г.Самара |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А65-11726/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Кислицыной А.В., с участием:
от открытого акционерного общества "Азтрубстрой" - представитель не явился, извещено,
от отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 ноября 2015 года апелляционную жалобу отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года по делу N А65-11726/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Азтрубстрой" (ОГРН 1001601569848, ИНН 1643002694), Республика Татарстан, г.Азнакаево, к отделению Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 28 апреля 2015 года N Т492-17-3-7/17631 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Азтрубстрой" (далее - ОАО "Азтрубстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган) о наложении штрафа в размере 500 000 руб.по делу об административном правонарушении от 28 апреля 2015 года за N Т492-17-3-7/17631 по ч.9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с пропуском срока привлечения к административной ответственности и об освобождении от назначенного наказания
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года постановление отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N Т492-17-3-7/17631 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ на открытое акционерное общество "Азтрубстрой" в виде штрафа в размере 500 000 руб. изменено на штраф в размере 250 000 руб.
В апелляционной жалобе отделение Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации просит решение суда отменить в части назначения наказания в размере 250 000 руб. и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28 сентября 2015 года рассмотрение дела было отложено на 10 час 55 мин 02 ноября 2015 года в связи с необходимостью представления открытым акционерным обществом "Азтрубстрой" отзыва на апелляционную жалобу, а также дополнительных документов.
Определением суда от 02 ноября 2015 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Семушкина В.С. в связи с ее нахождением в очередном ежегодном отпуске после чего рассмотрение дело было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в отношении заявителя 14 апреля 2015 года административным органом был составлен протокол N 12-1-8/15739 об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г.Москва.
Административным органом был осуществлен мониторинг раскрытия эмитентами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее - лента новостей), текста списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года и сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru агентствами, уполномоченными на раскрытие информации эмитентов эмиссионных ценных бумаг, являются: АКМ, Азипи, Интерфакс, Прайм, СКРИН.
В результате мониторинга установлено, что ОАО "Азтрубстрой" нарушены требования разделов 8.5 и 8.7 главы VIII Положения о раскрытии информации, а именно общество не раскрыло информацию об аффилированных лицах за III квартал 2014 года в сети Интернет и сообщение о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года в ленте новостей и сети Интернет, следовательно, общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к тексту списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года и к тексту сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года.
Предписанием от 22 января 2015 года N 12-1-9/1881 заявителю в срок до 27 февраля 2015 года предписывалось: 1) принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах; 2) опубликовать и обеспечить доступ на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, к списку аффилированных лиц за III квартал 2014 года, оформленному согласно пункту 8.5.2 раздела 8.5 главы VIII Положения N 11-46/пз-н, и к тексту сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года, оформленному согласно пункту 8.7.3 раздела 8.7 главы VIII Положения N 11-46/пз-н и пункту 1.11 раздела 1 главы 1 Положения о раскрытии информации; 3) установить лиц, виновных в совершении выявленного нарушения, принять в отношении данных лиц меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними (локальными) документами общества и трудовым законодательством Российской Федерации; 4) в вышеуказанный срок представить в отделение - НБ Республика Татарстан подробную информацию об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанных нарушений, а также документы, подтверждающие принятые меры.
Согласно уведомлению о вручении, предписание от 22 января 2015 года N 12-1-9/1881 получено ОАО "Азтрубстрой" 03 февраля 2015 года. Однако ОАО "Азтрубстрой" предписание отделения - НБ Республика Татарстан от 22 января 2015 года N 12-1-9/1881 в полном объеме не исполнено, а именно: на странице в сети Интернет не раскрыто и не обеспечен доступ к сообщению о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года; не установлены лица, виновные в совершении выявленного нарушения, не приняты в отношении данных лиц меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними (локальными) документами общества и трудовым законодательством Российской Федерации, а также в установленный срок не представлена в отделение - НБ Республика Татарстан информация об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанных нарушений, а также документы, подтверждающие принятые меры.
Кроме того, на странице в сети Интернет ОАО "Азтрубстрой" опубликована вводящая в заблуждение информации, а именно: в списке аффилированных лиц за 3 квартал 2014 года содержится текст списка аффилированных лиц ОАО "Азтрубстрой" по состоянию на 31 декабря 2014 года (за 4 квартал 2014 года), а текст списка аффилированных лиц ОАО "Азтрубстрой" по состоянию на 30 сентября 2014 года (за 3 квартал 2014 года) содержится в списке аффилированных лиц за 2 квартал 2014 года.
В связи с вышеуказанными нарушениями административным органом вынесено постановление N Т492-17-3-7/17631 от 28 апреля 2015 года о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ в виде назначения штрафа в размере 500 000 руб.
Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с заявлением об отмене постановления N Т492-17-3-7/17631 от 28 апреля 2015 года
В обоснование заявления общество указало, что постановление о наложении штрафа вынесено по истечении двухмесячного срока с момента совершения правонарушения, просит признать нарушение малозначительным.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом. Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность выданного административным органом предписания.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "Азтрубстрой" имело возможность исполнить предписание ГУ Банка России по ЦФО в установленный срок, что сделано не было. Вина ОАО "Азтрубстрой" в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14 апреля 2015 года N 12-1-8/15739 и другими материалами дела.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о формальном наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
Судом нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено. Доводы заявителя о том, постановление о наложении штрафа принято по истечении двухмесячного срока, подлежат отклонению.
Согласно предписанию от 22 января 2015 года N 12-1-9/1881 ОАО "Азтрубстрой" требовалось принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства в установленные сроки, а именно: до 27 февраля 2015 года. Последним днем исполнения предписания являлось 27 февраля 2015 года, следовательно, дата совершения административного правонарушения - 28 февраля 2015 года.
При таких обстоятельствах двухмесячный срок давности привлечения ОАО "Азтрубстрой" к административной ответственности по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ исчисляется с 28 февраля 2015 года и истек 28 апреля 2015 года.
Таким образом, 28 апреля 2015 года постановление о назначении ОАО "Азтрубстрой" административного наказания вынесено с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Данная позиция подтверждается постановлением Верховного суда Российской Федерации от 09 октября 2014 года по делу N 305-АД14-61(1).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения является прерогативой органа, должностного лица, осуществляющего первоначальное привлечение к ответственности. Применение критерия малозначительности для освобождения лица от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью соответствующего органа (должностного лица).
В пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и может иметь место только в исключительных случаях.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное обществом, в качестве малозначительного в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 18 указанного постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.
Вместе с тем суд первой инстанции снизил назначенное административным органом наказание в два раза с 500 000 руб. до 250 000 руб. на основании части 3 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом суд первой инстанции указал, что заявителем представлены доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в размере 500 000 руб. приведет к неблагоприятным последствиям для его финансового и имущественного положения, может повлиять неблагоприятно на возможность осуществления им хозяйственной деятельности.
Между тем материалы дела не содержат таких доказательств.
По мнению суда первой инстанции, в данном случае отсутствие негативных последствий правонарушения указывает на наличие одного из оснований для снижения штрафа, прямо предусмотренных как постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, так и частями 3.2-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, устанавливающими возможность снижения штрафа в связи с отсутствием неблагоприятных последствий совершенного нарушения.
Однако само по себе отсутствие видимых негативных последствий в результате совершения правонарушения не свидетельствует о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного административным органом за совершение правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку состав данного правонарушения является формальным, что не предполагает наступления каких-либо отрицательных последствий в качестве признака правонарушения.
В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Следовательно, для применения вышеозначенной нормы права необходимо установить наличие в каждом конкретном случае исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
В рассматриваемом случае не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями. Доказательств устранения нарушения (надлежащего исполнений всех требований предписания административного органа) в материалы дела не представлено. Отсутствуют в материалах дела и документы, которые бы характеризовали имущественное и финансовое положение ОАО "Азтрубстрой". Суд апелляционной инстанции предлагал обществу представить такие документы, однако ОАО "Азтрубстрой" не отреагировало на данное предложение суда.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, на которое ссылался суд первой инстанции, следует, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение любых административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в этом постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Между тем в данном случае назначенное обществу наказание не влечет избыточного ограничения прав общества, которое не привело аргументов, указывающих на такое ограничение его финансовых возможностей в результате наложения штрафа в размере 500 000 рублей, а также не представило каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства. Более того, общество не делало никаких заявлений относительно несоответствия размера штрафа его финансовым возможностям и материальному положению и не просило суд снизить штраф.
Как видно из материалов дела, документами, которые бы указывали на финансово-экономическое положение ОАО "Азтрубстрой" и с очевидностью свидетельствовали об избыточном ограничении прав данного юридического лица в результате назначения административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб., суд первой инстанции при снижении размера штрафа не располагал.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает достаточных оснований (в том числе обстоятельств экстраординарного характера) для снижения административного штрафа, наложенного оспариваемым постановлением административного органа на заявителя.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом законно, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.4.5 КоАП РФ
На основании п.2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 сентября 2015 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ОАО "Азтрубстрой" отказать.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года по делу N А65-11726/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Азтрубстрой" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11726/2015
Истец: ОАО "Азтрубстрой", г. Азнакаево
Ответчик: Центральный Банк Российской Федерациии (Банк России), Волго-Вятское главное управление, в лице Национального Банка Республики Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5562/16
18.01.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5562/16
10.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12382/15
04.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-11726/15