город Воронеж |
|
9 ноября 2015 г. |
Дело N А64-1673/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Главного управления МЧС России по Тамбовской области: Ким А.И., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 417 от 07.09.2015; Бусина П.А., заместителя начальника отдела нормативно-технического лицензирования и сертификации по доверенности N 375 от 10.08.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Мазаевой С.В., заместителя руководителя по доверенности от 20.03.2015 N 9-д;
от ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО Частное охранное предприятие "Круг": Погорелова Н.М., директора; Фролова В.В., заместителя директора по доверенности от 01.07.2015 N 9;
от ООО "Служба пожарного мониторинга-68": Юрьева Д.В., генерального директора; Федорова А.В., технического директора по доверенности от 24.07.2015;
от ЗАО "АРГУС-СПЕКТР": Вороновой Н.В., заместителя директора по юридическим вопросам по доверенности от 25.02.2013 N 78/1;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, г.Тамбов (ОГРН 1026801156172 ИНН 6831001163) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.08.2015 по делу N А64-1673/2015 (судья Копырюлин А.Н.) по заявлению Главного управления МЧС России по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1046882317052, ИНН 6829009430) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании незаконным и отмене решения от 25.12.2014 по делу N А-3/14,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление МЧС России по Тамбовской области (далее - заявитель, ГУ МЧС) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с требованием о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее -УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган) от 25.12.2014 по делу N А-3/14, которым Главное управление МЧС России по Тамбовской области признано нарушившим часть 1 и пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области", ООО Частное охранное предприятие "Круг", ООО "Служба пожарного мониторинга-68", ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".
Решением суда от 21.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что нарушением антимонопольного законодательства являются случаи, не только в результате которых произошло ограничение, недопущение или устранение конкуренции, а также сама возможность нарушения условий конкуренции. ГУ МЧС по Тамбовской области имеет возможность влиять на конкурентную среду на рынках услуг монтажа и обслуживания противопожарных систем, систем передачи извещений о пожаре. Вывод суда, что спорная деятельность стала подлежать лицензированию в связи с вступлением в силу ГОСТ Р 53325-2012, является ошибочным, поскольку ранее для средств передачи извещений о пожаре действовал ГОСТ 26342-84. Лицензированию данная деятельность подлежит также на основании ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ. ГУ МЧС России по Тамбовской области, являясь организацией по выдаче лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и рассматривающее вопрос о подключении объекта защиты знало, что оборудование не объекте защиты смонтировано и обслуживается организацией, не имеющей лицензии. Несмотря на это, ГУ МЧС России по Тамбовской области разрешило подключение объектов защиты к ПАК "Стрелец-Мониторинг", оборудование на которых установлено и обслуживается организацией, не имеющей право это делать. Деятельность по техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" является конкурентной, поскольку его обслуживание может осуществлять любая организация, имеющая лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. ГУ МЧС России по Тамбовской области обязано было рассматривать заявления хозяйствующих субъектов, в том числе не являющихся собственниками объектов защиты и давать ответы по существу поставленных вопросов, а не отправлять их в ООО "СПМ-68". Такое бездействие рассматривается как препятствие осуществлению деятельности, что запрещено ст.15 Закона о защите конкуренции. Приказом N 317 не определены технические требования к системам пожарной сигнализации, монтируемым на объектах защиты, а также не указано по каким причинам может быть отказано в подключении.
В отзыве на жалобу Главное управление МЧС России по Тамбовской области указывает, что установление порядка эксплуатации ПАК "Стрелец-мониторинг", в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами. Для осуществления эксплуатационно-технического обслуживания ПАК "Стрелец-Мониторинг" лицензия МЧС России не требуется.
В отзыве на жалобу ООО "Служба пожарного мониторинга-68" указывает, что наличие лицензии МЧС на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для организаций, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" не требуется.
В отзыве на жалобу ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" указывает, что никакие иные дополнительные устройства, транслирующие сигнал о пожаре на ПАК "Стрелец-Мониторинг" никогда не внедрялись МЧС России и не использовались в схеме передачи извещений о пожарах, так как они не входят в состав основных элементов данной системы. Не всякое оборудование может быть применено в сетях связи, построенных на частотном ресурсе, выделенном Министерством обороны РФ для МЧС России в целях использования ПАК "Стрелец-Мониторинг". Антимонопольный орган своим решением создал предпосылки для нарушения ГУ МЧС России по Тамбовской области требований положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и названных приказов и возможности использования в системе МЧС России любого оборудования по приему сигнала на пульт подразделения ГПС ФПС МЧС России.
В судебное заседание ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (далее - Приказ N 743) на снабжение в системе МЧС России в 2010 году на центральном узле связи "01" ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" установлен программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" производства ЗАО "Аргус-Спектр", с постановкой на вооружение которого была определена технологическая схема передачи извещений о пожарах от объектов защиты на мониторинговую систему.
В рамках исполнения государственного контракта от 27.12.2010 N 6, ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" поставило ПАК "Стрелец-Мониторинг" в ФКУ "ЦУКС Главного Управление МЧС России по Тамбовской области".
Договор на техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" между ФГКУ "ЦУКС МЧС России по Тамбовской области" и с ООО "СПМ-68" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 N 43-4025-19, которым территориальным органам МЧС России предписано обеспечить заключение договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" с организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем.
ГУ МЧС России по Тамбовской области 06.08.2012 направило в адрес ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" письмо (исх. N 5827-7-4), в котором сообщило, что разрешает ООО "СПМ -68" проводить настройку и обслуживание ПЦН "Стрелец- Мониторинг", расположенный по адресу: г.Тамбов, ул.Железнодорожная, 14.
25.02.2014 в адрес ГУ МЧС поступила информация о том, что аккредитованным сервисным центром завода изготовителя ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ЗАО "АРГУС-СПЕКТР") стало ООО "СПМ-68".
ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" в письме (исх. от 25.02.2014 N 94), направленном в адрес ГУ МЧС России по Тамбовской области, сообщило, что обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" может производить любая организация в соответствии с эксплуатационной документацией, однако, при условии обслуживания специалистами предприятия-изготовителя (ЗАО "АРГУС-СПЕКТР") либо его официального сервисного центра, гарантийный срок на Оборудование, включая программное обеспечение, увеличивается до 8-ми лет на пультовое оборудование и до 5-ти лет на объектовые станции".
С 28.02.2014 официальным сервисным центром ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" в Тамбовской области для обслуживания ПАК "Стрелец-Мониторинг" является ООО "СПМ-68" на основании заключенного с ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" договора об организации официального сервисного центра и продления гарантии на программно-аппаратный комплекс N 107/ТМ.
05.03.2014 между ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" и ООО "СПМ-68" заключен договор N 15 об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг", в соответствии с которым ООО "СПМ-68" обязуется, кроме выполнения работ по плановому и внеплановому эксплуатационно-техническому обслуживанию, комплекса мер, поддерживающих радиосистему передачи извещений "Стрелец-Мониторинг" в работоспособном состоянии, извещать Заказчика об окончании работ по монтажу и тестированию объектовых станций на объектах защиты и по поручению Заказчика производить сопряжение объектовых станций с Оборудованием (п.3.1.5); в круглосуточном режиме через центр технического мониторинга осуществлять контроль через объектовые станции о состоянии пожарной сигнализации на объектах защиты Организации (п. 3.1.6); сопрягать и подключать объектовые станции, смонтированные на объектах защиты с ПАК "Стрелец-Мониторинг" (п.3.1.8), при этом, работы по эксплуатационно-техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" оказываются на безвозмездной основе. Договор заключен сроком до 31.12.2014.
Приказом ГУ МЧС от 15.07.2014 N 317 установлен запрет допуска к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" представителей иных организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем.
На обращение ООО ЧОП "Круг" о рассмотрении вопроса о технической возможности установки пульта системы LARS на базе ФКУ "ЦУКС Главного Управления МЧС России по Тамбовской области" ГУ МЧС сообщило Обществу о нецелесообразности его установки, поскольку уже установлен программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" (далее - ПАК "Стрелец-Мониторинг").
На обращение ООО ЧОП "КРУГ" Управление сообщило о возможности вывода сигнала автоматической пожарной сигнализации от обслуживаемых объектов на ПАК "Стрелец-Мониторинг", но при этом необходимо обратиться в организацию, осуществляющую техническое обслуживание данного оборудования, имеющую аккредитацию завода изготовителя (ООО "СПМ-68").
29.01.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступила жалоба ООО ЧОП "Круг" на действия Главного Управления МЧС по Тамбовской области о препятствовании в осуществлении деятельности на рынке услуг монтажа и обслуживания систем передачи извещения о пожаре путем установления требования об использовании для передачи сигналов о пожарной безопасности охраняемых объектов исключительно системы ПАК "Стрелец-Мониторинг", производителем которого является ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГУ МЧС по созданию необоснованных преимуществ в осуществлении деятельности ООО "СПМ-68" и ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", а также необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов (ООО ЧОП "Круг") на рынках услуг монтажа и обслуживания противопожарных систем, и систем пожарной сигнализации было возбуждено антимонопольное дело N А-3/14.
По итогам рассмотрения дела N А4-3/14 Комиссия УФАС по Тамбовской области приняла решение N А4-3/14 от 25.12.2014, в соответствии с которым ГУ МЧС России по Тамбовской области признано нарушившим ч. 1 и п.п. 2,8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Считая решение УФАС от 25.12.2014 по делу N А-3/14 ГУ МЧС незаконным, Главное управление МЧС России по Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение УФАС противоречит положениям законодательства о противопожарной безопасности, законодательства, определяющего порядок деятельности МЧС России и его территориальных органов, нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями определены в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, обеспечивается правовое регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 38 Закона о пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно требованиям статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Таким образом, действующим федеральным законодательством обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, в том числе по информированию подразделений пожарной охраны о возникших пожарах, возложена на руководителей организаций.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
ПАК "Стрелец-Мониторинг" разработан ФГБУ "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) в целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре. Комплекты рабочей конструкторской документации и изготовленные опытные образцы аппаратно-программного комплекса систем мониторинга относятся к единой технологии, при этом, данная технология является как технологией специального назначения, в силу того, что она используется для производства ПАК "Стрелец-Мониторинг", принятого на снабжение в системе МЧС России и поставляемого по государственных контрактам в подразделениями ФПС МЧС России в целях осуществления ими задач по обеспечению общественного порядка и безопасности государства, так и технологией двойного назначения, в силу того, что ПАК "Стрелец-Мониторинг" используется силами гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" относятся и подразделения Федеральной противопожарной службы, в военное время для оповещения населения.
В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" ПАК "Стрелец-Мониторинг" производства ЗАО "Аргус-Спектр" принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России.
Пунктом 2 данного Приказа МЧС России система ПАК "Стрелец-Мониторинг" отнесена к специализированной противопожарной технике, в связи с чем установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны РФ - КВТ МО XI Д2 0908.
Приложением N 2 к Приказу N 743 установлено, что ПАК "Стрелец-Мониторинг" имеет код ОКП 80 2400 0007.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 0005-936 к коду 80 2400 8 относится "Оборудование противопожарное специализированное для ведения аварийно-спасательных работ".
В связи с существованием рисков гибели людей при пожарах, требования к ПАК "Стрелец-Мониторинг" выше, чем для иных систем, применяемых охранными структурами МВД России и частными охранными предприятиями. Такие требования обеспечивают выделенные каналы связи с контролируемым двусторонним обменом, поэтому с постановкой на вооружение МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг" технологическая схема передачи извещений о пожарах от объектов защиты изменена на мониторинговую систему. Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг" МЧС России Министерством обороны России выделен радиочастотный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность (ст.16 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
Пунктом 4 Приказа N 743 определено, что ПАК "Стрелец-Мониторинг", его технические характеристики и конструкторская документация, являются несекретными.
Приложением 1 к Приказу N 743 определены состав и основные технические характеристики ПАК "Стрелец-Мониторинг".
В состав ПАК "Стрелец-Мониторинг" входят аппаратура и программное обеспечение двух модификаций:
- программно-аппаратный комплекс для пожарной части (далее - ПЧ) - ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ПЧ, обеспечивающий сбор по радиоканалу извещений в внештатных ситуациях с контролируемых объектов и их ретрансляцию в ПАК "Стрелец-Мониторинг" - дежурно-диспетчерская служба (далее- ДДС);
- программно-аппаратный комплекс для ДДС - ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ДДС, обеспечивающий как сбор извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов по различным каналам передачи данных, так и прием информации с ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ПЧ.
Основные технические характеристики ПАК "Стрелец-Мониторинг" приведены в Разделе 3 Приложения 1 к Приказу N 743.
МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, установило своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", поставляемому в подразделения и части федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Подразделениями МЧС России на социально значимых объектах ведется работа по установке и обслуживанию выведенного из свободного оборота ПАК "Стрелец-Мониторинг", специализированной обслуживающей организацией которого на основании государственного контракта, заключенного МЧС России, является ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".
Статьей 83 "Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации" Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), (в редакции, действовавшей до 13.07.2014), были предусмотрены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, в том числе в статье 7 было определено, что "Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения".
Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ч. 7 ст. 83 дополнена словами "_, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации".
В соответствии со статьей 32 Технического регламента здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии подразделяются на:
- Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
- Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
- Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
- Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Дополнения, внесенные в ч.7 ст.83 Технического регламента (требования к системам пожарной сигнализации в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 о дублировании сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации), вступили в силу с 13.07.2014, в силу чего органы власти и организации, в ведении (собственности) которых находятся объекты (здания), относящиеся к классам пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, с 13.07.2014 должны обеспечивать вывод сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Главное Управление МЧС России по Тамбовской области в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Положения Главное управление МЧС России по Тамбовской области осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории Тамбовской области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по Тамбовской области", согласно Устава, находится в ведении МЧС России, учредителем учреждения является Российская Федерация.
В соответствии с п. 2.2 Устава функцией учреждения является обеспечение координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований и иных подразделений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории Тамбовской области.
В силу п.15 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
В Приложении к данному Положению приведен Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В Перечне работ и услуг система передачи извещений о пожаре отсутствует.
Согласно п. 3.54 ГОСТ Р 53325-2012 система передачи извещений о пожаре (СПИ) - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, извещений о пожаре на охраняемом объекте (ах), служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.
Приказом МЧС России N 743 ПАК "Стрелец-Мониторинг" присвоены наименования, условное обозначение и установить коды по Общероссийскому классификатору продукции (далее - ОКП) и Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны Российской Федерации (далее - КВТ МО) согласно приложению N 2. Приложением N2 к Приказу N743 установлено, что ПАК "Стрелец-Мониторинг" имеет код ОКП 80 2400 0007 по Общероссийскому классификатору продукции ОК 0005-936 к коду 80 2400 8 относится "Оборудование противопожарное специализированное для ведения аварийно-спасательных работ".
Следовательно, для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на право монтажа и технического обслуживания ПАК "Стрелец-Мониторинг" наличие лицензии не требовалось до 01.01.2014, то есть до момента введения в действие части 9 "Системы передачи извещений о пожаре" ГОСТ 53325-2012 "Техника пожарная". Технические средства пожарной автоматики", утвержденного Приказом ФА по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2012 N 1028-ст.
МЧС России в письме от 17.06.2014 N 19-1-6-2487 указало, что в случае, если работы, выполняемые в отношении ПАК "Стрелец-Мониторинг" связаны с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, то для их осуществления требуется лицензия МЧС России. Такую лицензию ООО "СПМ-68" получило 24.07.2014.
В письме от 06.08.2012 N 5827-7-4, направленном в ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", ГУ МЧС разрешило ООО "СПМ-68" производить настройку и обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг", а не систем пожарных сигнализаций.
Данное письмо было направлено в ответ на запрос ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" о возможности ООО "СПМ-68" пройти обучение в качестве авторизованного центра.
Сама по себе деятельность ООО "СПМ-68" по монтажу, обслуживанию систем передачи извещений о пожаре до получения лицензии, о нарушении норм антимонопольного законодательства со стороны ГУ МЧС не свидетельствует, поскольку ООО "СПМ-68" является самостоятельным хозяйственным обществом и не состоит в подчинении ГУ МЧС.
Следовательно, антимонопольный орган пришел к ошибочному выводу о создании данными действиями ГУ МЧС неправомерных преимуществ в осуществлении деятельности на рынке услуг по обслуживанию противопожарных систем обществу (ООО "СПМ-68), что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на указанном рынке.
Из материалов дела следует, что 05.03.2014 между ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" и ООО "СПМ-68" заключен договор N 15 об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг", сроком до 31.12.2014.
ООО "Комплексные системы безопасности-Д" обратилось в ГУ МЧС России по Тамбовской области (исх. от 28.10.2013 N 28-10) с просьбой предоставить техническую возможность вывода сигнала на пульт МЧС с подключением к ПАК "Стрелец-Мониторинг", по одному из каналов связи.
В ответ ГУ МЧС сообщило, что считает возможным подключение к пульту ПАК "Стрелец-Мониторинг", расположенному в ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" по адресу: г.Тамбов, ул.Железнодорожная, 14, для подключения необходимо обратиться в организацию, осуществляющую техническое обслуживание данного оборудования, а именно в ООО "СПМ-68" (исх. от 22.11.2013 N 9144-2-1-6).
ООО ЧОП "КРУГ" 21.11.2012 обратилось в ГУ МЧС с просьбой заключить договор об установке оборудования на центральном узле связи "01" для оказания услуги хозорганам по передаче сигнала о пожаре.
29.11.2012 ГУ МЧС сообщило о предоставлении возможности для передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи "01". Для разъяснения технических вопросов передачи сигнала о пожаре необходимо обратиться в ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС по Тамбовской области" (исх. N 8900-2-1-9).
16.01.2013 на то же обращение ООО ЧОП "Круг" от 21.11.2012 ГУ МЧС сообщило, что на центральном узле связи "01" установлен ПАК "Стрелец-Мониторинг", который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям и установка другого аналогичного оборудования сторонних организаций в ЦУКС нецелесообразна.
Далее, ООО ЧОП "Круг", планируя закупку мониторингового оборудования производства ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", вновь обратилось в ГУ МЧС России по Тамбовской области (исх. от 10.02.2014) с просьбой заключить договор на получение сигнала с мониторингового оборудования, установленного на предприятиях г. Тамбова и Тамбовской области, на пульт ПАК "Стрелец-Мониторинг", расположенный в ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" по адресу: г. Тамбов, ул.Железнодорожная, 14.
ГУ МЧС России по Тамбовской области в ответ сообщило, что считает возможным вывод сигнала автоматической пожарной сигнализации от обслуживаемых обществом объектов на ПАК "Стрелец-Мониторинг", который установлен в ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС по Тамбовской области" по адресу: г. Тамбов, ул. Железнодорожная, 14, для подключения необходимо обратиться в организацию, осуществляющую техническое обслуживание данного оборудования, имеющую аккредитацию завода-изготовителя (исх. от 11.03.2014 N 1872-2-1-6).
Работы по эксплуатационно-техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" в соответствии с договором оказываются на безвозмездной основе.
Договор с ООО "СПМ-68" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 N 43-4025-19, которым территориальным органам МЧС России предписано обеспечить заключение договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" с организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем, а также в связи с поступлением в адрес ГУ МЧС России по Тамбовской области информации из ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" об аккредитации ООО "СПМ-68" в качестве сервисного центра предприятия-изготовителя.
Как было установлено судом области, процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи, посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре в пункте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного. Прибор объектовый оконечный элементом пожарной сигнализации не является, а работы по его установлению с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пуско-наладочные работы, не связаны.
Деятельность по подключению к ПАК "Стрелец-Мониторинг" не может быть рассмотрена, как деятельность на рынке противопожарного оборудования, поскольку подключение к ПАК производится организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем, на безвозмездной основе.
В рассматриваемый период порядок подключения объектов (пожарных сигнализаций) к ПАК "Стрелец-Мониторинг" нормативными актами МЧС России, в том числе, Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", утв. Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, регламентирован не был.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России" (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868) 06.03.2014 утвержден "Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (Сборник).
В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Сборнике, ГУ МЧС определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг" и закрепило их в приказе ГУ МЧС от 15.07.2014 N 317.
На основании письма ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 27.10.2014 N 4907-17-1-03, Приказа МЧС России от 06.08.2004 N 372, рекомендаций МЧС России, приказа ГУ МЧС России по Тамбовской области от 15.07.2014 N 317 подключение объектов к ПАК "Стрелец-Мониторинг" ГУ МЧС осуществлялось путем согласования действий организаций МЧС, где установлен ПАК "Стрелец-Мониторинг", организаций, ответственных за его развертывание и эксплуатацию и организаций, ответственных за противопожарное оборудование на объекте, что не противоречит положениям, изложенным в Сборнике.
В Сборнике не содержится полномочия территориального органа МЧС России по вопросу определения технической возможности подключения пожарных сигнализаций различных производителей к ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Как верно отмечено судом первой инстанции, сама по себе установка на центральном узле связи "01" ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" не подтверждает обязанности ГУ МЧС России по Тамбовской области определять техническую совместимость приборов объектовых оконечных различных производителей с ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Согласно части 7 статьи 83 Технического регламента системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Разделом 9 ГОСТа 53325 - 2012 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования" (утв. приказом Госстандарта от 22 ноября 2012 года N 1028-ст), вступившего в действие с 01.01.2014, установлено, что система передачи извещения о пожаре включает в себя приборы объектовые оконечные, ретрансляторы и приборы пультовые оконечные, вследствие чего можно сделать вывод о том, что системы передачи извещений о пожаре различных производителей являются самостоятельными системами, предназначенными для технической организации линий связи между приборами объектовыми оконечными, ретрансляторами и приборами пультовыми оконечными.
Объектовые станции, позволяющие выводить тревожные сигналы по различным каналам связи от объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях пожарной охраны, могут быть любых производителей при условии наличия сертификата соответствия требованиям ГОСТ 53325-2012 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования". Однако, их совместимость с прибором пультовым оконечным (станцией) ПАК "Стрелец-Мониторинг" должна подтверждаться в ходе проведения обязательных государственных или приравненных к ним испытаний на соответствие техническим характеристикам, изложенным в приложении 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009 N 743, поскольку ФГБУ ВНИИ ПО МЧС России в письме от 27.10.2014 N 4907-17-1-0 указало, что сопряжение оборудования сторонних производителей с ПАК "Стрелец-Мониторинг" осуществляется при наличии технической возможности, которая проверяется при проведении испытаний оборудования на совместимость. Испытания проводятся с участием организаций-производителей ПАК "Стрелец-Мониторинг". Основанием для предоставления протоколов обмена данными с модулями ПАК "Стрелец-Мониторинг" и проведения испытаний является соответствующее обращение в организации-производители.
ООО "Комплексные системы безопасности-Д", ООО ЧОП "Круг" собственниками пожарного оборудования (сигнализаций) не являются, в силу чего основания для обращения в ГУ МЧС по вопросу подключения пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг" у данных обществ отсутствовали.
В ответах на обращения ООО "Комплексные системы безопасности-Д" (исх. ГУ МЧС от 22.11.2013 N 9144-2-1-6) и ООО ЧОП "Круг" (исх. ГУ МЧС от 11.03.2014 N 1812-2-1-6) указаний о передаче ГУ МЧС каких-либо полномочий ООО "СПМ-68", а также отказа в подключении к ПАК "Стрелец-Мониторинг" не содержится.
Указанные письма были рассмотрены в сроки, установленные ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В 2013 году Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России), рассмотрев заявление ООО ЧОП "Круг" по вопросу соответствия Приказа МЧС России от 28.12.2009 N 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" антимонопольному законодательству пришла к выводу об отсутствии в действиях МЧС России признаков нарушения (Решение ФАС России от 06.06.2013 N ЦА/22061/2013).
На уровне управлений ФАС России по регионам также сложилась практика рассмотрения антимонопольными органами с точки зрения Закона о защите конкуренции деятельности, осуществляемую МЧС России с использованием ПАК "Стрелец-Мониторинг" (решения Омского УФАС России N 05/26-13 от 03.03.2014, УФАС России по Вологодской области N 3-15/14 от 22.10.2014, УФАС России по Самарской области N 3-10150/14-6 от 26.09.2014 и др.)
Совокупностью выводов, изложенных в судебных актах арбитражных судов по делам N N А56-54896/2012, А56-9150/2012, А09-5135/2011, А55-20859/2013, А55-7351/2014 установлено, что антимонопольные органы не вправе рассматривать с точки зрения Закона о защите конкуренции деятельность, осуществляемую МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК "Стрелец-Мониторинг", так как такая деятельность не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Рынок по поставке и обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг", подключению к нему не является конкурентным, в связи с чем, не может являться предметом регулирования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с выводами, изложенными в судебных актах по делу N А56-54896/2012 (окончательный судебный акт принят ВАС РФ 26.05.2014), А55-7351/2014 (окончательный судебный акт по делу принят Верховным Судом РФ 06.03.2015) рассмотрение вопросов, касающихся фактического использования подразделениями МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг", принятого на снабжение в системе МЧС России приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 не относится к компетенции антимонопольного органа, так как вопросы использования противопожарного оборудования, и, в частности, системы ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России. Деятельность противопожарной службы МЧС России (в том числе деятельность по использованию противопожарного оборудования) осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров
Изменений технологической схемы автоматической передачи извещений о пожарах от объекта в пожарную часть разработчиком системы ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ФГБУ ВНИИПО МЧС России - не производилось.
Документов об использовании какого-либо дополнительного оборудования, помимо вышеуказанного, в технической документации (конструкторской, технологической и программной и др.) на комплексную радиоканальную систему адресного мониторинга безопасности объектов ПАК "Стрелец-Мониторинг" не существует.
Следовательно, обстоятельства дела опровергают выводы антимонопольного органа о наличии бездействия ГУ МЧС по рассмотрению вопросов подключения к пультовому оборудованию ПАК "Стрелец-Мониторинг" и направлению хозяйствующих субъектов - ООО "Комплексные системы безопасности-Д" и ООО ЧОП "КРУГ" для подключения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг", ООО "СПМ - 68", что создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке монтажа и обслуживания противопожарных систем, а также на рынке противопожарных систем; о том, что ООО "СПМ-68" со стороны ГУ МЧС созданы необоснованные преимущества по осуществлению деятельности на рынке монтажа и обслуживания противопожарных систем путем передачи полномочий по вопросам подключения к пультовому оборудованию ПАК "Стрелец-Мониторинг"; ГУ МЧС не вправе отказывать хозяйствующим субъектам в установке на центральном узле связи "01" оборудования сторонних организаций для оказания услуги передачи сигнала о пожаре только по той причине, что там размещен ПАК "Стрелец-Мониторинг"; о том, что действия ГУ МЧС по направлению в адрес ООО ЧОП "КРУГ" письма о нецелесообразности установки на центральном узле связи оборудования сторонних организаций являются неправомерными, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности ООО ЧОП "Круг" на рынке систем (формулировка с учетом определения УФАС от 01.06.2015 об исправлении описки, Т.5, л.д. 143) по передаче извещения о пожаре, а также приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке систем пожарной сигнализации.
Приказ N 317 "Об упорядочении процесса подключения на программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" систем пожарной сигнализации" издан ГУ МЧС России 15.07.2014.
Подпунктом 3.1 пункта 3 указанного приказа предписано начальникам ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области", ФКУ "2 отряд ФПС по Тамбовской области", ФКУ "2 отряд ФПС по Тамбовской области", в том числе: не допускать к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленному в подразделениях федеральной пожарной службы Тамбовской области, а также к работе с его программным обеспечением представителей организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем (п. 3.1.).
Приложением N 1 к Приказу от 15.07.2014 N 317 определен порядок подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг", а именно определено, что подключение к ПАК "Стрелец-Мониторинг" осуществляется после подачи заявки (п.1 порядка), заявка хозяйствующего субъекта на подключение направляется в ГУ МЧС России по Тамбовской области (п.2 порядка), заявка должна содержать сведения о хозяйствующем субъекте, о пожарной сигнализации, об организации, обслуживающей пожарную сигнализацию, к заявке прилагается акт проверки технического состояния пожарной сигнализации (п.п. 2.1 порядка).
Проверку технической возможности подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" проводит сотрудник территориального подразделения надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Тамбовской области совместно с представителями хозяйствующего субъекта и представителем специализированной организации (п.п. 3.1 порядка).
В случае невозможности подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" территориальное подразделение надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Тамбовской области указывает конкретные причины невозможности такого подключения (п.п. 3.4 порядка).
Поскольку договор на техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг", заключенный между ФГКУ "ЦУКС МЧС России по Тамбовской области" и ООО "СПМ-68" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 N 43-4025-19, был заключен ФГКУ "ЦУКС МЧС России по Тамбовской области" с аккредитованной организацией, Приказом от 15.07.2014 N 317 установлен запрет допуска к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" представителей иных организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем.
Препятствий по осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке услуг монтажа и обслуживания систем передачи сигнала о пожаре в связи с отсутствием в Приказе от 15.07.2014 N 317 четких и конкретных требований к системам пожарной сигнализации, монтируемым на объектах защиты, и планируемым к подключению, ГУ МЧС не создано, поскольку технические требования к пожарной сигнализации установлены нормативными документами (например, СНиП, ГОСТ).
Судебная практика по делам N А56-54896/2012, А55-7351/2014 исходит из того, что рассмотрение вопросов, касающихся фактического использования подразделениями МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг", принятого на снабжение в системе МЧС России приказом МЧС России от 28.12.2009 N743 не относится к компетенции антимонопольного органа, так как вопросы использования противопожарного оборудования, и, в частности, системы ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России.
Следовательно, выводы антимонопольного органа о том, что действия ГУ МЧС по установлению в пункте 3.1 Приказа от 15.07.2014 N 317 запрета допуска к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" представителей организаций, не аккредитованных заводом изготовителем, а также по не определению (установлению) сроков, критериев, параметров технической возможности пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" приводят или могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции на рынках услуг монтажа и обслуживания противопожарных систем, и систем пожарной сигнализации не основаны на нормах действующего законодательства.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представителями антимонопольного органа также не приведено обоснованных пояснений, подтверждающих их правовую позицию.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда о незаконности решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25.12.2014 г. по делу N А-3/14, которым Главное управление МЧС России по Тамбовской области признано нарушившим часть 1 и пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.08.2015 по делу N А64-1673/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1673/2015
Истец: Главное управление МЧС России по Тамбовской области
Ответчик: ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", ООО "Служба пожарного мониторинга -68", Управление Федеральной антимопонольной службы по Тамбвоской области, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области", ЧОП "Круг"
Третье лицо: ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", ООО "Служба пожарного мониторинга -68", ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области", ЧОП "Круг"