г. Киров |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А28-8303/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Чуватина М.А., действующего на основании доверенности от 01.07.2015, Петропавловской С.О., действующей на основании доверенности от 01.07.2015
представителя ответчика Абрамова М.С., действующего на основании доверенности от 09.08.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афло-центр"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2015 по делу N А28-8303/2015, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению Министерства здравоохранения Кировской области (ИНН: 4347010475, ОГРН: 1034316505178, юридический адрес: Кировская область, г.Киров, ул.К.Либкнехта, д.69)
к обществу с ограниченной ответственностью "Афло-центр" (ИНН: 4345255582, ОГРН: 1094345006920, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Володарского, д. 60, каб. 1)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Министерство здравоохранения Кировской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Афло-Центр" (далее - ответчик, ООО "Афло-Центр", Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2015 заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с принятым решение ООО "Афло-центр" обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального права, в частности Общество указывает на необоснованный отказ в удовлетворении его ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее и поддержаны представителями в судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Афло-Центр" имеет бессрочную лицензию от 18.12.2013 N ЛО-43-01-001504, выданную Департаментом здравоохранения Кировской области, на осуществление медицинской деятельности.
В период с 26.06.2015 по 06.07.2015 на основании распоряжения главы Департамента здравоохранения Кировской области от 23.06.2015 N 390-ЛО проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Афло-Центр" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в связи со служебной запиской главного врача КОГБУЗ "Кировская областная детская клиническая больница" от 23.06.2015 N 650 и статьей от 17.06.2015 "Убийственная медицина", размещенной в сети Интернет на информационном портале Newsler.ru. Проведение проверки согласовано с Прокуратурой Кировской области решением от 24.06.2015 N 07/1-193-2015. С распоряжением о проведении проверки директор Общества ознакомлен 25.06.2015, о чем имеется подпись данного лица на распоряжении.
Результаты проведенной проверки зафиксированы в акте от 06.07.2015 N 10/в.
По итогам проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 06.07.2015 N 27.
В акте проверки отражены следующие нарушения лицензионных требований:
- подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), выразившиеся в не соблюдении порядков оказания медицинской помощи:
оснащение офтальмологического кабинета не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 6 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 N 902н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты", отсутствуют: диафаноскоп, экзофтальмометр, бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, диагностическая офтальмологическая универсальная трехзеркальная линза для офтальмоскопии, гониоскоп, набор магнитов, набор для промывания слезных путей;
оснащение оториноларингологического кабинета не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 N 905н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", отсутствуют: аппарат электрохирургический высокочастотный, набор инструментов для диагностики и хирургии в оториноларингологии, сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп), набор инструментов для удаления инородных тел ЛОР-органов, набор для трахеотомии страхеостомическими трубками;
оснащение кабинета врача-профпатолога не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 6 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.2012 N 911 н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях": отсутствует вибротестер;
оснащение кардиологического кабинета не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями", отсутствуют: аппарат для экспрессопределения международного нормализованного отношения портативный, экспрессанализатор кардиомаркеров портативный;
оснащение кабинета врача-хирурга не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", отсутствуют: мешок Амбу, стол операционный, стол перевязочный, столик инструментальный, малый хирургический набор, сухожаровой шкаф, холодильник, бестеневая лампа, сейф для хранения лекарственных препаратов, головодержатель (воротник Шанца), переносной набор для реанимации;
оснащение кабинета травматологии и ортопедии не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 N 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия", отсутствуют: угломер складной, антистеплер для снятия скоб (швов);
оснащение кабинета врача-детского хирурга не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.10.2012 N 562н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "детская хирургия", отсутствуют: мешок Амбу, стол операционный, стол перевязочный, столик инструментальный, малый хирургический набор, сухожаровой шкаф, холодильник, сейф для хранения лекарственных препаратов, лампа лучистого тепла, головодержатель (воротник Шанца), переносной набор для реанимации;
оснащение кабинета терапевтической стоматологии не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 12 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2011 N 1496н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях", отсутствуют: Автоклав (стерилизатор паровой) при отсутствии центральной стерилизационной, Аквадистиллятор (медицинский) при отсутствии центральной стерилизационной, Аппарат воздушно-абразивный для снятия зубных отложений при отсутствии в МРУ и УС врача, Аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), Аппарат для определения глубины корневого канала (апекслокатор), Аппарат для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер) при отсутствии в МРУ и УС, Гипсоотстойники (грязеуловитель), Горелка стоматологическая (спиртовая, газовая, пьезо), Диатермокоагулятор стоматологический при отсутствии в МРУ и УС врача, Дополнительные аксессуары (ретракционные нити и кольца, матричные системы, клинья, материалы для регистрации окклюзии), Инъектор стоматологический для карпульной анестезии, Камеры для хранения стерильных инструментов при отсутствии системы пакетирования, Компрессор стоматологический безмасленный при отсутствии в МРУ и УС, Коронкосниматель стоматологический, Корцанг прямой, Лампа стоматологическая для фотополимеризации (светоотверждения) при отсутствии в МРУ и УС, Лупа бинокулярная, Микромотор стоматологический с оптикой или без оптики при отсутствии в МРУ и УС, Набор аппаратов, инструментов, медикаментов, методических материалов и документов для оказания экстренной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни (укладка-аптечка для оказания экстренной помощи при общесоматических осложнениях в условиях стоматологических кабинетов), Набор (инструменты, щетки, диски, пасты) для шлифования и полирования пломб, Набор инструментов для снятия зубных отложений: экскаваторы, крючки для снятия зубного камня, Набор инструментов для трахеотомии, Набор медикаментов для индивидуальной профилактики парентеральных инфекций (аптечка "анти-СПИД"), Наконечник стоматологический механический прямой для микромотора при отсутствии в комплекте МРУ и УС, Наконечник стоматологический механический угловой для микромотора при отсутствии в комплекте МРУ и УС, Наконечник стоматологический турбинный без фиброоптики при отсутствии в комплекте МРУ и УС и установке без фиброоптики, Негатоскоп при отсутствии в комплекте МРУ и УС, Ножницы в ассортименте, Отсасыватель пыли (стоматологический пылесос) при отсутствии в комплекте МРУ и УС, Отсасыватель слюны (стоматологический слюноотсос) при отсутствии в комплекте МРУ и УС, Очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий), Очки защитные (от светового излучения) для врача, пациента и ассистента, Пинцеты анатомические разных размеров, Прибор и средства для очистки и смазки наконечников при отсутствии автоклава для наконечников, Расходные стоматологические материалы и не медикаментозные средства: лечебные, пломбировочные, прокладочные материалы, адгезивные материалы, материалы для герметизации дентина, материалы для временного пломбирования и временной фиксации несъемных протезов, анестетики, антисептические препараты; для лечения гиперчувствительности, для фторпрофилактики, Ретракторы (десневые) стоматологические, Светильник стоматологический при отсутствии в комплекте МРУ и УС врача, Стерилизатор суховоздушный при отсутствии центральной стерилизационной и автоклава, Шкаф медицинский для хранения расходных материалов, Шкаф медицинский для медикаментов, Щитки защитные (от механического повреждения не глаз) для врача и ассистента;
оснащение кабинета врача-аллерголога не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.11.2012 N 606н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология-иммунология", отсутствуют: аппарат для искусственной вентиляции легких (портативный), инфузомат;
оснащение кабинета врача-психиатра не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 6 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения", отсутствуют: секундомер, набор экспериментально-психологических и тренинговых материалов;
оснащение кабинета врача-пульмонолога не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 916н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "пульмонология", отсутствуют: прибор для измерения уровня окиси углерода в выдыхаемом воздухе, прибор для измерения уровня окиси азота в выдыхаемом воздухе;
оснащение кабинета врача-эндокринолога не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 N 899н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология", отсутствуют: монофиламент;
оснащение кабинета инфекционных заболеваний не соответствует стандарту оснащения, утвержденному приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2012 N 69н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", отсутствуют: тонометр для измерения артериального давления, укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особоопасные инфекционные болезни, укладка с педикулоцидными средствами;
- подпункт "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которые заключаются в следующем:
отсутствуют заключившие с лицензиатом трудовые договоры работники, имеющие среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполняемых работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием): при проведении проверки не представлены документы об образовании и трудовые договоры с работниками, необходимые для выполнения следующих работ (услуг), имеющихся в лицензии ООО "Афло-центр": при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях - лечебная физкультура, рентгенология; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях - гастроэнтерология, детская кардиология, детская хирургия, мануальная терапия, травматология и ортопедия, эндокринология;
- подпункта "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности: не соблюдаются правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правила ведения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденные приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н:
учет этилового спирта, входящего в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, ведется в журналах учета спирта по форме, не соответствующей форме, утвержденной приложением N 3 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.; приказ о назначении лиц, уполномоченных на ведение и хранение журналов учета, при проведении проверки не представлен;
- подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, выразившиеся в не соблюдении установленного порядка предоставления платных медицинских услуг:
договор на получение платных медицинских услуг от 08.06.2015 N 49817 с Котовым Ф.А. (представитель несовершеннолетнего - Котова О.С), которому оказывались платные медицинские услуги (медицинская карта амбулаторного больного N 49817, квитанция от 08.06.2015 N 017732) не содержит сведений, которые установлены пункте 17 постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг": перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
не соблюдаются установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, соблюдение которых является обязанностью исполнителя при оказании платных медицинских услуг в соответствии с пунктом 30 постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг": на Котова Ф.А. (договор на получение платных медицинских услуг от 08.06.2015 N 49817, медицинская карта амбулаторного больного N 49817, квитанция от 08.06.2015 N 017732) не оформлена медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях по форме N 025/у, утвержденной приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению";
- подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий": медицинские изделия, необходимые для выполнения медицинских работ (услуг),- весы ТВЕС и буфер фосфатный для гематологических исследований (производитель - ООО "МиниМед") не зарегистрированы в установленном порядке, регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на весы ТВЕС, находящиеся на момент проведения проверки в кардиологическом кабинете, и на буфер фосфатный для гематологических исследований, находящийся на момент проведения проверки в лаборатории, не представлены;
- подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, выразившиеся в осуществлении не в полном объеме внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
врачом-педиатром Суходоевым А.В., назначенным приказом директора ООО "Афло-центр" от 02.10.2014 N ОД-100 "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Афло-центр и утверждении Положения о внутреннем контроле качества" ответственным за внутренний контроль качества на первом уровне контроля, в нарушение пункта 4.14 Положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Афло-центр контроль не осуществляется в установленных объемах (20 случаев в месяц): согласно журнала контроля качества медицинской помощи врача-педиатра Суходоева А.В. за май 2015 им проверено 10 случаев, за июнь 2015 - 10 случаев;
внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части контроля за соблюдением Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", осуществляется не в полном объеме, что привело к выявленным при проведении проверки фактам нарушений условий хранения лекарственных препаратов и фактам хранения лекарственных препаратов с истекшим сроком годности вместе с лекарственными препаратами, подлежащими использованию (пункты 7, 26, 32, 42 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств"):
в кабинете материального обеспечения (кабинет старшей медицинской сестры): лекарственные препараты (раствор бриллиантового зеленого, хлоргексидин, раствор аммиака, перекись водорода и др.) хранятся в незащищенном от света месте (в шкафу со стеклянными дверцами), стеллажные карты на лекарственные препараты отсутствуют;
на момент проведения проверки 26.06.2015 в кабинете отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры);
в холодильнике, где хранятся лекарственные препараты, единственный термометр имеет прерывающуюся шкалу, что не позволяет определить температуру в холодильнике; документ, подтверждающий поверку термометра N 26514 не представлен; вместе с лекарственными препаратами в холодильнике хранятся продукты питания (йогурт, овощи); в холодильнике хранятся лекарственные препараты, имеющие разную температуру хранения (настойка пустырника должна храниться при температуре от 15 до 25° С, диагностикум эритроцитарный сальмонеллезный должен храниться при температуре от 2 до 8° С);
в лаборатории - раствор аммиака 10% срок годности истек в январе 2015, буфер фосфатный для гематологических исследований (производитель - ООО "МиниМед") срок годности истек в 2014, гигрометры ВИТ-1 N у937 и N у921 не позволяют регистрировать температуры выше 24°С, так как верхняя граница измерений их шкал 24°С (на момент проведения проверки температура была выше 24° С);
в процедурном кабинете - раствор перекиси водорода 3 % должен храниться при температуре до 20°С, адреналин в противошоковой аптечке (производитель - ФГУП "Московский эндокринный завод") должен храниться при температуре не выше 15° С, на момент проведения проверки 26.06.2015 отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры), раствор йода спиртовый 5 % срок годности истек в мае 2015;
в кабинете врача акушера-гинеколога - раствор перекиси водорода 3 % должен храниться при температуре от 10 до 20°С, раствор Люголя должен храниться при температуре до 20°С, мазь Левомеколь должна храниться при температуре не выше 20°С, на момент проведения проверки 26.06.2015 отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры);
в кабинете врача-оториноларинголога - раствор перекиси водорода 3 % должен храниться при температуре от 10 до 20°С, раствор йода спиртовый должен храниться при температуре от 0 до 20°С, на момент проведения проверки 26.06.2015 отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры);
в кабинете врача-дерматовенеролога - спрей лидокаина, находящийся на медицинском столике, должен храниться в защищенном от света месте, на момент проведения проверки 26.06.2015 отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры);
в кабинете врача офтальмолога - раствор перекиси водорода 3 % должен храниться при температуре от 10 до 20С, раствор йода спиртовый должен храниться при температуре от 0 до 20°С, сульфацил натрий 20% должен храниться при температуре от 2 до 15С, на момент проведения проверки 26.06.2015 отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры);
в кабинете врача аллерголога-иммунолога и врача-пульмонолога - адреналин серии N 150613 в противошоковом наборе (производитель - ФГУП "Московский эндокринный завод") должен храниться при температуре не выше 15°С, на момент проверки температура согласно гигрометру 24°С;
специально выделенная и обозначенная (карантинная) зона для хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности на момент проведения проверки отсутствует, при наличии в ООО "Афло-центр" лекарственных средств с ограниченным сроком годности. Учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности не ведется, приказ о порядке учета при проведении проверки не представлен.
В связи с тем, что при нарушении правил хранения лекарственных средств изменяются их физико-химические свойства, их последующее применение создает угрозу причинения вреда жизни (или здоровью) гражданам (пациентам), что является нарушением контроля за безопасностью осуществления медицинской деятельности.
Акт проверки вручен директору общества 06.07.2015.
В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/150 Департамент здравоохранения Кировской области переименован в Министерство здравоохранения Кировской области (пункт 1.2).
07.07.2015 главным специалистом-экспертом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Кировской области составлен протокол N 40 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, которым зафиксирован факт нарушения ООО "Афло-Центр" требований подпункта "д" пункта 4, подпунктов "а", "б", "в", "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела с заявлением о привлечении ООО "Афло-Центр" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, переданы в арбитражный суд.
При рассмотрении дела Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о наличии в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений в ходе производства по административному делу, в связи с чем привлек ООО "Афло-Центр" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с положениями статей 226 и 227 АПК РФ в редакции, действующей с 24.09.2012, дела о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа, размер которого не превышает 100 000 рублей, рассматриваются в порядке упрощенного производства и с учетом особенностей, установленных статьями 189 - 190, 202 - 206 АПК РФ.
Из статьи 228 АПК РФ следует, что решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается исключительно посредством исследования письменных пояснений сторон и на основании доказательств, представленных сторонами в течение сроков, установленных судом для их направления. Документы и доказательства, поступившие по истечении установленных сроков, не принимаются, за исключением случаев, если представившие их лица обосновали невозможность представления документов к установленному сроку по причинам, не зависящим от них.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных в ходе административного производства доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
По смыслу частей 5 и 6 статьи 205 АПК РФ при доказанности заявителем состава вмененного правонарушения и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение мер ответственности либо освобождающих от ответственности, арбитражный суд принимает решение о назначении ответчику административного наказания.
Таким образом, по делам о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, решение вопроса о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения и об определении наказания за данное правонарушение осуществляется арбитражным судом исключительно на основании документов, представленных сторонами в установленные арбитражным судом сроки.
В настоящем деле, оценив представленные документы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Соответствующие выводы Арбитражного суда Кировской области подтверждаются материалами дела, Обществом по существу не оспариваются и переоценке не подлежат.
Довод ООО "Афло-Центр" о том, что судом первой инстанции было неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о рассмотрении настоящего дела по общим правилам искового производства, признан апелляционным судом несостоятельным, поскольку основан на неправильном применении норм процессуального права.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" (далее - Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62) следует, что дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 228 АПК РФ).
Пунктом 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает 300 000 рублей, когда ответчиком является юридическое лицо, и 100 000 рублей, когда ответчиком является индивидуальный предприниматель.
В статье 227 АПК РФ перечислены категории дел, которые рассматриваются судами в порядке упрощенного производства вне зависимости от согласия сторон.
Возражение ответчика против рассмотрения искового заявления в порядке упрощенного производства, не может являться для суда первой инстанции основанием для рассмотрении дела по общим правилам искового производства, поскольку частью 5 статьи 227 АПК РФ определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
В части 5 статьи 227 АПК РФ перечислены следующие обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
4) рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Вопрос о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства решается судом одновременно с вопросом о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ). Если по формальным признакам (размер штрафа) дело относится к названному перечню, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 АПК РФ в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка такого дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 АПК РФ не осуществляется.
По смыслу части 5 статьи 227 АПК РФ суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, в том числе по ходатайству одной из сторон, если придет к выводу о наличии указанных выше оснований.
Поскольку из материалов дела и доводов Общества не усматриваются обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, суд правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ.
Ссылки ООО "Афло-Центр" на положения части 3 статьи 228 АПК РФ подлежат отклонению как несостоятельные.
В силу положений части 3 статьи 228 АПК РФ стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии искового заявления, заявления или в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения соответствующего определения.
Таким образом в данной норме предусмотрено право сторон представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, и не регулируется вопрос о направлении ходатайств о переходе к общему порядку рассмотрения дела.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62, следует, что при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства стороны, третьи лица в пределах срока, установленного судом в соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 228 АПК РФ, вправе также направлять в арбитражный суд ходатайства, которые рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 159 Кодекса, с учетом особенностей рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. В частности, такие ходатайства размещаются на официальном сайте арбитражного суда в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд, применительно к положениям абзаца второго части 4 статьи 228 АПК РФ. Лица, участвующие в деле, вправе высказать по ним в письменной форме свое мнение, направив соответствующий документ в арбитражный суд, в том числе в электронном виде посредством системы "Мой Арбитр". Суд рассматривает ходатайство в разумный срок, обеспечивающий лицам, участвующим в деле, возможность заявить свои возражения, и по результатам его рассмотрения выносит определение, которое размещается на официальном сайте арбитражного суда не позднее следующего дня после дня вынесения этого определения применительно к части 2 статьи 228 Кодекса.
По смыслу положений статьи 228 АПК РФ пункта 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 в части 3 статьи 228 АПК РФ речь идет о размещении на официальном сайте арбитражного суда ходатайств о представлении дополнительных доказательств, а не о переходе к общему порядку судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В данном случае грубых нарушений требований, установленных частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к проведению проверок, из материалов дела не усматривается, поэтому соответствующие доводы ООО "Афло-Центр" отклоняются.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2015 по делу N А28-8303/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афло-центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8303/2015
Истец: Министерство здравоохранения Кировской области
Ответчик: ООО "Афло-центр"