г. Москва |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А41-7055/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки": Кисляков Е.В., по доверенности от 13.05.2014;
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Никоноров В.С., по доверенности от 21.10.2014; Соловьев Д.Н., по доверенности от 09.02.2015;
от ФГУ "Главгосэкспертиза России": не явились, извещены;
от ООО "Северо-Западная концессионная компания": не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от Федерального дорожного агентства: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2014 года по делу N А41-7055/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по исковому заявлению ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" к Государственной компании "Российские автомобильные дороги", третьи лица: ФГУ "Главгосэкспертиза России", ООО "Северо-Западная концессионная компания", ТУ ФАУГИ Московской области, Федеральное дорожное агентство, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" с заявленными требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" внести изменения в проектную документацию инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км", предусмотрев строительство въездов-выездов с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 на транспортную развязку, обеспечивающую пересечение скоростной автомобильной дороги федерального значения МП "Москва - Санкт-Петербург" с автомобильной дорогой регионального значения "Шереметьевское шоссе" для обеспечения транспортных связей указанных земельных участков с Шереметьевским шоссе.
2. Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" при строительстве транспортной развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автомобильной дороги федерального значения М 11 "Москва - Санкт-Петербург" с автомобильной дорогой регионального значения "Шереметьевское шоссе", осуществить строительство въездов-выездов с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 на указанную транспортную развязку.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 года по делу N А41-7055/13 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2014 года решение от 19.09.2013 и постановление от 17.12.2013 по делу N А41-7055/13 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2014 года по делу N А41-7055/13 исковые требования ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Из материалов дела следует, что 16 ноября 2007 года Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2007 года N 453-р было издано распоряжение "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км".
Согласно Перечню земельных участков, подлежащих изъятию (Приложение к распоряжению от 16.11.2007 N 453-р), изъятию подлежали в том числе земельные участки, принадлежащие ЗАО КХСП "Химки", с кадастровыми номерами: 50:10:010403:0018, 50:10:020112:0002, 50:10:020205:0004, 50:10:020203:0055, 50:10:020803:0027, 50:10:020803:0026, 50:10:020904:0011, 50:10:020904:0010, 50:10:020903:0005, 50:10:020902:0003, 50:10:020902:0007, 50:10:021002:0011, 50:10:021002:0012.
В 2008 году был осуществлен раздел земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:7, 50:10:021002:0011, и 50:10:021002:0012.
В результате раздела были образованы земельные участки:
- с кадастровым номером 50:10:0020902:14, площадью 68259 кв.метров, категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район;
- с кадастровым номером 50:10:0021002:21, площадью 24856 кв.метров, категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район;
- с кадастровым номером 50:10:0021002:23, площадью 129797 кв.метров, категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район;
- с кадастровым номером 50:10:0020902:13, площадью 189219 кв.метров, категория "земли промышленности", вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации автомобильной дороги федерального значения", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район;
- с кадастровым номером 50:10:0021002:20, площадью 1533 кв.метров, категория "земли промышленности", вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации автомобильной дороги федерального значения", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район;
- с кадастровым номером 50:10:0021002:22, площадью 96192 кв.метров, категория "земли промышленности", вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации автомобильной дороги федерального значения", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район.
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, и 50:10:0021002:23 в настоящее время является ОАО "КСХП "Химки", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0020902:13, 50:10:0021002:20, и 50:10:0021002:22 были выкуплены для нужд Российской Федерации на основании Соглашений от 09.12.2008 года, и с 2009 года находятся в собственности Российской Федерации, а с 2011 года в аренде у ГК "Российские автомобильные дороги" (выписки из ЕГРП от 14.02.2013).
ОАО "КСХП "Химки" обратилось с письмом от 29 октября 2012 года к Председателю Правления ГК "Росавтодор", в котором указало на то, что в результате выкупа земельных участков и строительства автодороги, три земельных участка с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, и 50:10:0021002:23, принадлежащие обществу, оказались изолированными от земель общего пользования, без возможности организации доступа на них и ведения хозяйственной деятельности. Организация доступа возможна только через участки, принадлежащие ГК "Автодор", и предназначенные для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. Общество просило в письме согласовать организацию необходимых для обеспечения доступа на земельные участки ОАО "КСХП "Химки" съездов-выездов с прилегающих участков строящейся автодороги и выдать соответствующие технические условия.
В ответе ГК "Росавтодор" обществу от 20.11.2012 года N 12226-02, Компания сообщила, что в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км", прошедшем государственную экспертизу, предусмотрено строительство автомобильной дороги категории IА. В соответствии с установленным порядком ГК "Росавтодор", для принятия решения о выдаче технических условий обществу необходимо предоставить на рассмотрение ситуационный план земельных участков и проект развязок, предусматривающих обеспечение доступа на участки. При проектировании необходимо учесть требования пункта 5.4 СНиП 2.05.02-85 о том, что число пересечений и примыканий на автодорогах категории IА вне пределов населенных пунктов надлежит предусматривать не чаще чем через 10 км.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, Арбитражный суд Московского округа указал, что при принятии решения об удовлетворении заявленного иска суд не выяснил вопроса о том, не принято ли было в данном случае решение о правах и обязанностях Российской Федерации, ибо по решению суда ответчик был обязан построить въезды-выезды с транспортной развязки на земельные участки, принадлежащие Российской Федерации.
Помимо этого, утверждая в решении и постановлении об ошибках в проектировании скоростной автомагистрали, суд, вместе с тем, не привлек к участию в деле представителей ФГУ "Главгосэкспертиза России" и ООО "Северо-Западная Концессионная Компания", которые имеют непосредственное отношение как к созданию, так и к реальному осуществлению проекта по возведению спорной автострады. Кроме того, суд при рассмотрении заявленного иска по существу не установил тот факт, и каким именно образом с земельных участков истца был ранее обеспечен доступ к региональной дороге Шереметьевское шоссе, а также было ли построено сооружение обеспечивающее пересечение с региональной дорогой или примыкание к ней.
Кроме того, суд не выяснил у лиц, участвующих в деле, то обстоятельство, а не входили ли в выплаченную сумму компенсации за изъятие участков у истца денежные средства, которые должны быть направлены им для возведения дороги и конструкций позволяющих строительство съезд-выезда с автомагистрали на спорные земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности.
И, наконец, суд при разрешении спора по существу не принял должных мер к установлению целого ряда обстоятельств, которые имеют определенное значение по делу, а именно: обладал ли истец до строительства автомагистрали правом доступа к автомобильной дороге регионального значения Шереметьевское шоссе; каким именно образом истец реализовал это право до раздела земельных участков; предоставлялось ли истцу право доступа к региональной дороге после отчуждения Российской Федерации смежных участков, а также, каким именно образом проведение проектирования и строительных работ нарушило права истца на доступ истца к региональной дороге. Помимо этого, в ходе рассмотрения дела истец изменял свои требования, однако оценка им судом в обжалуемых актах, по мнению коллегии, дана не была, хотя этому вопросу суду следовало также уделить надлежащее внимание.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела, нижестоящим судам следует предложить сторонам осуществить выход на место строительства автомагистрали, где находятся спорные земельные участки, и выяснить, действительно ли у истца отсутствует возможность подъезда к ним без строительства на автомагистрали дополнительных съездов-выездов, или же их расположение такого, что к ним можно без ущерба для проведения дополнительных материальных затрат добраться иным путем, без пересечения автомагистрали. Причем, данный выход необходимо зафиксировать сторонами, как графиками, так и путем проведения фотографирования, которые затем следует приобщить к материалам дела.
Также, при новом рассмотрении дела, суду следует предложить сторонам осуществить выход на место строительства автомагистрали, где находятся спорные земельные участки, и выяснить, действительно ли у истца отсутствует возможность подъезда к ним без строительства на автомагистрали дополнительных съездов-выездов, или же их расположение такого, что к ним можно без ущерба для проведения дополнительных материальных затрат добраться иным путем, без пересечения автомагистрали. Причем, данный выход необходимо зафиксировать сторонами как графиками, так и путем проведения фотографирования, которые затем следует приобщить к материалам дела.
Учитывая вышеприведенные указания суда кассационной инстанции, суд первой инстанции принял уточненные исковые требования в следующей редакции:
1. Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" внести изменения в проектную документацию инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км", предусмотрев строительство въездов-выездов с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 на транспортную развязку, обеспечивающую пересечение скоростной автомобильной дороги федерального значения МП "Москва - Санкт-Петербург" с автомобильной дорогой регионального значения "Шереметьевское шоссе" для обеспечения транспортных связей указанных земельных участков с Шереметьевским шоссе.
2. Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" при строительстве транспортной развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автомобильной дороги федерального значения М 11 "Москва - Санкт-Петербург" с автомобильной дорогой регионального значения "Шереметьевское шоссе", осуществить строительство въездов-выездов с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 на указанную транспортную развязку.
В качестве третьих лиц при новом рассмотрении дела к участию в деле были привлечены: ФГУ "Главгоэкспертиза России", ООО "Северо-Западная концессионная компания", ТУ ФАУГИ Московской области и Федеральное дорожное агентство.
Кроме того, судом первой инстанции были установлены следующие обстоятельства.
При реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км", было осуществлено перераспределение земельных участков истца, часть образованных участков (3 участка) были изъяты для государственных нужд на основании Соглашений, три участка - остались в собственности истца.
Согласно пояснениям истца, в результате строительства на изъятых участках автомобильной дороги, доступ к участкам истца стал невозможен, в связи с чем истец просит обеспечить проезд к своим участкам путем съездов-выездов с прилегающих участков строящейся автодороги.
При этом, ранее, до перераспределения земельных участков, проезд на земли истца осуществлялся с Шереметьевского шоссе через земельный участок с КН 50:10:020902:0007.
После перераспределения участков, но до изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:13, 50:10:0021002:20, и 50:10:0021002:22 и до начала строительства транспортной развязки N 4, доступ к земельным участкам истца осуществлялся посредством существующих съездов с Шереметьевского шоссе на земельные участки с КН 50:10:0020902:13 и 50:10:0021002:160. Кроме того, транспортные связи между участками истца, расположенными по разные стороны Шереметьевского шоссе, дополнительно обеспечивались путем проезда под существующей эстакадой, расположенной между земельными участками с КН 50:10:0020902:13 и 50:10:0021002:160.
Однако, после того как земельный участок с КН 50:10:0020902:13 был изъят и было начато строительство Транспортной развязки в т.ч. на участках с КН 50:10:0020902:13 и 50:10:0021002:160, у истца прекратилась возможность осуществлять съезды-выезды на Шереметьевское шоссе.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", примыкания для автомобильных дорог категории IB, II, III не могут устраиваться чаще, чем через 600 метров.
В непосредственном месте расположения земельных участков истца осуществляется строительство пересечения Шереметьевского шоссе с автодорогой Москва - Санкт-Петербург. Следовательно, ближайшее примыкание к Шереметьевскому шоссе можно устроить не ближе 600 метров от запроектированного пересечения. Между тем, со стороны Ленинградского шоссе на расстоянии менее 600 метров подъезд к земельным участкам истца ограничивается скоростной автомобильной дорогой Москва - Санкт-Петербург, а со стороны аэропорта Шереметьево на расстоянии менее 600 метров подъезд к участку истца ограничивается рекой Клязьма.
В соответствии со Схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, входящей в состав Отчета, подготовленного кадастровым инженером специализированной землеустроительной организации ООО "Первая Кадастровая Компания", существующие съезды с Шереметьевского шоссе, обозначенные на топографическом плане полосы отвода Шереметьевского шоссе, расположены в границах принадлежащих ответчику земельных участков с КН 50:10:0020902:13 и 50:10:0021002:160.
Согласно Акту натурного обследования от 04 декабря 2014 года, составленному представителями истца и работниками ООО "Первая Кадастровая Компания" по результатам выезда на место, указанные съезды недоступны для общего пользования и используются только для проезда строительной техники для производства строительных работ по строительству Транспортной развязки N 4.
Таким образом, из изложенного следует, а ответчиком и третьими лицами не оспаривается, то обстоятельство, что в настоящее время у истца отсутствует возможность съезда на свои земельные участки, которым он пользовался ранее, до перераспределения и изъятия земель, и начала строительства Транспортной развязки N 4, а именно - на Шереметьевское шоссе.
Отсутствие возможности доступа на принадлежащие истцу земельные участки влекут невозможность использования истцом указанных земельных участков.
Основным доводом ответчика в обоснование возражений против строительства съездов-выездов с земельных участков истца, является то, что строительство на одном уровне примыканий/съездов-выездов к скоростной автомобильной дороге Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км, являющейся автомобильной дорогой с категорией IА, то есть автомагистралью, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не допускается.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (п.2). Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги (п.13). К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и: которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки; доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров (п.14).
Согласно абз.2 п.3 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", для автомобильной дороги класса "автомагистраль" устанавливается категория IА.
В соответствии с п.1.11 СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233) (далее - СНиП 2.05.02-85), автомобильные дороги I - III категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним.
Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений (п.1.14 СНиП 2.05.02-85).
Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений (п.2.1 СНиП 2.05.02-85).
Пересечения и примыкания автомобильных дорог, как правило, следует располагать на свободных площадках и на прямых участках пересекающихся или примыкающих дорог.
Продольные уклоны дорог на подходах к пересечениям на протяжении расстояний видимости для остановки автомобиля (согласно табл. 10) не должны превышать 40 о/о (п.5.1 СНиП 2.05.02-85).
Пересечения автомобильных дорог и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) надлежит принимать, как правило, в следующих случаях: на дорогах I-а категории с автомобильными дорогами всех категорий и на дорогах I-б и II категорий с дорогами II и III категорий; при пересечениях дорог III категории между собой и их примыканиях при перспективной интенсивности движения на пересечении (в сумме для обеих пересекающихся или примыкающих дорог) более 8000 прив. ед/сут. при соответствующем технико-экономическом обосновании (п.5.2 СНиП 2.05.02-85).
Число пересечений и примыканий на автомобильных дорогах I - III категорий должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах I-а категории вне пределов населенных пунктов надлежит предусматривать, как правило, не чаще чем через 10 км, на дорогах I-б и II категорий - 5 км, а на дорогах III категории - 2 км (п.5.4 СНиП 2.05.02-85).
Судом первой инстанции при предыдущем рассмотрении настоящего дела была проведена судебная землеустроительная экспертиза на предмет установления возможности проведения съездов-выездов с участков, принадлежащих истцу.
Согласно экспертному заключению, экспертом установлено, что существующая проектная документация участка скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург в районе пересечения с Шереметьевским шоссе и транспортной развязки, обеспечивающей пересечение указанной автомобильной дороги с Шереметьевским шоссе, не предусматривает возможности организации съездов-выездов для автомобильного транспорта на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14.
Организация съездов-выездов с земельных участков, принадлежащих ОАО "КСХП "Химки" непосредственно и напрямую на скоростную автомобильную дорогу Москва - Санкт-Петербург, противоречит действующим нормативным правовым актам, в частности, п.14 ст.5 закона об автомобильных дорогах, невозможна.
Между тем, эксперт посчитал, что возможно внесение изменений в существующую проектную документацию, предусматривающих организацию съездов-выездов для автомобильного транспорта с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14 на предполагаемую к размещению на земельных участках с кадастровыми номерами 50:10:0021002:160, 50:10:0021002:20, 50:10:0020903:8 дорожную развязку. Действующие нормативно-технические документы, регламентирующие проектирование таких дорожных сооружений как транспортные развязки в виде мостов, тоннелей и путепроводов, не содержат ограничений по количеству съездов-выездов, а также боковых ответвлений и примыканий к смежным территориям.
При исследовании объекта экспертизы экспертом было установлено, что проектировщиком рассматриваемого участка скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург и транспортной развязки, обеспечивающей пересечение указанной дороги с Шереметьевским шоссе, не были решены задачи транспортных связей проектируемых объектов с земельными участками с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14.
В соответствии с п.1.2 ВСН 103-74 "Ведомственные строительные нормы" "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Минтрансстроем 23.09.1974 года, проектированию пересечений и примыканий должна предшествовать разработка проекта всей автомобильной дороги в целях комплексного размещения по дороге инженерных обустройств: пересечений и примыканий; площадок для стоянок автомобилей и т.д.
Таким образом, возможно внесение изменений в существующую проектную документацию транспортной развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург с Шереметьевским шоссе, предусматривающих съезды-выезды автотранспорта с участков с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14 на строящуюся дорожную развязку.
Из выводов данного экспертного заключения следует наличие возможности провести съезд-выезд к земельным участкам истца на строящуюся Транспортную развязку N 4, соединяющую Шереметьевское шоссе с Автомагистралью М11.
Более того, ответчик в своем письме от 20.11.2012 N 12226-02 указал, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14, расположены в зоне Шереметьевского шоссе, и возможен выход (примыкание) к Шереметьевскому шоссе, без примыкания к скоростной автомобильной дороге.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении по настоящему делу указал на необходимость проведения судебной землеустроительной экспертизы на предмет выявления иных подъездов к земельным участкам ответчика.
В целях выполнения указанных рекомендаций, истцом был представлен Акт натурного обследования от 04 декабря 2014 года, составленный представителями истца и специалистов ООО "Первая Кадастровая Компания". Ответчик ГК "Автодор" извещался о дате, времени и месте проведения обследования, но не явился.
В ходе обследования, согласно акту, было установлено следующее.
Земельный участок с КН 50:10:0020902:14 расположен в северо-западной части территории городского округа Химки по правой стороне Шереметьевского шоссе при движении в сторону аэропорта "Шереметьево", в районе пересечения строящейся скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург и Шереметьевское шоссе. Съезд с Шереметьевского шоссе на данный участок, ранее использовавшийся для доступа на участок, расположен в границах принадлежащего ГК "Автодор" земельного участка с КН 50:10:0020902:13 и не может быть использован для доступа автомобильного транспорта к земельному участку с КН 50:10:0020902:14 по причине строительства дорожной развязки, являющейся препятствием для съезда транспорта. Общий доступ к указанному съезду автомобильного транспорта без специального разрешения с Шереметьевского шоссе также отсутствует, ввиду введения пропускного режима в связи с производством на данном участке дороги строительных работ по возведению Транспортной развязки N 4. Иные варианты доступа автомобильного транспорта к земельному участку с КН 50:10:0020902:14 отсутствуют, так как с других сторон обследуемый земельный участок ограничен руслом реки Клязьма и скоростной автомобильной дорогой Москва - Санкт-Петербург. Места примыкания границы участка с КН 50:10:0020902:14 к полосе отвода Шереметьевского шоссе не могут быть использованы для доступа на участок автомобильного транспорта ввиду значительного перепада высот дорожного полотна и плоскости земельного участка, наличия металлических противоаварийных ограждений Шереметьевского шоссе, отсутствия оборудованных сооружений, строительства транспортной развязки.
Земельные участки с КН 50:10:0021002:21 и 50:10:0021002:23 расположены в северо-западной части территории г.о.Химки по левой стороне Шереметьевского шоссе при движении в сторону аэропорта "Шереметьево", в районе пересечения строящейся скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург и Шереметьевского шоссе. По итогам обследования установлено, что съезд с Шереметьевского шоссе на данные участки, ранее использовавшийся для доступа на участки, расположен в границах принадлежащего ГК "Автодор" земельного участка с КН 50:10:00210022:160 и не может быть использован для доступа автомобильного транспорта к земельным участкам с КН 50:10:0021002:21 и 50:10:0021002:23 по причине строительства дорожной развязки, являющейся препятствием для съезда транспорта. Общий доступ к указанному съезду автомобильного транспорта без специального разрешения с Шереметьевского шоссе также отсутствует, ввиду введения пропускного режима в связи с производством на данном участке дороги строительных работ по возведению Транспортной развязки N 4. Доступ к данным участкам со стороны земельного участка с КН 50:10:0020902:14, ранее осуществлявшийся под путепроводом Шереметьевского шоссе, отсутствует по причине отсутствия возможности съехать с Шереметьевского шоссе как к земельному участку с КН 50:10:0020902:14, так и к указанному путепроводу. В северном направлении от указанных участков с КН 50:10:0021002:21 и 50:10:0021002:23 отходит просека, в створе которой расположены два магистральных газопровода диаметром 1000 мм и 800 мм. Также данные участки ограничены скоростной автомобильной дорогой Москва - Санкт-Петербург лесным массивом Солнечногорского лесничества, руслом реки Клязьма. Места примыкания границ участков к полосе отвода Шереметьевского шоссе не могут быть использованы для доступа на участок автомобильного транспорта ввиду значительного перепада высот дорожного полотна и плоскости земельного участка, наличия металлических противоаварийных ограждений Шереметьевского шоссе, отсутствия оборудованных сооружений, строительства транспортной развязки.
Таким образом, в результате обследования сделаны выводы: возможность подъезда автомобильного транспорта к земельным участкам истца без строительства на транспортной развязке, обеспечивающей пересечение скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург и Шереметьевское шоссе, дополнительных съездов-выездов, отсутствует; обеспечение доступа автомобильного транспорта к земельным участкам с КН 50:10:0021002:21 и 50:10:0021002:23 и 50:10:0020902:14 без ущерба для проведения дополнительных материальных затрат, иным путем, без пересечения с земельными участками, предназначенными для размещения транспортной развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автомобильной дороги М11 - Шереметьевское шоссе, не представляется возможным.
К Акту обследования приложены фотографии, а также доказательства извещения ответчика о проведении обследования.
Данные доказательства свидетельствуют о том, что единственным доступом к земельным участкам истца на данный момент может являться дорога через земельные участки ответчика к Транспортной развязке N 4.
Судом установлено, что транспортная развязка N 4 не является автомобильной дорогой класса Iа (автомагистраль).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, для отнесения дорожного сооружения к автомобильной дороге необходимо и достаточно совокупности условий: оно должно быть расположено на земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги; оно должно являться технологической частью автомобильной дороги, т.е. связано с обслуживанием, ремонтом и/или эксплуатацией автомобильной дороги или иметь то же функциональное назначение, что и автомобильная дорога.
Основным функциональным значением автомобильной дороги М11 является обеспечение транспортного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Ее технологическими частями являются защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, которые имеют то же функциональное назначение, что и автомагистраль.
Между тем, дорожная развязка N 4 не является функциональным назначением автомобильной дороги М11, поскольку не предназначена для строительства, обслуживания, ремонта или эксплуатации автодороги Москва - Санкт-Петербург.
Ее функциональное назначение - обеспечение транспортного сообщения между автомобильной дорогой регионального значения Шереметьевское шоссе и автомобильной дорогой класса Iа Москва - Санкт-Петербург.
Кроме того, данная дорожная развязка не отвечает критериям, установленным п. 14 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах" к автомагистралям, согласно которому автомагистрали: имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения; не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки; доступ на них возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров; на проезжей части или проезжих частях запрещены остановки и стоянки транспортных средств; оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Соответственно, в силу закона и иных нормативных правовых актов, строительство съезда-выезда к земельным участкам с Транспортной развязки N 4, не является незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец имел возможность ранее потребовать получение доступа к Транспортной развязке N 4 посредством направления ответчику соответствующего обращения о внесении таких изменений в Проектную документацию, отклоняется апелляционным судом, поскольку отсутствуют доказательства открытости и доступности содержания Проектной документации для третьих лиц, тем более, что законом открытость указанных сведений не предусмотрена. Закон не предусматривает невозможности внесения изменений и дополнений в утвержденную проектную документацию.
Истец просит обеспечить ему доступ на его земельные участки именно с развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург и автомобильной дороги федеральной значения "Шереметьевское шоссе".
Запретов для осуществления такого доступа, предусмотренных нормативными правовыми актами, судом не установлено.
Судом также не установлена иная возможность для истца обеспечить съезд-выезд с принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, образованных в результате изъятия части земель, находящейся в собственности у истца, в пользу государства, для строительства дорожной развязки.
Кроме того, вышеуказанные обстоятельства (перераспределение, раздел, изъятие земельных участков, не решение вопроса о доступе к земельным участкам истца) привели к нарушениям прав и законных интересов истца как собственника земельных участков.
В соответствии со ст.ст. 40, 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, имеют право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством; а также обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования "для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов", и относятся к землям населенных пунктов.
Соответственно, путем исключения доступа к указанным земельным участкам, исключается возможность истцом как их собственником, реализовывать свои права и исполнять обязанности, предусмотренные законом.
Кроме того, не подтвержден довод ответчика о том, что убытки, связанные с изъятием земельных участков и невозможностью использования земельных участков в связи с прекращением доступа к участкам, были предусмотрены соглашениями о выкупе земельных участков.
Из соглашений о выкупе не следует, что данные убытки были включены в выкупную цену изымаемых земельных участков, в то время как в силу земельного законодательства (ст. 57 ЗК РФ, Правила возмещения убытков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262) размер таких убытков должен быть специально рассчитан в соответствии с методическими рекомендациями. Таких расчетов к соглашениям не имеется, в материалы дела не представлено.
Кроме того, апелляционный суд, по ходатайству ответчика, определением от 02 апреля 2015 года назначил по настоящему делу экспертизу, поручив ее проведение Чуракову Павлу Петровичу, эксперту ООО "ВТМ дорпроект".
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1.Определить наличие автомобильных дорог местного значения, в том числе полевых проездов, технологических проездов, которые могут обеспечить доступ транспортных средств к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23.
2.Определить наличие технической возможности строительства съездов - выездов к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 в границах земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и являющихся полосой отвода, в границах которой размещается скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург и транспортная развязка, обеспечивающая связь скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург с Шереметьевским шоссе, без изменения параметров существующей транспортной развязки.
Апелляционным судом, по итогам изучения экспертного заключения было установлено, что экспертом при проведении экспертизы были использованы материалы, которые не были приобщены к материалам дела и судом эксперту не направлялись - утвержденная документация по планировке территории, включая проект межевания и распоряжения о ее утверждении.
Эксперт Чураков П.П. в судебном заседании апелляционного суда 13 октября 2015 года пояснил суду, что указанные документы были предоставлены эксперту непосредственно участвующими в деле лицами.
Между тем, в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" лица, участвующие в деле, не вправе предоставлять непосредственно эксперту без участия суда материалы и документы для производства судебной экспертизы.
Вышеприведенным разъяснениям корреспондируют нормы статьи 16 Федерального закона от 31.05.2011 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Данные нормы направлены на соблюдение, закрепленных нормами статей 8-10 АПК РФ, принципов равноправия сторон, состязательности, а также непосредственности судебного разбирательства.
Исходя из изложенного, представленное в материалы настоящего дела экспертное заключение противоречит основополагающим принципам судопроизводства в арбитражных судах.
Таким образом, представленное в материалы дела экспертное заключение признается апелляционным судом в качестве ненадлежащего доказательства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Руководствуясь указанными разъяснениями, апелляционный суд предложил сторонам заявить соответствующие ходатайства о назначении повторной экспертизы по настоящему делу.
Между тем, стороны в судебном заседании апелляционного суда пояснили, что необходимости в проведении повторной экспертизы в рамках настоящего дела не усматривают.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2014 года по делу N А41-7055/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7055/2013
Истец: ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предпириятие "Химки", ОАО "КСХП "Химки", ООО "ДорогиПро"
Ответчик: Государственная компания "Российские автомобильные дороги", Государственная компания "Российские автомобильные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2122/14
19.03.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1662/19
12.02.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-476/19
10.12.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-7055/13
25.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2122/14
19.07.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-7055/13
05.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8649/18
09.06.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8649/18
09.06.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8056/18
09.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2122/14
10.11.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18212/14
18.12.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-7055/13
14.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2122/14
17.12.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11462/13
19.09.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-7055/13