г. Москва |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А41-38459/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - товарищества собственников жилья "Николина Гора" - Адашевской Е.С. (представителя по доверенности от 15.09.2015),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Немцова А.Е. (представителя по доверенности от 15.06.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2015 по делу N А41-38459/15, принятое судьей Васильевой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Николина Гора" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление) от 12.05.2015 N 39ОГ-11929-26-17-2015/1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.07.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель товарищества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 11.03.2015 N 39ОГ-11929-26-17-2015 о проведении внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения коллективного обращения собственников помещений членов товарищества 11.03.2015 N 39ОГ-11929 по вопросам надлежащего порядка проведения ежегодного отчетного собрания товарищества, в том числе соблюдения норм жилищного законодательства за период с января 2012 г. по настоящее время, 16.03.2015 проведена внеплановая документарная проверки в отношении товарищества, осуществляющего деятельность по адресу: Московская область, Одинцовский район, пос. Сосны, д. 21. По результатам проверки управление пришло к выводу о том, что товариществом нарушены требования статей 44-48, 145, 146 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, о чем составило акт от 16.03.2015 N 39ОГ-11929-26-17-2015).
В связи с этим управление 12.05.2015 выдало товариществу предписание N 39ОГ-11929-26-17-2015/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 25.06.2015, а именно:
- произвести перерасчет платы за услугу "Содержание и ремонт" с учетом тарифа, установленного решением Совета депутатов сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района (решение от 16.12.2011 N 5/25 и решение от 24.04.2013 N 7/38) и произвести возврат денежных средств, уплаченных сверх утвержденного тарифа, собственниками помещений многоквартирного дома N 21 пос. сосны Одинцовского района Московской области за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Не согласившись с данным предписанием от 12.05.2015, товарищество 22.05.2015 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требование товарищества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Жилищного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 утверждено положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о ГЖИ).
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Положения о ГЖИ).
В соответствии с пунктом 22 Положения о ГЖИ уполномоченные должностные лица Госжилинспекции Московской области при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12.2 Положения о ГЖИ управление наделено полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к:
- жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- управлению многоквартирными домами;
- выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 12.4 Положения о ГЖИ управление организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Названная норма Жилищного кодекса устанавливает возможность проведения проверки по предусмотренным основаниям без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки, но не освобождает контролирующий орган от обязанностей, предусмотренных нормами части 1 статьи 14, части 1 статьи 13, пункта 6 статьи 15 Закона о защите прав юридических лиц.
В данном случае основанием для проведения в отношении товарищества внеплановой документарной проверки в соответствии со статьей 10 Закона о защите прав юридических лиц послужило коллективное обращение собственников помещений членов товарищества от 11.03.2015 N 39ОГ-11929 по следующим вопросам:
- легитимности протоколов общего собрания членов товарищества за 2013 год;
- соблюдения требований закона и устава товарищества в части работы Правления товарищества за 2014 год;
- проверка правильности подготовки и проведения общего собрания членов товарищества, назначенного на 05.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса.
Обжаловать решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, может собственник помещения в многоквартирном доме, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Обжалование такого решения возможно только в судебном порядке и только суд может признать его недействительным.
Вместе с тем в данном случае основанием для вынесения оспариваемого предписания послужил факт признания управлением недействительным собрания членов товарищества, проведенного с 11.03.2013 по 30.03.2013 в форме заочного голосования и принятых на нем решений.
При этом доказательств оспаривания в судебном порядке результатов собрания членов товарищества, проведенного с 11.03.2013 по 30.03.2013 в форме заочного голосования, в материалы дела не представлено.
Поскольку в данном случае результаты собрания членов товарищества, проведенного с 11.03.2013 по 30.03.2013 в форме заочного голосования, не признано недействительным в судебном порядке, у управления отсутствовали полномочия по исследованию и оценке его решений.
Довод управления о том, что товарищество осуществляло в 2013 году расчет платы за услугу "содержание и ремонт" собственникам помещений дома N 21 пос. Сосны по тарифу 68 руб./кв.м., не соответствующему тарифу, установленному решением Совета депутатов сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района, также нельзя признать обоснованным.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В материалы дела представлены протоколы общего собрания членов товарищества за 2012-2014 гг. об утверждении дополнительных услуг и тарифов по ним, в том числе утвержден тариф за услугу "содержание и ремонт" в размере 62 руб./кв.м.
Тем самым, содержащееся в оспариваемом предписании указание товариществу произвести перерасчет платы за услугу "Содержание и ремонт" с учетом тарифа, установленного решением Совета депутатов сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района, является неправомерным.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о несоответствии данного предписания управления требованиям действующего законодательства является правильным.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2015 по делу N А41-38459/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38459/2015
Истец: ТСЖ "Николина гора"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция"
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция"
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2477/16
10.11.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10902/15
23.09.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8624/15
27.07.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-38459/15