Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2016 г. N Ф05-696/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А41-27682/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.А.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2015 года по делу N А41-27682/15, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Н.СЕЛЛА" к Шереметьевской таможне о признании незаконным бездействие Шереметьевской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных обществом с ограниченной ответственностью "Н.СЕЛЛА" сумм налога на добавленную стоимость по заявлению от 16.03.2015, об обязании Шереметьевскую таможню осуществить возврат обществу с ограниченной ответственностью "Н.СЕЛЛА" излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в размере 6 128 809 рублей 46 копеек,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Н.СЕЛЛА" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных ООО "Н.СЕЛЛА" сумм налога на добавленную стоимость по заявлению от 16.03.2015; об обязании таможни осуществить возврат ООО "Н.СЕЛЛА" излишне уплаченных сумм НДС в размере 6 128 809 рублей 46 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.08.2015 заявленные требования удовлетворены; признано незаконным бездействие Шереметьевской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных ООО "Н.СЕЛЛА" сумм налога на добавленную стоимость по заявлению от 16.03.2015; Шереметьевская таможня обязана осуществить возврат ООО "Н.СЕЛЛА" излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в размере 6 128 809 рублей 46 копеек; с Шереметьевской таможни в пользу ООО "Н.СЕЛЛА" взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей; ООО "Н.СЕЛЛА" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная госпошлина в размере 53 644 рублей 05 копеек, по платежному поручению N 554 от 21.04.2015.
Не согласившись с указанным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Шереметьевской таможни поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ООО "Н.СЕЛЛА" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Шереметьевской таможни.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 20122014 годы общество осуществляло ввоз на территорию Российской Федерации медицинских изделий, включенных в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
Помимо медицинских изделий, обществом на территорию Российской Федерации ввозились также принадлежности к данным медицинским изделиям, являющиеся их неотъемлемыми частями и поименованные в регистрационном удостоверении N ФСЗ 2008/03077 от 25.11.2008 как изделие медицинской техники.
При ввозе товаров общество заявляло налоговую льготу в таможенных декларациях в ограниченном объеме.
Льгота не применялась к следующим видам товаров, являющихся принадлежностями к медицинским изделиям и поименованных в регистрационных удостоверениях, когда эти принадлежности ввозились отдельно от медицинских изделий: редукторы; насадки; переходники; наконечники для хирургии и имплантологии; микропилы; наконечники для ультразвуковых скалеров; картриджи; микромоторы; шланги.
При ввозе этих товаров через Шереметьевскую таможню уплачивался НДС по ставке 18 %.
Общая сумма излишне уплаченных обществом налогов в связи с ввозом принадлежностей к медицинским изделиям через Шереметьевскую таможню за период с 01.05.2012 по 01.04.2014 составила 6 128 809,46 рублей.
В связи с излишней уплатой сумм НДС при ввозе принадлежностей к медицинским изделиям общество 19.03.2015 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов.
31.03.2015 обществу возвращены все поданные документы вместе с письмом таможенного органа от 24.03.2015 N 19-21/17088 о возврате заявления без рассмотрения, в связи с тем, что общество вместе с заявлением не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При этом в письме таможенного органа указано, что документами, подтверждающими факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, являются корректировки таможенных деклараций. Данные корректировки обществом не представлены.
Не согласившись с бездействием таможенного органа выраженного в невозврате излишне уплаченной ООО "Н.СЕЛЛА" суммы НДС по заявлению от 16.03.2015, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оснований для отказа в предоставлении льготы по уплате НДС не имелось, а обществом суммы начисленных таможенных платежей в размере 6 128 809 рублей 46 копеек были уплачены, что таможенным органом не оспаривалось, то таможенный орган должен возвратить излишне уплаченные денежные средства.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 64 ТК ТС, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС и названном Перечне.
Согласно пункту 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в пункте 1 части 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) порядке.
В примечании к Постановлению от 17.01.2002 N 19 указано, что не подлежит обложению медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Освобождение от налогообложения товаров, согласно данному Перечню, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Следует отметить, что как для использования пониженной ставки НДС, так и для освобождения от уплаты налога нужно представить в государственный орган регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Минфин России ранее разъяснял, что пониженная ставка или освобождение от налогообложения применяется при ввозе и реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники), если имеется регистрационное удостоверение, в котором указан код товара, содержащийся в одном из упомянутых выше перечней (Письма от 21.10.2013 N 03-07-07/43912, от 23.09.2013 N 03-07-07/39401, от 20.09.2013 N 03-07-07/38972, от 17.09.2013 N 03-07-07/38384).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ с 1 января 2013 года на территории России разрешается обращение только тех медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, следует также отметить, что при предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, необходимо руководствоваться Перечнем (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники), который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
То есть, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Принадлежность медицинской техники к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК005-93.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при ввозе товаров общество заявляло налоговую льготу в таможенных декларациях в ограниченном объеме.
Так, льгота не применялась к следующим позициям товаров, являющихся принадлежностями к медицинским изделиям и поименованных в регистрационных удостоверениях, когда эти принадлежности ввозились отдельно от медицинских изделий: редукторы: ДТ N 10005022/110513/0029518 (том 1 л.д. 33 и 40); ДТ N 10005022/030713/0042786 (том 1 л.д. 56 и 61); ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 1 л.д. 74 и 80); ДТ N 10005022/140314/0015282 (том 1 л.д. 95 и 102).
Излишне уплачен НДС в размере 25 624,04 рублей.
Насадки: ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 2 л.д. 2 и 9); ДТ N 10005022/100413/0022409 (том 2 л.д. 22 и 27); ДТ N 10005022/140314/0015282 (том 2 л.д. 38 и 45); ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 2 л.д. 65 и 71); ДТ N 10005022/080813/0051569 (том 2 л.д. 84 и 88); ДТ N 10005022/230512/0028409 (том 2 л.д. 95 и 99); ДТ N 10005022/030713/0042786 (том 2 л.д. 107 и 112); ДТ N 10005022/030213/0005825 (том 2 л.д. 124 и 129); ДТ N 10005022/130913/0061025 (том 2 л.д. 136 и 139); ДТ N 10005022/061113/0075222 (том 2 л.д. 146 и 150); ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 3 л.д. 2 и 9); ДТ N 10005022/100413/0022409 (том 3 л.д. 22 и 27); ДТ N 10005022/140314/0015282 (том 3 л.д. 38 и 45); ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 3 л.д. 65, 70-71); ДТ N 10005022/230512/0028409 (том 3 л.д. 83 и 87); ДТ N 10005022/040912/0051819 (том 3 л.д. 94, 98); ДТ N 10005022/040712/0037845 (том 3 л.д. 104 и 109); ДТ N 10005022/081012/0060053 (том 3 л.д. 114 и 117); ДТ N 10005022/100812/0046308 (том 3 л.д. 123 и 126); ДТ N 10005022/261112/0073078 (том 3 л.д. 130-131).
Излишне уплачен НДС в размере 2 920 252,23 рублей.
Переходники: ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 4 л.д. 2 и 9); ДТ N 10005022/140314/0015282 (том 4 л.д. 23 и 30); ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 4 л.д. 49 и 55); ДТ N 10005022/040214/0006127 (том 4 л.д. 69 и 74); ДТ N 10005022/110513/0029518 (том 4 л.д. 87 и 95); ДТ N 10005022/230512/0028409 (том 4 л.д. 109 и 113); ДТ N 10005022/030713/0042786 (том 4 л.д. 121 и 126); ДТ N 10005022/291012/0065704 (том 4 л.д. 138 и 141); ДТ N 10005022/100812/0046308 (том 4 л.д. 147 и 150); ДТ N 10005022/261112/0073078 (том 4 л.д. 154-155).
Излишне уплачен НДС в размере 594 792,81 рублей.
Наконечники для хирургии и имплантологии: ДТ N 10005022/110513/0029518 (том 5 л.д. 2 и 10); ДТ N 10005022/081012/0060053 (том 5 л.д. 24 и 27); ДТ N 10005022/030213/0005825 (том 5 л.д. 33 и 38).
Излишне уплачен НДС в размере 113 132,33 рублей.
Микропилы: ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 5 л.д. 48, 54-55); ДТ N 10005022/140314/0015282 (том 5 л.д. 69 и 76); ДТ N 10005022/110513/0029518 (том 5 л.д. 96 и 104); ДТ N 10005022/291012/0065704 (том 5 л.д. 118 и 121).
Излишне уплачен НДС в размере 75 239,89 рублей.
Наконечники для ультразвуковых скалеров: ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 6 л.д. 1 и 8); ДТ N 10005022/100413/0022409 (том 6 л.д. 24 и 29); ДТ N 10005022/140314/0015282 (том 6 л.д. 38 и 45); ДТ N 10005022/040912/0051819 (том. 6 л.д. 64 и 68); ДТ N 10005022/110513/0029518 (том 6 л.д. 75 и 83); ДТ N 10005022/230512/0028409 (том 6 л.д. 97 и 101); ДТ N 10005022/030713/0042786 (том 6 л.д. 109 и 114); ДТ N 10005022/081012/0060053 (том 6 л.д. 126 и 129); ДТ N 10005022/291012/0065704 (том 6 л.д. 135 и 138); ДТ N 10005022/261112/0073078 (том 6 л.д. 143-144); ДТ N 10005022/030213/0005825 (том 6 л.д. 147 и 152).
Излишне уплачен НДС в размере 610 130,59 рублей.
Картриджи: ДТ N 10005022/040912/0051819 (том 7 л.д. 1 и 5); ДТ N 10005022/080813/0051569 (том 7 л.д. 12 и 16); ДТ N 10005022/230512/0028409 (том 7 л.д. 23 и 27); ДТ N 10005022/030713/0042786 (том 7 л.д. 35 и 40); ДТ N 10005022/040712/0037845 (том 7 л.д. 52 и 57); ДТ N 10005022/081012/0060053 (том 7 л.д. 62 и 65); ДТ N 10005022/291012/0065704 (том 7 л.д. 71 и74); ДТ N 10005022/100812/0046308 (том 7 л.д. 79 и 82); ДТ N 10005022/261112/0073078 (том 7 л.д. 86-87); ДТ N 10005022/030213/0005825 (том 7 л.д. 90 и95); ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 8 л.д. 2, 8-9); ДТ N 10005022/100413/0022409 (том 8 л.д. 22 и 27); ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 8 л.д. 37 и 43); ДТ N 10005022/040712/0037845 (том 8 л.д. 56 и 61); ДТ N 10005022/081012/0060053 (том 8 л.д. 66 и 69); ДТ N 10005022/291012/0065704 (том 8 л.д. 75 и 78); ДТ N 10005022/080813/0051569 (том 8 л.д. 86 и 90); ДТ N 10005022/040214/0006127 (том 8 л.д. 98 и 103); ДТ N 10005022/031213/0082925 (том 8 л.д. 118 и 124).
Излишне уплачен НДС в размере 1 536 840,89 рублей.
Микромоторы: ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 9 л.д. 2 и 8). Излишне уплачен НДС в размере 4 736,91 рублей.
Шланги: ДТ N 10005022/100413/0022409 (том 9 л.д. 23); ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 9 л.д. 39, 46); ДТ N 10005022/040214/0006127 (том 9 л.д. 59 и 65); ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 9 л.д. 79 и 86); ДТ N 10005022/040214/0006127 (том 9 л.д. 99 и 105); ДТ N 10005022/040712/0037845 (том 9 л.д. 115 и 119); ДТ N 10005022/171013/0070051 (том 9 л.д. 129 и 136); ДТ N 10005022/040214/0006127 (том 9 л.д. 149 и 155); ДТ N 10005022/100413/0022409 (том 10 л.д. 2 и 8); ДТ N 10005022/110513/0029518 (том 10 л.д. 17 и 26); ДТ N 10005022/140314/0015282 (том 10 л.д. 43 и 51); ДТ N 10005022/110513/0029518 (том 10 л.д. 75 и 82); ДТ N 10005022/040712/0037845 (том 10 л.д. 93 и 97); ДТ N 10005022/081012/0060053 (том 10 л.д. 103); ДТ N 10005022/100812/0046308 (том 10 л.д. 111 и 115). Излишне уплачен НДС в размере 248 059,77 рублей.
Обществом представлено в таможенный орган регистрационное удостоверение от 25.11.2008 N ФСЗ 2008/0377 с приложением, из которого следует, что спорный товар относится к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС и имеет код ОКП 94 5220.
Таким образом, ввезенный обществом товар относится к изделиям медицинской техники, включенной в Перечень как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, ввоз и реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, в связи с чем общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.
Согласно статье 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в таможню с заявлением о возврате НДС в размере 6 128 809 рублей 46 копеек.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нормы таможенного законодательства не предусматривают обязанности представить КДТ вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов.
Апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о том, что к указанному заявлению были приложены все необходимые документы, установленные частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ. Доказательств обратного таможней не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Поскольку обществом все необходимые и достаточные документы для принятия положительного решения по заявлению о возврате были представлены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что письмо от 24.03.2015 N 19-21/17088 "О возврате заявления без рассмотрения" фактически являлось отказом в возврате излишне уплаченных сумм НДС.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что не представление КТД является основанием для нерассмотрения таможней по существу заявление о возврате платежей.
Довод таможенного органа, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам в подтверждение требований относительно размера подлежащих возврату сумм налога, апелляционным судом отклоняется, поскольку в материалах дела имеется подробный расчет суммы, подлежащей возврату со ссылкой на подтверждающие документы, которые также в полном объеме представлены обществом в качестве доказательств.
Как пояснил апелляционному суду представитель таможни, расчет таможенным органом не проверялся, поскольку таможня ссылается на отсутствие каких - либо оснований для осуществления ею проверки расчета в отсутствие КТД.
При этом, обязанность по доказыванию законности своих решений возложена на таможню. Вместе с тем, контррасчет не представлен, также как и мотивированные возражения по составляющим расчета и представленным в его подтверждение доказательствам.
В связи с тем, что оснований для отказа в предоставлении льготы по уплате НДС не имелось, а обществом суммы начисленных таможенных платежей в размере 6 128 809 рублей 46 копеек были уплачены, что таможенным органом не оспаривалось, то таможенный орган должен возвратить излишне уплаченные денежные средства.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции правомерно обязал таможню возвратить ООО "Н.СЕЛЛА" излишне уплаченный НДС в размере 6 128 809 рублей 46 копеек.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ и пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Таким образом, уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ правомерно взыскана судом первой инстанции в пользу общества непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные Шереметьевской таможни в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие Шереметьевской таможни с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.08.2015 по делу N А41-27682/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27682/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2016 г. N Ф05-696/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Н.Селла"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шереметьевская таможня