город Воронеж |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А08-2962/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области: Заец А.А., представитель по доверенности от 26.10.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "Рябинушка": Шевченко В.Н., директор, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.08.2015 по делу N А08-2962/2015 (судья Назина Ю.И.) по заявлению Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (ИНН 3123162110, ОГРН 1073123021190) к обществу с ограниченной ответственностью "Рябинушка" (ИНН 3128071917, ОГРН 1093128001306) об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-31-02-000198, выданной Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области обществу с ограниченной ответственностью "Рябинушка" (далее - ООО "Рябинушка", Общество).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 31.08.2015, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что Общество не представило в суд первой инстанции доказательства того, что последнее возобновило фармацевтическую деятельность или намерено осуществлять ее, а именно документы, подтверждающие наличие помещения для осуществления деятельности, соответствующего оборудования, работников с фармацевтическим образованием и сертификатом специалиста.
Отсутствие у лицензиата условий для осуществления фармацевтической деятельности является грубым нарушением лицензионных требований.
Обращает внимание апелляционного суда на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2014 по делу N А40-187120/2013.
Считает решение суда области по настоящему делу незаконным и необоснованным. Представитель Департамента в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, а жалобу удовлетворить.
ООО "Рябинушка" в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, указывает, что сотрудником Департамента зафиксирован факт неосуществления Обществом фармацевтической деятельности, а не факт отсутствия условий для осуществления такой деятельности.
Довод Департамента о грубых нарушениях Обществом лицензионных требований является недоказанным, более того проверяющим органом не представлено доказательств наличия оснований для аннулирования лицензии.
Считает решение суда области законным и обоснованным. Представитель ООО "Рябинушка" в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Рябинушка" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области ООО "Рябинушка" выдана лицензия N ЛО-31-02-000198 от 03.09.2009 на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств) по адресу: 309507, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Сакко и Ванцетти, д. 37.
На основании приказа первого заместителя начальника Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 04.02.2015 N 176 26.02.2015 Департаментом проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности ООО "Рябинушка" по адресу: 309507, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Сакко и Ванцетти, д. 37.
По итогам проверочных мероприятий комиссией Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области составлен акт проверки от 26.02.2015 N 4, согласно которому установлено отсутствие объекта по адресу: 309507, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Сакко и Ванцетти, д. 37.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы явились достаточным основанием для применения такой меры, как аннулирование лицензии.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Пунктом 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение N 1081) при осуществлении фармацевтической деятельности лицензиат должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
ж) соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
и) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций):
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;
л) наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
м) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет.
В соответствии с п. 6 Положением N 1081 осуществление деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пп. "а"-"з" п. 5 настоящего Положения. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок организации и осуществление лицензионного контроля регулируется ст. 19 Закона N 99-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 99-ФЗ действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии (п. 12 ст. 20 Закона N 99-ФЗ).
По смыслу статьи 20 Закона N 99-ФЗ юридическим фактом, являющимся основанием для начала такой административной процедуры как аннулирование лицензии, является поступление документов о привлечении лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.
Кроме того, как верно отметил суд области, обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии должна предшествовать процедура приостановления лицензирующим органом действия лицензии, при этом лицензиату должна быть предоставлена возможность устранить выявленные нарушения лицензионных требований и условий, послуживших основанием приостановления лицензии.
Вместе с тем, обстоятельства дела свидетельствуют, что ООО "Рябинушка" к административной ответственности за осуществление деятельности с грубым нарушением лицензионных требований не привлекалось, действие лицензии лицензирующим органом не приостанавливалось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Из содержания Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" следует, что меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования лицензии, с учетом степени опасности, характера нарушения и его последствий.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц и должна применяться в качестве особой меры государственного воздействия за грубейшие нарушения либо неоднократные существенные нарушения.
Между тем, как верно отметил суд области, в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы явились достаточным основанием для применения такой серьезной меры, как аннулирование лицензии.
В связи с этим, суд области на законных основаниях отказал в удовлетворении требований Департамента об аннулировании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-31-02-000198.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание объяснения представителя Общества, что фармацевтическая деятельность в настоящее время не осуществляется, в связи с чем обследованное помещение не оборудовано в соответствии с предъявляемыми требованиями. Кроме того, следует отметить, что на настоящий момент лицензия является бессрочной, что позволяет Обществу возобновить свою деятельность в соответствии с установленными лицензионными требованиями.
Доводы заявителя жалобы о том, что Общество не представило в суд первой инстанции доказательства того, что последнее возобновило фармацевтическую деятельность или намерено осуществлять ее, а именно документы, подтверждающие наличие помещения для осуществления деятельности, соответствующего оборудования, работников с фармацевтическим образованием и сертификатом специалиста, отсутствие у лицензиата условий для осуществления фармацевтической деятельности является грубым нарушением лицензионных требований, отклоняются апелляционным судом исходя из вышеизложенного.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Суд области всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в дело доказательства и принял законное и обоснованное решение по делу, не допустив нарушения норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.08.2015 по делу N А08-2962/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2962/2015
Истец: Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области
Ответчик: ООО "Рябинушка"