г. Пермь |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А71-7456/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Ижсталь" (ОГРН 1021801435325, ИНН 1826000655): не явились;
от заинтересованного лица - Удмуртского таможенного поста Пермской таможни (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177): Романова Е.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 15.10.2015, Ковалева Т.А., предъявлено удостоверение, доверенность от 10.06.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Ижсталь"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 августа 2015 года
по делу N А71-7456/2015, принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ижсталь"
к Удмуртскому таможенному посту Пермской таможни
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
открытое акционерное общество "Ижсталь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Удмуртского таможенного поста Пермской таможни от 22 июня 2015 года по делу об административном правонарушении N 10411000-163/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2015 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт изменить, снизить размер штрафа до 5 000 руб.
В апелляционной жалобе указывает на то, что сумма назначенного штрафа является несоразмерной допущенному нарушению и его последствиям, руководствуясь положениями Постановления Конституционного суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, считает возможным снизить штраф до 5 000 руб. Ссылается на тяжелое финансовое положение общества, отмечая, что нарушение не было вызвано пренебрежительным отношением общества к исполнению публично-правовых обязанностей, негативные последствия отсутствуют.
Заявитель надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании поддержали позицию письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.03.2015 декларантом ОАО "Ижсталь" подана в ОТО и ТК N 1 Удмуртского таможенного поста Пермской таможни в электронной форме таможенная декларация (далее - ДТ), зарегистрированная за N 10411090/190315/0000680, в соответствии с которой к таможенной процедуре экспорта (ЭКЮ) заявлены следующие товары:
товар N 1: прутки горячекатаные, из нелегированной стали, без дальнейшей обработки, предназначенные для изготовления запасных частей, деталей, узлов и машин для предприятий горнометаллургического комплекса, прямоугольного сечения, марка СТ3СП1 размер (мм/кг): 10х80/4550. Марка: С=0.19, MN=0.64, SI=0.23, P=0.017, S=0.01, CR=0.05, NI=0.03, CU=0.03, AS=0.001, N=0.01, ГОСТ 535-2005. Длина немерная; изготовитель: ОАО "Ижсталь", товарный знак: МЕЧЕЛ, вес брутто 4560 кг., вес нетто 4550 кг., код товара 7214911000 в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, стоимостью 115160,50 руб.;
Товар N 2: прутки горячекатаные, из нелегированной стали, без дальнейшей обработки, предназначенные для изготовления запасных частей, деталей, узлов и машин для предприятий горнометаллургического комплекса, шестигранного сечения марка СТ3СП1 размер (мм/кг): 24/4550; марка 20 размер (мм/кг): 19/2290, 30/7650, 32/13700; квадратного сечения марка 20 размер (мм/кг): 40/4590. Марка: СТ3СП1, СОД (%):C=0.19, MN=0.64, SI=0.23, P=0.017, S=0.01, CR=0.05, NI=0.03, CU=0.03, AS=0.001, N=0.01. ГОСТ 535-2005. Длина немерная. Марка 20, ООД.(%): C=0.2, MN=0.61, SI=0.18, Р=0.017, S=0.012, CR=0.04, NI=0.02, CU=0.2АS=0.0007, ГОСТ 1050-88; изготовитель: ОАО "ИЖСТАЛЬ", товарный знак: МЕЧЕЛ, вес брутто 32840 кг., вес нетто 32780 кг., код товара 7214995000 в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, стоимостью 859458,82 руб.
Товар N 3: прутки горячекатаные, из нелегированной стали, без дальнейшей обработки, предназначенные для изготовления запасных частей, деталей, узлов и машин для предприятий горнометаллургического комплекса, шестигранного сечения марка 35 размер (мм/кг): 19/2990,29/2990,32/3950,32/990; марка 45 размер (мм/кг): 29/3000; квадратного сечения марка 35 размер (мм/кг): 32/5000, марка 45 размер (мм/кг): 22/5060, 40/1990. Марка 45, СОД.(%): C=0.47, MN-0.61, SI=0.23, P=0.009, S=0.005, CR=0.11, N1=0.12, CU=0.14, AS=0.002ГO СТ1050-88. Марка: 35, СОД.(%): C=0.35, MN=0.75, SI=0.26, P=0.01, S=0.007, CR=0.2, NI=0.13, CU=0.13, AS=0.006. ГOCТ 1050-88; изготовитель: ОАО "ИЖСТАЛЬ", товарный знак: МЕЧЕЛ, вес брутто 26020 кг., вес нетто 25970 кг., код товара 7214999500 в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, стоимостью 655218,26 руб.
Товар N 4: прутки горячекатаные, из легированной немартенситностареющей стали, без дальнейшей обработки, предназначенные для изготовления запасных частей, деталей, узлов и машин для предприятий горнометаллургического комплекса, шестигранного сечения марки: 40X, размер (мм/кг): 32/2980. Марка: 40Х, СОД. (%): C=0.40, MN=0.6, SI=0.31, Р=0.01, S=0.005, CR=0.94, NI=0.09, CU=0.12, МО=0.01, V=0, W=0, TI=0. ГОСТ 4543-71. Предел текучести 970н/ММКВ; изготовитель: ОАО "ИЖСТАЛЬ", товарный знак: МЕЧЕЛ, вес брутто 2985 кг., вес нетто 2980 кг., код товара 7228308900 в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, стоимостью 84989,60 руб.
Указанные товары вывозятся в Украину в адрес фирмы получателя ООО "Такт" (г.Днепропетровск) в соответствии с внешнеторговым контрактом N 6708 от 26.12.2012.
В рамках системы управления рисками в целях проверки соблюдения запретов и ограничений в области экспортного контроля 19.03.2015 года ОТО и ТК N 1 Удмуртского таможенного поста Пермской таможни в адрес ФСТЭК России направлен запрос о том требуется ли предоставление на указанные товары заключения (идентификационное), выдаваемого в соответствии с законодательством в области экспортного контроля государств-членов Таможенного союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий.
23.03.2015 в ответ на запрос ФСТЭК России уведомило Удмуртский таможенный пост о том, что вывоз на Украину ОАО "Ижсталь" вышеуказанной продукции должен осуществляться по решению Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517.
На основании полученного ответа 23.03.2015 ОТО и ТК N 1 Удмуртского таможенного поста в адрес ОАО "Ижсталь" направлен запрос о необходимости предоставления разрешения (подтверждения) выданного уполномоченным государственным органом государств - членов Таможенного союза в области экспортного контроля на вывоз в Украину указанных товаров, подлежащих экспортному контролю.
Декларантом ОАО "Ижсталь" запрашиваемый разрешительный документ в таможенный орган не представлен, в связи с чем, Удмуртским таможенным постом 23.03.2015 принято решение об отказе в выпуске товаров на основании п.1 ст.201 пп.1 ст. 195 ТК ТС.
Таким образом, установлено, что 19.03.2015 ОАО "Ижсталь" при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10411090/190315/0000680 не соблюдены запреты и ограничения в области экспортного контроля при вывозе товаров в Украину.
Данные обстоятельства послужили поводом для возбуждения 15.04.2015 в отношении ОАО "Ижсталь" дела об административном правонарушении N 10411000-163/2015 по ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ. Таможенным органом 15.05.2015 составлен в отношении ОАО "Ижсталь" протокол об административном правонарушении, 22.06.2015 вынесено постановление N 10411000-163/2015 о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ в размере 101 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии состава вменяемого правонарушения. При оценке размера наложенного штрафа арбитражный суд, руководствуясь положениями ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, посчитал возможным снизить размер штрафа до 50 000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 8 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно п.1 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В соответствии с п.п.5 ч.1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В силу ст. 188 ТК ТС при таможенном оформлении товаров и совершении иных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования указанного Кодекса.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при предоставлении таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза (ч.1 ст.195 ТК ТС).
На основании п. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон об экспортном контроле) российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Указанное требование содержится также в Постановлении Правительства РФ от 15.08.2005 N 517.
Письмом ФТС России от 10.02.2014 N 14-68/05920 до таможенных органов доведен Перечень товаров, в отношении которых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля и которые помещаются под таможенную процедуру экспорта без истребования у участника ВЭД дополнительной информации и документов, подтверждающих статус этих товаров для целей таможенного контроля, за исключением случаев, связанных с экспортом товаров в страны, в отношении которых действуют специальные экономические меры, установленные Президентом Российской Федерации, а также на поставки, осуществляемые для целей военного применения и в интересах организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к военным программам иностранных государств, либо в интересах лиц, причастных к террористической деятельности.
В ходе проверки заявленных сведений установлено, что экспортируемый обществом товар (прутки горячекатаные, из нелегированной стали, без дальнейшей обработки, предназначенные для изготовления запасных частей, деталей, узлов и машин для предприятий горнометаллургического комплекса, прямоугольного сечения, марка СТ3СП1) не включен в перечень товаров, в отношении которых ФСТЭК России принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (Письмо ФСТЭК России от 27.01.2014 N 240/52/17 "О номенклатуре товаров, не подпадающих под экспортный контроль"), следовательно, в отношении указанного товара при его экспорте установлены запреты и ограничения в области экспортного контроля.
Судом установлено, что обществом в ответ на запрос Удмуртского таможенного поста не представлен запрашиваемый Таможенным органом разрешительный документ, выданный в соответствии с законодательством в области экспортного контроля государств - членов Таможенного союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий.
Бездействие общества, выразившееся в несоблюдении запретов и ограничений в области экспортного контроля при вывозе товаров при подаче таможенной декларации N 10411090/190315/0000680 без проведения идентификации товара, получения в установленном порядке разрешении Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в вывозе в Украину указанных товаров, образует объективную сторону административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос виновности юридического лица исследован административным органом в ходе производства по делу, что нашло отражение в оспариваемом постановлении. Доказательств того, что общество по объективным причинам не могло принять меры по исполнению требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, что обществом не оспаривается.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводам общества о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным административным органом дана оценка в оспариваемом постановлении, а также вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства от 22.06.2015.
Суд апелляционной инстанции, не установив исключительности обстоятельств, при которых было совершено правонарушение, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ также не усматривает.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер административного штрафа ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, до 50 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, снижая административный штраф, действовал в пределах предоставленных полномочий (ст. 211 АПК РФ), исходя из конкретных обстоятельств дела.
Таможенный орган решение суда в части снижения штрафа не оспаривает.
Оснований для дальнейшего снижения штрафа, на что ссылается общество в апелляционной жалобе (до 5 000 руб.), суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апеллятора о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П, поскольку правонарушение совершено до внесения изменений в статью 4.1 КоАП РФ, в связи с чем, сумма штрафа может быть уменьшена до 5 000 руб., подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П, КоАП РФ, что согласуется также с правовой позицией Верховного Суда РФ, указанной в Постановлении от 13.03.2015 N 308-АД14-8015.
По изложенным мотивам апелляционный суд полагает, что суд правомерно, руководствуясь положениями ч.ч. 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (действующими в период совершения правонарушения) с учетом конкретных обстоятельств дела снизил размер административного штрафа, назначенного обществу, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы общества судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений, поименованных в ст. 270 АПК РФ, его решение следует оставить в силе, тем самым отказав в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 августа 2015 года по делу N А71-7456/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7456/2015
Истец: ОАО "Ижсталь"
Ответчик: Удмуртский таможенный пост Пермской таможни