г. Севастополь |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А83-1045/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Котляровой Е.Л
судей Гонтаря В.И., Оликовой Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Мосейчук М.А.
при участии представителей сторон:
от истца Общества с ограниченной ответственностью "Стройсоюз", Смирнова Ирина Владимировна, доверенность б/н от 19.10.15, личность установлена по паспорту серия 3914 N 116968 от 30.05.14;
от ответчика Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Гредина Нина Викторовна, доверенность N 4704 от 04.09.15, личность установлена по удостоверению N 008 выдано 2015 год;
рассмотрев апелляционную жалобу Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым на решение Окружного административного суда Республики Крым от 27 ноября 2014 года по делу N 1045/2014 (судья Трещева Е.Р.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" (ул. Севастопольская,41/7,Симферополь,295013) к Службе государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, 6,Симферополь,295006)
о признании незаконными действий, отказа, понуждению к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Решением Окружного административного суда Республики Крым от 27 ноября 2014 года иск Общества с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" к Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым о признании незаконными действий, отказа, понуждению к совершению действий удовлетворен частично.
Обязано Архитектурно-строительную инспекцию Республики Крым повторно рассмотреть вопрос и совершить действия по регистрации декларации Общества с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" о начале выполнения строительных работ на объекте "Реконструкция нежилых зданий под многоэтажные жилые дома со встроено - пристроенными помещениями торгово - бытового назначения по адресу г. Симферополь, ул. Севастопольская 41/7.
Не согласившись с вынесенным решением Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Окружного административного суда Республики Крым отменить, принять новое, в иске отказать.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2015 года решение Окружного административного суда Республики Крым от 27 ноября 2014 года по делу N 1045/2014 отменено, производство по делу прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07 июля 2015 года постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено в апелляционный суд на новое рассмотрение.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 05 августа 2015 года.
05 августа 2015 года, через канцелярию суда, от Службы государственного строительного надзора Республики Крым поступили пояснения к апелляционной жалобе, согласно которым, невозможно применить принцип функционального правопреемства ко вновь созданному органу в части полномочий по регистрации декларации на начало выполнения строительных работ от Архитектурно - строительной инспекции, в связи с чем Служба государственного строительного надзора Республики Крым не согласна с заменой Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым на Службу государственного строительного надзора Республики Крым в порядке процессуального правопреемства.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2015 года произведена замена Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым на Службу государственного строительного надзора Республики Крым в порядке процессуального правопреемства.
Суд апелляционной инстанции обязал Общество с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" предоставить суду оригиналы договора аренды земельного участка N 1411-Ф от 20 марта 2014 года с приложениями, декларации на начало выполнения строительных работ N 02/584 от 16 сентября 2014 года, для обозрения в судебном заседании и доказательства государственной регистрации договора аренды земельного участка N 1411-Ф от 20 марта 2014 года.
Судебное заседание неоднократно откладывалось по ходатайству истца в связи с невозможностью предоставить запрашиваемые документы.
19 октября 2015 года в судебном заседании представителем Общества с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" поданы заявления о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Так, представителем истца приобщены к материалам дела регистрационные документы юридического лица, а также договор аренды земельного участка N 50 от 05 октября 2015 года с приложениями.
19 октября 2015 года в судебном заседании представитель Службы государственного строительного надзора Республики Крым просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в иске отказать. Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" возражал и просил судебную коллегию оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения суда первой инстанции была проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Повторно рассмотрев материалы дела судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.
На основании решения Симферопольского городского совета N 853 от 29 ноября 2013 года между Обществом с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" как арендатором и Симферопольским городским советом как арендодателем 11 марта 2014 года заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,8870 га в том числе: участок N 1 (кадастровый номер 0110100000:03:004:0417) - площадью 0,5176 га и участок N 2 (кадастровый номер 0110100000:03:004:0417) - площадью 0,3694 га по ул. Севастопольская, 41/7 в г. Симферополе для реконструкции нежилых зданий под многоэтажные жилые дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения, сроком на 13 лет за N 1411-ф. Управлением по вопросам регулирования земельных отношений присвоена учетная запись в Книге регистрации договоров аренды земельных участков 20 марта 2014 года за N 2374.
16 сентября 2014 года истец обратился в Архитектурно-строительную инспекцию Республики Крым с заявлением о выдаче разрешения на выполнение строительных работ. Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым отказано в выдаче разрешения N 3010/исх от 25 сентября 2014 года на том основании, что представленная декларация содержит недостоверные сведения о земельном участке.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" и Службы государственного строительного надзора Республики Крым, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как установлено судебной коллегией Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым действовала на основании Временного положения об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1849-6/14.
Согласно Временному положению к основным задачам Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым относилось осуществление архитектурно-строительного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ, принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, выполнение разрешительных и регистрационных функций в строительстве, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры.
Пунктом 4 подпунктом 3 Временного положения предусматривалось, что Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым решает вопросы по оформлению права на начало выполнения строительных и подготовительных работ.
В соответствии с Порядком выполнения строительных работ, утвержденных Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 (далее Порядок) строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком ( гл1. п.2, гл.3 п.1).
Согласно пункта 6 главы 2 Порядка в случае выявления указанных заказчиком в декларациях и прилагаемых к ней документах недостоверных данных Служба вправе уведомить об этом заказчика в течение одного рабочего дня со дня такого обнаружения. 25 сентября 2014 года Архитектурно - строительной инспекцией Республики Крым в лице председателя ликвидационной комиссии было отказано Обществу с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" в выдаче разрешительных документов, на основании требований Порядка в связи с тем, что по результатам рассмотрения поданной истцом декларации о начале подготовительных работ по объекту: "Реконструкция нежилых зданий под многоэтажные жилые дома со встроенно - пристроенными помещениями торгово - бытового назначения по адресу: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 47/7 (участок 2), были поданы недостоверные данные о земельном участке.
С учетом положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, земельный участок с кадастровым номером N 0110100000:03:004:417 площадью 0,3694 га по ул. Севастопольская, 41/7 в г. Симферополе, переданный на основании договора аренды земельного участка 1411-Ф от 11 марта 2014 года установленную государственную регистрацию не прошел.
В силу статьи 1 Закона N 122-ФЗ Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу статьи 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Также в соответствии с частью 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом, однако заявитель не предоставил суду выписку из государственного реестра, а также оригинал договора аренды земли N 1411-Ф, с соответствующей отметкой о государственной регистрации указанного договора.
В соответствии со статье 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что исследуемый договор аренды земельного участка содержит в себе все существенные условия, предусмотренные статьей 15 Закона Украины " Об аренде земли", о чем имеется отметка в Книге регистрации договоров аренды земельных участков Симферопольского городского Совета и поэтому не нуждается в государственной регистрации, противоречии требованиям действующего законодательства.
Договор аренду земельного участка N 50 от 05 октября 2015 года, предоставленный истцом в суде апелляционной инстанции, не может быть принят судебной коллегией потому что данный договор не был предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Также судебная коллегия отмечает, что в соответствии с Указом Главы Республики Крым "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" N 51-У от 16 июня 2014 года ликвидированы органы исполнительной власти Республики Крым, в том числе Архитектурно- строительная инспекция Республики Крым, в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Приказом Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым от 08 июля 2014 года N 21-А во исполнение Указа Главы Республики Крым N 51-У от 16 июня 2014 года создана ликвидационная комиссия.
Одновременно этим Указом образована Служба государственного строительного надзора Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 13 февраля 2015 года Служба государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН 1149102049678) зарегистрирована 01 октября 2014 года.
Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым действовала на основании Временного положения об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1849-6/14. Пунктом 3 данного постановления предусматривалось, что Временное положение действует до окончания переходного периода, установленного Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Указом Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года N 51-У образован исполнительный орган государственной власти Республики Крым - Служба государственного строительного надзора Республики Крым, уполномоченный на осуществление, в пределах своей компетенции, на территории Республики Крым государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Таким образом, полномочия в спорных правоотношениях по выдаче разрешений на выполнение строительных работ в порядке, определенном постановлением Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 (с изменениями, внесенными постановлением госсовета от 24 декабря 2014 года N 387-1/14), перешли к вновь созданному органу исполнительной власти, что свидетельствует о функциональном правопреемстве вновь созданного органа по отношению к ликвидированному.
Также коллегия судей апелляционной инстанции отмечает, что судом первой инстанции допущены следующие нарушения процессуальных норм, которые повлекли принятие неправильного судебного акта.
Как следует из материалов дела, требование заявителя заключалось в признании незаконным отказа Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, оформленного письмом N 3010/исх от 25 сентября 2014 года, в выдаче разрешения на выполнение строительных работ на объекте строительства, т.е. признании незаконными решения государственного органа в порядке главы 24 АПК РФ. Требования о возложении обязанности совершить действия по выдаче разрешения на выполнение строительных работ на объекте строительства в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, Общество с ограниченной ответственностью "Стройсоюз" заявило в качестве способа устранения его нарушенных прав и законных интересов, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции должен был разрешить первоочередной вопрос - о законности или незаконности отказа в выдаче разрешения на строительные работы, в соответствии с частью четвертой статьи 200 АПК РФ,
Проверяя наличие нарушенного права, как обязательного условия удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку незаконность оспариваемого акта или решения государственного органа основанием удовлетворения требования не является (часть 1 статьи 198, пункт 3 части 1 статьи 199, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ), суд первой инстанции должен был установить, имелось ли у заявителя по представленным им изначально документам, право получить разрешение на строительство.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 19 августа 2015 года по делу N А83-1058/2014.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у заявителя по представленным документам, с учетом отсутствия доказательств государственной регистрации договора аренды земельного участка N 2 (кадастровый номер 0110100000:03:004:0417) - площадью 0,3694 га по ул. Севастопольская, 41/7 в г.Симферополе N 1411-Ф от 20 марта 2014 года, отсутствовало право на получение разрешения о начале выполнения строительных работ.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Исходя из указанного выше судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы суда, положенные в основание оспариваемого решения не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене. При принятии нового решения, судебная коллегия отказывает в исковых требованиях.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Окружного административного суда Республики Крым от 27 ноября 2014 года по делу N 1045/2014 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Котлярова |
Судьи |
В.И. Гонтарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1045/2014
Истец: ООО "Стройсоюз"
Ответчик: Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым, Служба государственного строительного надзора Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1489/15