город Москва |
|
10 ноября 2015 г. |
дело N А40-117823/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2015
по делу N А40-117823/14, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-666)
по заявлению ООО "Виксерв" (107045, Москва, Последний переулок, дом 11, стр. 1)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (125373, Москва, Походный проезд, вл. 3)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Чиж А.А. по доверенности от 23.10.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2015 заявление ООО "Виксерв" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 08.05.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании совершить регистрационные действия, удовлетворено.
Налоговый орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "Виксерв" являлась издательская деятельность, которая не ведется, единственным участником общества принято решение от 16.08.2013 о ликвидации ООО "Виксерв".
Сведения о принятии решения о ликвидации организации представлены в налоговый орган, в том числе решение о ликвидации, назначении ликвидатора, заявление от 18.08.2013 по установленной форме.
Регистрирующим органом отказано в регистрации сведений о начале процесса ликвидации.
На основании повторного заявления о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации и назначении ликвидатора, 18.09.2013 регистрирующим органом внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ о начале процесса ликвидации.
Сообщение о начале процесса ликвидации и адрес для предъявления требований опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 35 (444) от 04.09.2013 на основании заявки от 23.08.2013.
После истечения срока для предъявления требований единственным участником утвержден промежуточный ликвидационный баланс и регистрирующий орган подано заявление по форме 15001 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, 20.12.2013, внесена запись ГРН 6137748277298 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
08.05.2014 инспекцией отказано заявителю в государственной регистрации юридического лица со ссылкой на положения ст. ст. 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с опубликованием сведений о начале процесса ликвидации в Вестнике государственной регистрации ранее внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процесса ликвидации.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что у регистрирующего органа основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, предусмотренные ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отсутствовали.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
В соответствии со ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственных регистрации документов.
В силу п. 1 ст. 21 данного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Статьей 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, одним из которых является непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно ст. 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный орган для внесения в Государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ).
В силу п. п. 1, 2, 4, 5 ст. 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа заявителю в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией явилось то, что публикация в журнале Вестник государственной регистрации осуществлена ранее срока внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица.
Указанное основание не может быть признано основанным на нормах права, поскольку действующее законодательства не ставит в зависимость дату публикации сведений о начале процесса ликвидации в Вестнике государственной регистрации от даты внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процесса ликвидации. Сроки предъявления требований кредиторов, сроки подачи заявления о завершении процесса ликвидации поставлены в зависимость лишь от даты публикации сведений в Вестнике государственной регистрации, а не даты внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процесса ликвидации.
Процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определен действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора в установленном п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Поскольку представленные обществом для государственной регистрации при его ликвидации документы соответствуют требованиям, установленным ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", выводы суда первой инстанции о признании оспариваемого решения регистрирующего органа недействительным как не соответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы ООО "Виксерв", являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Таким образом, на основании ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования общества.
Оснований, для отмены или изменения решения суда судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2015 по делу N А40-117823/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117823/2014
Истец: ООО "Виксерв", ООО Виксера
Ответчик: МИФНС N46 по г. Москве, МИФНС N46 по Москве
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48082/15
27.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117823/14
07.04.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4063/15
02.02.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-373/15
18.11.2014 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117823/14