г. Саратов |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А12-29861/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Каплина С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Мириада" (404103, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Автодорога N 7, корп. 26А, оф. 40; ИНН 3435301785, ОГРН 1123435007046)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2015 года
по делу N А12-29861/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Середа Н.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Мириада" (404103, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Автодорога N 7, корп. 26А, оф. 40; ИНН 3435301785, ОГРН 1123435007046)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (344068, г. Ростов-на-Дону, пер. Оренбургский, д.2А; ИНН 6165157156; ОГРН 1096165003791)
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Мириада" (далее - ООО "ТК "Мириада", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, административный орган) от 22.06.2015 N 07-10/145 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 в удовлетворении заявленных ООО "ТК "Мириада" требований отказано.
ООО "ТК "Мириада", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу по делу об административном правонарушении N 07-10/145 от 22.06.2015 о привлечении ООО "ТК "Мириада" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу по результатам анализа представленных обществом деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, за 4 квартал 2014 года расхождение показателей деклараций между формами приложений, а именно:
- в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5) отражена закупка алкогольной продукции по коду вида продукции 500 (пиво) в объеме 595,3 дал, вместе с тем в декларации по объему закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 7) обществом отражена закупка алкогольной продукции по коду вида продукции 500 (пиво) в объеме 19 дал, следовательно, отклонение составляет 576,3 дал;
- в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (приложение N 7) отражена закупка обществом этилового спирта код вида продукции 10 в объеме 579,3 дал, вместе с тем в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5) закупка этилового спирта код вида продукции 10 не отражена, следовательно, отклонение составляет 579,3 дал;
- в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5) отражена поставка по коду вида продукции 500 (пиво) в объеме 417,6 дал, однако в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6) отражена поставка алкогольной продукции по коду вида продукции 500 (пиво) в объеме 335,4 дал, следовательно, отклонение составляет 82,2 дал;
- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6) отражена поставка этилового спирта код вида продукции 10 в объеме 82,2 дал, однако в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5) поставка этилового спирта код вида продукции 10 не отражена, следовательно, отклонение составляет 82,2 дал.
Административным органом выявленные обстоятельства квалифицированы по статье 15.13 КоАП как нарушение требований положений пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Приказ N 231), выразившееся в предоставлении обществом недостоверных сведений при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 4 квартал 2014 года.
По факту выявленных нарушений 29.05.2015 МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в отношении ООО "ТК "Мириада" составлен протокол N 07-10/145 об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП (т. 1, л.д. 111-114).
Постановлением от 22.06.2015 по делу об административном правонарушении N 07-10/145 ООО "ТК "Мириада" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб. (т. 1, л.д 17-20).
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
Согласно пунктам 15, 16 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа.
Пунктом 20 Правил N 815 предусмотрено, что при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения ответственность, за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Факт представления обществом в декларации за 4 квартал 2014 года недостоверных сведений об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен апелляционной коллегией, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается заявителем.
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "ТК "Мириада" правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
В данном случае доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Таким образом, ООО "ТК "Мириада" не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, а также должного контроля, которые необходимы для соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В подтверждение принятия необходимых мер для устранения выявленных расхождений заявитель апелляционной жалобы ссылается на представление им письменных объяснений (т.1, л.д. 99), в которых указывалось на возможную причину расхождения; товарных накладных и справок к ним (т.1, л.д. 45-90), и корректирующей декларации, не принятой МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства представления в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу корректирующих деклараций.
В представленном ООО "ТК Мириада" в ходе административного расследования объяснении заявитель указывает на искажение данных деклараций по причине технического сбоя в программном комплексе "Декларант-Алко".
Однако доказательств, подтверждающих технический сбой, обществом в материалы дела не представлено.
Из представленных административным органом протоколов обработки деклараций программы "Декларант-Алко" следует, что общество не предпринимало попыток сдать корректирующие декларации и устранить допущенные им нарушения, выявленные административным органом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "ТК "Мириада" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО "ТК "Мириада" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего извещения административным органом общества о рассмотрении 22.06.2015 административного дела N 07-10/145, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что извещением о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении от 13.05.2015 общество было уведомлено о том, что составление протокола об административном правонарушении по статье 15.13 в отношении ООО "ТК "Мириада" по факту искажения информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 4 квартал 2014 года, назначено на 29.05.2015 на 11 час. 00 мин. (т.1, л.д. 105). Указанное извещение было направлено по адресу электронной почты общества (TKMIRIADA@yandex.ru), с которого заявителем велась переписка с Управлением и подавались декларации (т.1, л.д. 106-107). Также о необходимости явиться в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу для составления в отношении общества вышеуказанного протокола ООО "ТК "Мириада" извещено посредством телефонограммы от 13.05.2015, полученной директором ООО "ТК "Мириада" Лапиным В.Н. (т.1, л.д. 108).
29.05.2015 в присутствии представителя общества Лапина Р.В. по доверенности от 15.09.2014 N 7 был составлен протокол об административном правонарушении N07-10/145.
Определением от 29.05.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении по статье 15.13 в отношении ООО "ТК "Мириада" назначено на 16.06.2015 на 11 час. 00 мин. Указанно определение было вручено представителю общества Лапину Р.В. и направлено на адрес электронной почты представителя общества Лапина Р.В. (lapin.rv@gmail.com). Также о необходимости явиться в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу для рассмотрения дела об административном правонарушении N 07-10/145 ООО "ТК "Мириада" извещено посредством телефонограммы от 01.06.2015, полученной директором ООО "ТК "Мириада" Лапиным В.Н. (т.1, л.д. 122).
02.06.2015 с электронного адреса представителя общества Лапина Р.В. ( lapin.rv@gmail.com) в адрес Управления было направленно ходатайство об отложении рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении.
Определением от 03.06.2015 данное ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела об административном правонарушении по статье 15.13 в отношении ООО "ТК "Мириада" назначено на 22.06.2015 на 11 час. 00 мин. Указанное определение было направлено заказным письмом с простым уведомлением по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ (404103, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Автодорога N 7, корп. 26А, оф.40) (т.1, лд. 128-129), направлено на адреса электронной почты общества (TKMIRIADA@yandex.ru) и его представителя Лапина Р.В. (lapin.rv@gmail.com). Также о необходимости явиться в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу 22.06.2015 для рассмотрения дела об административном правонарушении N07-10/145 ООО "ТК "Мириада" извещено посредством телефонограммы от 08.06.2015, полученной коммерческим директором ООО "ТК "Мириада" Лапиным Р.В. (т.1, л.д. 132).
Таким образом, ООО "ТК "Мириада" было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 07-10/145.
Обстоятельств для признания допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В силу статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также специального порядка и сроков представления деклараций, имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю, продавцу алкогольной продукции относительно видов и объемов алкогольной продукции, произведенной и реализованной в соответствии с лицензионными требованиями), в целях недопущения ввода в оборот алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям, и не обложенной соответствующим акцизом.
В данном случае общество, не предпринимая мер к устранению допущенного им нарушения, демонстрирует пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере декларирования, обеспечивающего надлежащий государственный контроль за оборотом спирта и спиртосодержащей продукции, что свидетельствует о существенной угрозе охраняемым законом общественным отношениям.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, не усматривает оснований для применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2015 года по делу N А12-29861/2015 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29861/2015
Истец: ООО "ТК Мириада", ООО "Торговая компания "Мириада"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу