г. Самара |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А55-11271/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" - представитель не явился, извещено,
от Государственной инспекции строительного надзора Самарской области - представителя Кавтаськиной Л.Н., доверенность от 14.01.2015 года N ГИСН-01-34/28,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2015 года по делу N А55-11271/2015 (судья Холодкова Ю.Е.) по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация", г. Самара,
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" (далее - ответчик), о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства, примыкающего к жилому дому, расположенному по адресу: г. Самара, ул. Гастелло, 49 в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0642001:0070 сроком на 30 суток.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, назначить в отношении общества с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" административное наказание в виде административного приостановления деятельности общества на срок 14 суток.
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Государственной инспекции строительного надзора Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 21.10.2015 представители общества с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 21.10.2015 на 11.11.2015.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель Государственной инспекции строительного надзора Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил назначить ответчику наказание в виде штрафа, поскольку меры административного воздействия в виде приостановления деятельности возымели действия.
В судебное заседание 11.11.2015 представители общества с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение арбитражного суда первой инстанции изменить по следующим основаниям.
По обращению депутата Государственной Думы РФ заявителем 27.04.2015 г. в рамках осуществления властно- распорядительного реагирования на территории Октябрьского района г. Самары, в целях предупреждения, пресечения нарушений обязательных требований градостроительного законодательства, был осуществлен выезд и произведен осмотр территории, стоящегося объекта капитального строительства, в ходе которого, выявлено следующее нарушение: стоящийся объект капитального строительства примыкает одной стороной (торцевой) к торцевой стороне существующего жилого дома N 49 по ул. Гастелло.
На момент проведения осмотра, на объекте выполнено:
- ограждение территории строительства;
- разработан котлован;
- монолитная железобетонная фундаментальная плита;
- кладка стен подвала из бетонных фундаментных блоков;
- вертикальная гидроизоляция;
- монтаж плит перекрытия подвала.
Выполненные работы и конструкции по своим характеристикам являются несущими конструкциями строящегося объекта капитального строительства.
Земельный участок находится в границах ул. Стара-Загора, Санфировой, Центральной, Гастелло (кадастровый номер 63:01:0642001:0070), на котором осуществляется строительство, Министерством строительства Самарской области предоставлен Строкиной Ольге Николаевне, 26.10.1975 г.р., в аренду со множеством лиц на стороне арендатора (договор аренды земельного участка от 16.11.2012 N 768) и установленным ограничение права, прошедший государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Самарской области 07.12.2012 N 63-63-01/206/2012-887.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства должно осуществляться на основании разрешения на строительство.
Однако, ООО "Поволжская строительная корпорация" осуществлялось строительство объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство, за получением разрешения на строительство ответчик не обращался.
Заявление Главе Администрации г.о. Самара о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства подано 01.07.2015 г. (л.д.97-98).
Федеральный закон N 169-ФЗ от 17.11.1995 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяет права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчиков, застройщиков, подрядчиков, собственников (владельцев) архитектурных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 169-ФЗ заказчик (застройщик) -гражданин или юридическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Ответчиком не представлены доказательства наличия разрешения и проектов.
По данному факту главным консультантом Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения государственной инспекции строительного надзора Самарской области Кавтаськиной Л.Н. ООО "Поволжская строительная корпорация" составлен протокол об административном правонарушении N 02-30/110 по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ от 30.04.2015 года.
Заявитель обратился в суд с требованием привлечь ООО "Поволжская строительная корпорация" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик, в нарушение требований федерального законодательства, ведет строительство объекта в отсутствие разрешения на строительство.
Факт строительства объекта капитального строительства без предусмотренного разрешения на строительство ООО "Поволжская строительная корпорация" признает.
Суд верно указал, что субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, непосредственно осуществляющее строительство объекта капитального строительства, и действия ООО "Поволжская строительная корпорация" содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ - строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд первой инстанции привлек общество с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, и назначил наказание в виде административного приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства, примыкающего к жилому дому, расположенному по адресу: г. Самара, ул. Гастелло, 49 в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0642001:0070 сроком на 30 суток.
Однако, судом при вынесении решения не учтено следующее.
В части 1 статьи 4.1 Кодекса закреплено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса).
Система административных наказаний, закрепленная в статье 3.2 Кодекса, построена законодателем путем расположения их от менее строгого к более строгому виду наказания, т.е. в порядке усиления меры ответственности.
Административное приостановление деятельности, указанное в Кодексе после административного штрафа в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер.
Согласно части 1 статьи 3.12 Кодекса административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Природа данного вида наказания заключается в том, что юридическое лицо лишается возможности осуществлять свою профильную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Организация оказывается исключенной из хозяйственной деятельности.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели наказания (абзац второй части 1 статьи 3.12 Кодекса). Таким образом, суд не вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, санкцию в виде приостановления деятельности в качестве альтернативы штрафу, поскольку приостановление деятельности является более строгим видом административного наказания, даже если оно и не представляется таким правонарушителю.
Как разъяснено в пункте 18.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если суд придет к выводу о необходимости привлечь лицо к административной ответственности за административное правонарушение с назначением ему наказания в виде административного приостановления деятельности, он в мотивировочной части решения должен указать мотивы, по которым считает, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Из материалов дела не следует, что управлением или судом установлены отягчающие ответственность общества обстоятельства.
Принимая во внимание изложенное, у суда не имелось оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.
Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 Кодекса), поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 Кодекса.
С учетом приведенных положений суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности применить наказание в виде административного штрафа, но не ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, учитывая явное пренебрежительное отношение ООО "Поволжская строительная корпорация" к исполнению обязанностей, возложенных на него законодательством при возведении объекта капитального строительства- жилой дом (с заявлением о выдаче разрешения на строительство ответчик обратился 01.07.2015 г. тогда как проверка проведена 27.04.2015 г.), а также то, что строительство такого объекта без надлежащего разрешения представляет собой опасность для здоровья и жизни граждан, может повлечь обрушение многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции считает правомерным привлечь ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, назначив административный штраф в размере 750 000 руб.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ответчиком разрешение на строительство не представлено, имеющееся в материалах дела заявление о выдаче разрешения на строительство не свидетельствует о возможной его выдаче в будущем.
Нарушений процедуры административным органом не допущено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2015 года по делу N А55-11271/2015 в части назначения административного наказания подлежит изменению на административный штраф в размере 750 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2015 года по делу N А55-11271/2015 изменить в части назначения административного наказания.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная корпорация", г. Самара, ул. Ново-Садовая, дом 106, корп.106, офис 2, ИНН 3616132565, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, и назначить наказание в виде штрафа сумме 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) руб.
Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с частью 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Получатель: УФК по Самарской области (Государственная инспекция строительного надзора Самарской области) Счет N 40101810200000010001, Банк получателя: Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации. БИК 043601001 ИНН 6315700617 КПП 631501001 ОКТМО 36701000 КБК 728 116 900 400 40000 140, штраф КоАП РФ.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11271/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 марта 2016 г. N Ф06-5746/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Ответчик: ООО "Поволжская строительная корпорация"
Третье лицо: Абросимов Вячеслав Вячеславович, Абросимов Вячеслав Михайлович, Абросимова Светлана Алексеевна, Абросимова Тамара Яковлева, Отдел судебных приставов Октябрьского района г. Самары УФССП по Самарской области, Радаев Даниил Сергеевич, Радаев Захарий Сергеевич, Радаев Сергей Геннадьевич, Радаева Марина Вячеславовна