г. Владивосток |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А51-12711/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-8601/2015
на решение от 04.08.2015
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-12711/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азия Экспорт" (ИНН 2502045263, ОГРН 1122502001820, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.07.2012)
о признании незаконным решения Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005) об отказе внесения изменений в декларацию на товары N 10702030/030215/0005927, изложенного в письме от 21.04.2015 N 25-27/26949,
при участии:
от Владивостокской таможни: представитель Яфаева Е.Р. по доверенности от 22.10.2015 N 222 сроком до 22.10.2016, служебное удостоверение,
от ООО "Азия Экспорт" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азия Экспорт" (далее - ООО "Азия Экспорт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган ответчик) об отказе внесения изменений в декларацию на товары N 10702030/030215/0005927, изложенного в письме от 21.04.2015 N 25-27/26949.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.08.2015 заявленные требования удовлетворены. В пользу ООО "Азия Экспорт" с Владивостокской таможни взыскано 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Владивостокская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 04.08.2015, таможня просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных требований таможенный орган ссылается на то, что 24.05.2015 по результатам проведенного ведомственного контроля Владивостокской таможней было принято решение об отказе в выпуске товаров по спорной ДТ, о чем имеется отметка в декларации на товары в графе "С".
По мнению таможенного органа, фактически товар до принятия решения о выпуске товара находится под таможенным контролем. Обращение декларанта в рамках, установленных пунктом 12 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", регламентирующего внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта, не могло быть удовлетворено таможенным органом.
В соответствии со статьей 199 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае выявления административного правонарушения выпуск товаров может быть осуществлен, если на данные товары не наложен арест или они изъяты.
Таким образом, изменения, которые просит внести общество, не могут быть внесены в ДТ в отношении товаров, которые не декларировались и находятся под арестом.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, по мнению таможенного органа, у него имелись основания для отказа во внесении изменений в рассматриваемую декларацию на товары, в связи с чем решение таможенного органа об отказе во внесении изменений в рассматриваемую декларацию на товары не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем основания для признания его незаконным отсутствуют.
Общество в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу таможни без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Азия Экспорт" во Владивостокскую таможню была подана декларация па товары N 10702030/030215/0005927.
По результатам таможенного контроля 11.02.2015 товар, заявленный в декларации, выпущен в свободное обращение в соответствии с заявленной процедурой.
Вместе с тем, до выпуска товара в свободное обращение, в ходе таможенного досмотра товаров было установлено, что сведения о количестве товаров N N 1-5 заявлены недостоверно, таможенным органом составлен акт таможенного досмотра N 10702030/100215/000943 от 10.02.2015.
В связи с наличием в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, 06.03.2015 на незаявленные в декларации товары, признанные предметом административного правонарушения, наложен арест.
17.03.2015 общество обратилось во Владивостокскую таможню с заявлением о внесении изменений в ДТ N 10702030/030215/0005927 с целью вывоза товаров, не являющихся предметом административного правонарушения.
Письмом N 25-27/26949 от 21.04.2015 Владивостокская таможня отказала обществу во внесении изменений в ДТ N 10702030/030215/0005927, поскольку в отношении товаров, являющихся предметом административного правонарушения, на которые наложен арест, не могут применяться положения Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя таможенного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу пункта 2 статьи 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
В силу пункта 3 статьи 191 ТК ТС таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Во исполнении указанного выше пункта ТК ТС Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10.12.2013 был утвержден порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, которым определены случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - Решение N 289)
Согласно подпункта "а" пункта 11 Раздела III "Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров" Решения N 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в том числе в случае:
- выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей;
- выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.
На основании пункта 12 Раздела IV "Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта" Решения N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется, в том числе на основании обращения. Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункт 13 Решения N 289).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Решения N 289).
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
При подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения таможенный орган регистрирует его с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов (пункты 15, 16 Решения N 289).
В силу пункта 17 Решения N 289 таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Решения N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
При отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ (пункт 19 Решения N 289).
Порядок действий должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" определяются Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной Приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286 (далее - Инструкция).
В силу пункта 5 Инструкции должностное лицо таможенного поста рассматривает поступившее обращение по существу в случаях, если вносимые в ДТ изменения связаны с:
- технической ошибкой, не влияющей на решение о выпуске товаров, страну происхождения товаров, определение таможенной стоимости, сумму подлежащих уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применение в отношении товаров запретов и ограничений, соблюдение прав интеллектуальной собственности и авторских прав;
- продлением срока действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза;
- приобретением условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза;
- представлением после выпуска товаров документов, обязательство о представлении которых взято при таможенном декларировании товаров;
- продлением срока подачи полной таможенной декларации при применении временного периодического таможенного декларирования товаров;
- уточнением в соответствии с частью 10 статьи 213 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" сведений о товарах, заявленных в периодической ДТ;
- представлением недостающих сведений, заявленных в неполной ДТ;
- отзывом ДТ, помещенных под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории;
- изменением сведений о транспортных средствах, на которых перевозились вывозимые с таможенной территории Таможенного союза товары;
- уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- уплатой таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты.
В случаях, отличных от указанных в пункте 5 Инструкции, обращение не позднее дня, следующего за днем его регистрации, направляется в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенном органе, в вышестоящий таможенный орган - таможню (пункт 6 Инструкции).
В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 199 ТК ТС в случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Как следует из материалов дела, 02.02.2015 на т/х "Fesko Korea" (708) по коносаменту XGVL0258033 в контейнере N SWFU9905183 прибыл товар (рыболовные снасти) в количестве 754 мест, весом 8 822 кг.
В результате таможенного досмотра (АТД N 10702030/100215/000943) было выявлено, что фактически в данном контейнере находится 635 мест (36 800 шт.), весом 10821 кг., в числе которых, кроме заявленных в ДТ N 1002030/030215/0005927, были обнаружены незадекларированные товары, в количестве 3 299 шт.
Незадекларированная часть товара была арестована (протокол ареста 06.03.2015 г.) и по акту приема-передачи от 11.03.2015 передана на ответственное хранение ООО "Компания КЕСС".
Оставшиеся товары в количестве 33 501 шт., не соответствуют количеству мест, указанному в ДТ N 1002030/030215/0005927 (754 места, 8 822 кг.).
ООО "Азия Экспорт" 17.03.2015 в адрес Владивостокской таможни было направлено заявление о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702030/030215/0005927 после выпуска товаров.
Судом первой инстанции не учтено, что, к примеру, по товару N 2 общество предлагает внести следующие изменения в спорную ДТ:
- в графе 35 вместо 2 012 кг. (вес брутто) указать 2 551,1 кг.
- в графе 38 вместо 1 609,6 кг (вес нетто) указать 2 299 кг.
- в графе 47 (основа начисления - 2010) вместо 1 609,6 указать 2 299 руб.
- в графе 47 (основа начисления - 5010) вместо 358 707,32 руб. указать 383 150,34 руб.
- в графе 47 (сумма - 2010) вместо 57 069,17 руб. указать 81 512,19 руб.
- в графе 47 (сумма - 5010) вместо 64 567,32 указать 68 967,06 руб.;
По товару N 3 общество предлагает внести следующие изменения в спорную ДТ:
- в графе 35 вместо 409,4 кг. (вес брутто) указать 695,74 кг.
- в графе 38 вместо 348 кг (вес нетто) указать 663,5 кг;
По товару N 5 общество предлагает внести следующие изменения в спорную ДТ:
- в графе 35 вместо 2 269,6 кг. (вес брутто) указать 2 413,4 кг.
- в графе 38 вместо 1 929,2 кг (вес нетто) указать 2 226,2 кг.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что целью обращения о внесении изменений в ДТ N 10702030/030215/0005927 явилось намерение общества вывезти товар, в отношении которого не было принято решение о наложении ареста, поскольку как следует из вышеназванного заявления, по некоторым товарам обществом заявлено изменение первоначально заявленных характеристик товара (к примеру, веса) в сторону увеличения, которое, по мнению судебной коллегии, может произойти только за счет увеличения численности первоначально заявленных к декларированию товаров, в том числе за счет уже арестованных.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к неправильному выводу о том, что обществом исполнены требования таможенного законодательства, регулирующие порядок действий декларанта при внесении изменений в таможенную декларацию по инициативе декларанта.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом таможенного органа о том, что применение Инструкции в рассматриваемой ситуации не представляется возможным, т.к. изменения не могут быть внесены в отношении товаров, которые не декларировались и которые находятся под арестом. Инструкция регламентирует внесение изменений в ДТ после выпуска товаров только в отношении фактически выпущенных товаров.
В рассматриваемой ситуации, фактически товар в свободное обращение выпущен не был, несмотря на наличие штампа от 11.02.2015 в спорной ДТ, и находился на складе временного хранения о чем свидетельствует письмо общества от 24.03.2015 N 5 и.о. начальника таможенного поста Морской порт Владивосток о продлении сроков хранения товара, а также письмо Департамента по терминально-складской деятельности Владивостокского морского торгового порта от 24.03.2015 N ДТСД-138 о необходимости приведения документов на выпуск товара в соответствии с актом таможенного досмотра N 10702030/100215/000943 для оформления процедуры выдачи груза.
Таким образом, обращение декларанта в рамках, установленных пунктом 12 Решения N 289, регламентирующего внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта, в рассматриваемой ситуации не могло быть удовлетворено таможенным органом.
В соответствии со статьей 199 ТК РФ в случае выявления административного правонарушения выпуск товаров может быть осуществлен, если на данные товары не наложен арест или они изъяты. В рассматриваемой ситуации, незадекларированная партия товаров была арестована согласно протоколу ареста 06.03.2015 г. и по акту приема-передачи от 11.03.2015 передана на ответственное хранение ООО "Компания КЕСС". В то время как с заявлением о внесении соответствующих изменений в спорную ДТ заявитель обратился 17.03.2015, т.е. после даты ареста.
Таким образом, изменения, которые просит внести общество в спорную ДТ не могут быть внесены в данную ДТ в отношении товаров, которые не декларировались и находятся под арестом.
С учетом изложенного, у таможенного органа имелись основания для отказа во внесении изменений в декларацию на товары N 10702030/030215/0005927, изложенного в письме от 21.04.2015 N 25-27/26949.
Согласно пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах решение таможни об отказе внесения изменений в декларацию на товары N 10702030/030215/0005927, изложенное в письме от 21.04.2015 N 25-27/26949 является законным, в связи, с чем суд первой инстанции неправомерно в соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленное обществом требование.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, то принятое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Поскольку Владивостокская таможня освобождена от оплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.08.2015 по делу N А51-12711/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Азия Экспорт" о признании незаконным решения Владивостокской таможни об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Азия Экспорт" во внесении изменений в декларацию на товары N 10702030/030215/0005927, изложенного в письме от 21.04.2015 N 25-27/26949 - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12711/2015
Истец: ООО "Азия Экспорт"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ