г. Красноярск |
|
06 ноября 2015 г. |
Дело N А69-1594/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" ноября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Тыва-ОПТ") - Степановой Г.А., представителя по доверенности от 20.07.2015, Тимкина А.В., представителя по доверенности от 09.10.2015;
от административного органа (Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу) - Бирюковой С.Ф., представителя по доверенности от 02.10.2015 N д6-23;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченного ответственностью "Тыва-ОПТ"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "24" августа 2015 года по делу N А69-1594/2015, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тыва-ОПТ" ОГРН 1071701000062, ИНН 1701040959 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу ОГРН 1095406025428, ИНН 5406541225 (далее - управление, административный орган) об оспаривании постановления от 25.05.2015 N 6-01-11/02-30/190-ю о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24 августа 2015 года в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и признать незаконным постановление управления от 15.06.2015 N 6-01-11/02-30/190-ю.
Из апелляционной жалобы следует, что перемещение алкогольной продукции во 2 квартале 2014 года между обособленными подразделениями общества в количестве 1905,08 дал подтверждается товарно-транспортными накладными, поэтому необоснованным является вывод управления о завышении в декларации по форме 5 к Правилам N 815 объема перемещения алкогольной продукции внутри организации на 1875,080 дал.
Также заявитель указывает, что представляет декларации по формам 5, 6 и 7 в управление в электронном виде, форматирование файла производится в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198, который не содержит указания на включение в декларации по формам 6 и 7 сведений о перемещении алкогольной продукции внутри организации, поэтому ошибочным является вывод административного органа о неотражении заявителем в декларациях по формам 6 и 7 за 2 квартал 2014 года сведений о перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями общества в объеме 30 дал.
В дополнениях к апелляционной жалобе общество указывает, что при принятии деклараций по формам 5, 6 и 7 управлением был проведен форматно-логический контроль, которым ошибки в оформлении деклараций не были выявлены. Также заявитель считает, что товарно-транспортные накладные с переадресацией (возвратом алкогольной продукции в место отгрузки) должны указываться в декларации по форме 5, так как в ином случае это повлечет нарушение порядка ведения бухгалтерской, транспортной и декларационной документации.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Общество 18.07.2014 представило в управление в электронном виде декларацию об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2014 года по форме приложения N 5 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N815 (далее - Правила N815); об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 6 к Правилам N 815 и об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 к Правилам N 815.
По результатам проверки представленной заявителем декларации по форме приложения N 5, 6, 7 к Правилам N 815 и представленных товарно-транспортных накладных должностным лицом административного органа вынесено определение от 24.03.2015 N 6-01-11/02-30/190 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По итогам административного расследования управлением составлен протокол об административном правонарушении от 24.04.2015 N 6-01-11/02-30/190-ю по статье 15.13 Кодекса. Согласно данному протоколу обществом искажены сведения об объемах перемещенной алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации, а именно:
1. в декларациях по форме приложения N 5 к Правилам N 815 за 2 квартал 2014 года в графе 13 "перемещение внутри одной организации" сведения по перемещению алкогольной продукции внутри одной организации завышены на 1875,080 дал; в графе 21 "перемещение внутри одной организации" сведения по перемещению алкогольной продукции внутри одной организации завышены на 1875,080 дал;
2. в декларации по форме приложения N 6 к Правилам N815 за 2 квартал 2014 года не отражены сведения по объему поставленной (перемещенной) алкогольной продукции в объеме 30 дал;
3. в декларации по форме приложения N 7 к Правилам N815 за 2 квартал 2014 года не отражены сведения по объему закупленной (перемещенной) алкогольной продукции в объеме 30 дал.
Заместителем руководителя управления вынесено постановление от 25.05.2015 N 6-01-11/02-30/190-ю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество оспорило постановление от 25.05.2015 N 6-01-11/02-30/190-ю в судебном порядке, полагая необоснованными выводы административного органа об искажении сведений об объемах перемещенной алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации, поскольку такие сведения не должны указываться в декларации по формам 6 и 7, перемещение алкогольной продукции в объеме 1875,080 дал подтверждается товарно-транспортными накладными.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Руководствуясь частью 1 статьи 28.3, статьей 23.50 Кодекса, Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.2009 N 27, суд первой инстанции правильно признал, что определение от 24.03.2015 N 6-01-11/02-30/190 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол от 24.04.2015 N 6-01-11/02-30/190-ю об административном правонарушении составлены, постановление от 25.05.2015 N 6-01-11/02-30/190-ю вынесено уполномоченными должностными лицами управления.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
В связи с изложенным процедура составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 Кодекса, административным органом соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.13 Кодекса установлена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается во включении в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам 5, 6 и 7 за второй квартал 2014 года заведомо искаженных данных об объемах перемещенной алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, которые устанавливают форму и порядок представления деклараций.
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 815 постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2013 N 1024, указанные выше декларации должны представляться только в электронном виде.
Общество, осуществляя деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, в соответствии с пунктами 7, 8, 9, 15 Правил N 815 должно представлять декларации по формам приложений N 5, 6, 7 ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Согласно пункту 17 Правил N 815 общество, имея обособленные подразделения, должно представлять декларации в целом по организации, включая ее обособленные подразделения.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного, рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения деклараций).
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198 (далее - Приказ N198).
Заявитель 18.07.2014 представил в электронном виде декларацию по форме приложений N N 5, 6, 7 к Правилам N815 за 2 квартал 2014 года, согласно которым в декларации по форму 5 указано перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями в объеме 1905,080 дал, в декларации по форме 6 и 7 объем перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями не указан.
При проведении административного расследования управлением у общества были истребованы документы, подтверждающие поставку и закупку алкогольной продукции во 2 квартале 2014 года. Заявителем административному органу были представлены товарно-транспортные накладные и реестр товарно-транспортных накладных по внутреннему перемещению алкогольной продукции в организации за период с 01.04.2014 по 30.06.2014.
По товарно-транспортным накладным от 08.04.2014 N ТSCB-0005, от 14.05.2014 N ТSCB-0006 и от 18.04.2014 N ТSCО-00025 алкогольная продукция объемом 1875,080 дал фактически не была перемещена между обособленными подразделениями общества, так как в результате переадресовки не поступила в обособленное подразделение, в адрес которого была отгружена, и была возвращена в тоже обособленное подразделение, из которого была отгружена.
Следовательно, обоснованными являются выводы административного органа о том, что фактически по указанным товарно-транспортным накладным не было осуществлено перемещение алкогольной продукции между обособленными подразделениями общества, поэтому в декларации по форме 5 за второй квартал 2014 года заявителем указаны недостоверные сведения о перемещении алкогольной продукции в объеме 1875,08 дал.
Общество считает, что товарно-транспортные накладные с переадресацией (возвратом алкогольной продукции в место отгрузки) должны указываться в декларации по форме 5, так как в ином случае это повлечет нарушение порядка ведения бухгалтерской, транспортной и декларационной документации.
Данный довод не принимается во внимание, так как согласно пункту 7.2 Порядка заполнения деклараций в декларации по форме 5 в графе 13 "перемещение внутри одной организации" указывается объем продукции, перемещенный обособленному подразделению от другого обособленного подразделения организации. Данные сведения необходимы для осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции, не влияют на порядок бухгалтерского учета транспортных расходов, связанных с переадресовкой груза.
Из товарно-транспортной накладной от 30.06.2014 N ТSCО-00031 следует, что во 2 квартале 2014 года было осуществлено перемещение алкогольной продукции из обособленного подразделения в городе Абакане в обособленное подразделение в городе Кызыле в объеме 30 дал.
В декларациях по формам 6 и 7 за 2 квартал 2014 года заявителем указанный объем перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями не указан.
Пунктом 8.4. Порядка заполнения деклараций предусмотрено, что при наличии у организации обособленных подразделений в разделе "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)" декларации по форме 6 указывается перемещение продукции обособленному подразделению организации.
Такой же порядок отражения в разделе "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)" декларации по форме 7 сведений о перемещении продукции обособленному подразделению организации предусмотрен пунктом 9.4 Порядка заполнения деклараций.
Заявитель указывает, что представляет декларации по формам 5, 6 и 7 в управление в электронном виде, форматирование файла производится в соответствии с Приказом N 198, который не содержит указания на включение в декларации по формам 6 и 7 сведений о перемещении алкогольной продукции внутри организации.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный довод основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку Приказ N 198 описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи в форме электронного документа деклараций формы 6 и 7 (Версия 4.31) (на основе XML), по своему содержанию не вносит изменений в формы деклараций, установленные Правилами N 815, и в порядок заполнения деклараций, определенный приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231.
Из объяснений представителя управления следует, что при заполнении раздела "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)" деклараций по форме 6 и 7 в электронной форме установленный формат позволяет указывать сведения об обособленном подразделении, перемещающем алкогольную продукцию, и обособленном подразделении - получателе алкогольной продукции.
Совокупность приведенных обстоятельств доказывает наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 20.11.2008 N 60) разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Административный орган доказал вину общества во вменяемом правонарушении, так как у заявителя имелась возможность для соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок заполнения и представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и отражению в декларациях по формам 5, 6 и 7 достоверных сведений о перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями общества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что вина общества в совершении вменяемого правонарушения доказана, у административного органа имелись основания привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса.
Установленный статьей 4.5 Кодекса годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Судом апелляционной инстанции не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Апелляционный суд полагает, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в минимальном размере 50 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "24" августа 2015 года по делу N А69-1594/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1594/2015
Истец: ООО "ТЫВА-ОПТ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ