по строительству строительных материалов "С" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации города Азова Ростовской области (далее - администрация), Департаменту имущественных отношений потребительского рынка и малого бизнеса Администрации города Азова Ростовской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 06.04.2015 N 07/1239 в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании подготовить договор купли-продажи земельного участка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции от 02.09.2015 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что арбитражный суд в обжалуемом решении ссылается на статьи 36 и 28 Земельного кодекса Российской Федерации, которые утратили силу с 01.03.2015 (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ). По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отклонена ссылка общества на пункт 2 статьи 49 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которого объект археологического наследия земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Так же, по мнению заявителя жалобы, судом не приняты во внимание положения подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Заявитель жалобы указывает на то, что правовой режим земельных участков, входящих в зону "Территория объекта культурного (археологического) наследия регионального значения "Городище Азака-Таны с некрополем" определен Приказом Министерства культуры Ростовской области от 21.05.2012 N 216 который не предусматривает запрет на предоставление земельных участков в собственность, отчуждение земельных участков из государственной или муниципальной собственности. Таким образом, введение ограничений оборотоспособности земельных участков в пределах границы территории вышеуказанного объекта культурного наследия регионального значения, относится к федеральному уровню. Апеллянт указывает на ошибочность применения судом первой инстанции статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к рассматриваемому спору, в связи с чем, по мнению заявителя, суд пришел к необоснованному выводу о том, что спорный участок ограничен в обороте в силу пункта 5 данной статьи. Ссылается на то, что ответчик не предоставил в материалы дела какие-либо сведения о переводе спорного земельного участка, входящего в территорию объекта культурного наследия, из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном порядке, а также данные об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ насаленных пунктов в связи с его особым историко-культурным значением. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию объекта культурного наследия не свидетельствует о том, что такой участок согласно статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте, и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Представители ответчиков в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество является собственником объекта недвижимости - здания по адресу: г. Азов, ул. Дзержинского, 6, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 24.11.2014 серии 61-АИ N 791468.
Под зданием сформирован участок с кадастровым номером 61:45:0000108:55.
Полагая себя обладателем исключительного права на выкуп участка, общество обратилось в администрацию с заявлением о выкупе участка.
Письмом от 10.12.2014 департамент отказал в удовлетворении заявления общества, сославшись на нахождение участка в границах территории объекта культурного (археологического) наследия регионального значения "Городище Азака-Таны с некрополем", сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Министерства культуры Ростовской области от 21.05.2012 N 216.
Считая отказ неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Как следует из материалов дела, 23.03.2007 между департаментом (далее - арендодатель) и обществом (далее - арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1318 (далее - договор, т. 1 л.д. 65-68).
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 61:45:000108:0055, находящийся по адресу: Ростовская область, город Азов, ул. Дзержинского, 6 под строительство гостиницы.
В соответствии с пунктом 2.1 договора договор считается заключенным с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 22.03.2007 и договор действует по 22.03.2010.
На основании акта приема передачи от 23.03.2007 земельный участок передан обществу (т. 1 л.д. 69)
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ростовской области 21.07.2007, что подтверждается штампом регистрирующего органа.
Дополнительным соглашением от 29.04.2013 в пункт 2.1 внесены изменения, договор действует до 22.03.2016 (т. 1 л.д. 53-54).
Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:45:000108:0055 расположенного по адресу: Ростовская область, город Азов, ул. Дзержинского, 6.
Письмом департамента от 10.12.2014 N 07/3380 (т. 1 л.д. 87-88) обществу отказано в предоставлении земельного участка в собственность поскольку земельный участок полностью входит в зону "Территория объекта культурного (археологического) наследия регионального значения "Городище Азака-Таны с некрополем"", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Министерства культуры Ростовской области от 21.05.2012 N 216.
Считая указанный отказ департамента незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.
Из материалов дела видно, что спорный земельный участок входит в границы территории памятника археологии регионального значения "Городище Азака-Таны с некрополем", который Приказом Министерства культуры Ростовской области от 21.05.2012 N 216 включен в перечень памятников культуры, подлежащих охране как памятники регионального значения.
Это подтверждается содержанием кадастрового паспорта участка от 24.06.2014 (графа 14) и собственно текстом упомянутого приказа и приложенным к нему картографическим материалом (т. 1 л.д. 48).
Данное обстоятельство не оспорено заявителем и учитывалось судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации одним из видов земель историко-культурного назначения являются земли, занятые объектами культурного наследия.
Согласно статье 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к одному из видов объектов культурного наследия (наряду с памятниками и ансамблями) относятся достопримечательные места, которыми являются, в частности, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, места совершения религиозных обрядов. Объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Статей 4 Закона N 73-ФЗ объекты археологического наследия отнесены к памятникам как одному из видов объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Законом N 73-ФЗ.
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены указанные здания, строения, сооружения. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях установленных названным Кодексом и федеральными законами.
Как указывалось ранее, статьями (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли данной категории, в том числе земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Абзацем вторым пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что установлены ограничения в отчуждении земельных участков из государственной собственности в частную собственность. Порядок оборота земельных участков, отнесенных к отдельным категориям земель, ограниченных в обороте, регулируется специально принимаемыми федеральными законами (например, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Следовательно, порядок оборота земель историко-культурного назначения, в частности земельных участков, занятых объектами археологического наследия, также должен быть установлен специальным федеральным законом.
Представленные в дело документы свидетельствуют о наличии на территории спорного земельного участка памятника археологического наследия.
Земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке (пункт 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Выделение в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, соответствует статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с нормами, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
В силу статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из буквального содержания приведенной нормы следует, что возможность предоставления такого участка в частную собственность является исключением из общего правила о запрете такового и это исключение возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые ограничиваются в обороте, определены в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. К их числу относятся участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Передача спорного земельного участка в собственность обществу фактически означает передачу в частную собственность части объекта археологического наследия, что является нарушением статьи 50 Закона N 73-ФЗ, в силу которой объекты археологического наследия не подлежат отчуждению из государственной собственности.
В соответствии со статьей 52 Закона N 73-ФЗ использование земельных участков, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением названного Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
Объекты, ограниченные в обороте, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Как указывалось ранее, земельный участок с кадастровым номером 61:45:000108:0055 полностью входит в зону "Территория объекта культурного (археологического) наследия регионального значения "Городище Азака-Таны с некрополем"". В силу чего спорный земельный участок на основании пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является ограниченным в обороте.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
В статье 33 Закона N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (в том числе) разработку и согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима (подпункты 5 и 7 пункта 2); установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования (подпункт 11 пункта 2).
Статьей 49 Закона N 73-ФЗ установлено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Кроме того согласно части 4 статьи 49 Закона N 73-ФЗ в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.
В соответствии со статьей 35 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 36 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, расположение земельных участков на территориях (в границах) объектов археологического наследия ограничивает их в гражданском обороте и препятствует передаче в частную собственность. В то же время в реализации прав пользователя и арендатора земельным участком заявитель не ограничен, участок из его пользования не изъят (аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу N А32-43831/2014, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 14.08.2015).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь применительно к фактическим обстоятельствам положениями статей 27, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не подлежит передаче в собственность, в связи с чем, отказ в приватизации соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя жалобы о том, что в обжалуемом решении ссылается на статьи 36 и 28 Земельного кодекса Российской Федерации, которые утратили силу с 01.03.2015 (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ), подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В настоящее время особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в пункте 1 которой содержится норма, аналогичная норме пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм законодательства.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-12938/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12938/2015
Истец: ООО ПО ПРОИЗВОДСТВУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ "С"
Ответчик: Администрация г. Азова Ростовской области, Администрация города Азова Ростовской области, Департамент имущественно-земельных отношений Администрации горда Азова, Департамент имущественно-земельных отношений Администрации города Азова Ростовской области
Третье лицо: Министерство культуры Ростовской области