г. Красноярск |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А33-6491/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" ноября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Радзиховской В.В.,
судей: Петровской О.В., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровой Е.В.,
при участии:
от ответчика (закрытого акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в городе Ачинске)- Бондарчука Д.В. - представителя по доверенности от 15.05.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в городе Ачинске на решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" августа 2015 года по делу N А33-6491/2015, принятое судьёй Курбатовой Е.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ЗАО "РН-Транс") (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092) в лице филиала в городе Ачинске о взыскании 7803954 рубля 25 копеек платы за пользование вагонами, 349065 рублей 12 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 30.05.2015 и начиная с 01.06.2015 по день исполнения решения.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением суда от 23.04.2015 возбуждено производство по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "НТ-сервис".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.08.2015 с ответчика в пользу истца взыскано 7803954 рубля 25 копеек платы за пользование вагонами, 349065 рублей 12 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 30.05.2015, проценты за пользование чужими денежными средствами, подлежащие начислению на сумму долга (7803954 рубля 25 копеек) с 01.06.2015 по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, установленным в месте нахождения ОАО "РЖД", опубликованным Банком России и имевшим место в соответствующие периоды просрочки, по день уплаты долга; 63765 рублей судебных расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что судом первой инстанции не учтено, что указание в пункте 15 договора от 31.05.2010 г. N 41 на внесение грузополучателем перевозчику платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их задержки на путях станции Уяр по причинам, зависящим от владельца, грузоотправителя, грузополучателя, в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, не может свидетельствовать о согласовании сторонами порядка и размера данной платы, поскольку применение ставок платы, установленных Тарифным руководством N 2, размеры которых непосредственно в договоре от 31.05.2010 г. N41 не предусмотрены, в случае непринадлежности вагонов ОАО "РЖД", но их обслуживания локомотивами ОАО "РЖД", противоречит положениям статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ и пункта 12 Тарифного руководства N 2, разъяснениям, изложенным в п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.05.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также сложившейся судебной практике по данной категории дел; конкретные размеры ставок платы за пользование вагонами, не принадлежащих ОАО "РЖД", должны быть в обязательном порядке установлены сторонами в договоре, отсылка в договоре N 41 от 31.05.2010 на Тарифное руководство N 2 при отсутствии согласованных ставок платы в тексте самого договора не может свидетельствовать о согласовании сторонами размера платы за пользование вагонами (платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, платы за пользований инфраструктурой); суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличие вины грузополучателя в неприеме вагонов.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 апелляционная жалоба принята к производству, её рассмотрение назначено на 10.11.2015.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы жалобы.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик), ООО "НТ-сервис" (владелец) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (грузоотправитель, грузополучатель) заключен договор от 31.05.2010 N 41 на подачу и уборку вагонов ЗАО "ЮТС" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "НТ-сервис", примыкающий к станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" локомотивом перевозчика.
По условиям названного договора осуществляется подача, расстановка места погрузки, выгрузки и уборка вагонов ЗАО "ЮТС" с железнодорожного пути необщего пользования ООО "НТ-сервис", примыкающего к 16 ходовому пути станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОА "РЖД", через стрелочный перевод N 701, локомотивом перевозчика (пункт 1 договора).
Согласно пункту 3 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается приемосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю "грузоотправителя, грузополучателя" - оператору пункта подготовки вагонов за 2 часа до начала подачи по телефону, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов. Пунктами 4, 5, 6 договора определено, что количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 74 четырехосных вагонов (цистерн); вместимость мест погрузки, выгрузки - 74 четырехосных вагонов (цистерн): путь N 11 - 37 четырехосных вагонов, путь N 12 - 37 четырехосных вагонов; с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве поданной группы или маршрутами весовой нормой, установленной планом формирования.
Пунктом 15 установлено, что собственные и арендованные порожние вагоны, прибывающие по полным перевозочным документам, подаются на подъездной путь через 2 часа после передачи станцией уведомления о предстоящей подаче. В случае неприема прибывших вагонов по причинам, зависящим от владельцев или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта":
- в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время задержки на путях станции;
- в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, в размере платы за пользование вагонами, установлено Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
Согласно пункту 18 договора договор вступает в силу с 01.07.2010 и действует по 31.12.2010.
В случае если ни одна из сторон за 30 календарных дней до истечения срока действия договора не заявит о своем желании его расторгнуть, то договор пролонгируется автоматически на каждый следующий календарный год.
Дополнительным соглашением от 17.02.2012 N 16-12 стороны в связи с переименованием ЗАО "Юкос-Транссервис" в ЗАО "РН-Транс" договорились читать наименование "грузоотправителя, грузополучателя" вместо ЗАО "ЮТС" - ЗАО "РН-Транс".
Между ООО "НТ-сервис" (владелец) и ЗАО "РН-Транс" заключен договор на оказание услуг по формированию полновесных составов грузовых поездов (отправительских маршрутов) на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу от 30.12.2013 N 4350013/0795Д, на основании которого владелец, используя принадлежащий ему железнодорожный путь необщего пользования, оказывает услуги по формированию из погруженных контрагентом вагонов на железнодорожном пути необщего пользования отправительских маршрутов для перевозки во внутригосударственной сообщении.
Из искового заявления и материалов дела следует, что на станции Уяр 14.05.2014 в 05-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 07-30 14.05.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/3139,1/3140, 1/3086, 1/3087. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 29 час. 00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 053507 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 60876 рублей без НДС или 71833 рублей 68 копеек с НДС.
На станции Уяр 14.05.2014 в 13-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 15-30 14.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3141,1/3142, 1/3112, 1/3113. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 21 час. 00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 150509 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 35999 рублей 10 копеек без НДС или 42478 рублей 94 копеек с НДС.
На станции Уяр 14.05.2014 в 23-13 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 01-13 15.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3149,1/3165, 1/3136, 1/3137. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 21 час. 42 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 160515 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 43343 рублей 30 копеек без НДС или 51145 рублей 09 копеек с НДС.
На станции Уяр 21.04.2014 в 03-08 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 05-08 21.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3181,1/3183, 1/3230, 1/3245. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 636 час. 42 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180519 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 2047636 рублей 80 копеек без НДС или 2416211 рублей 42 копеек с НДС.
На станции Уяр 23.04.2014 в 00-10 уполномоченный представитель "ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 02-10 23.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3184,1/3182, 1/3233, 1/3234. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 591 час. 40 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180520 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 2016116 рублей 70 копеек без НДС или 2379017 рублей 71 копеек с НДС.
На станции Уяр 17.05.2014 в 06-32 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 08-32 17.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3222,1/3225, 1/3235, 1/3236. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 12 час. 03 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180521 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 19654 рублей 40 копеек без НДС или 23192 рублей 19 копеек с НДС.
На станции Уяр 17.05.2014 в 13-34 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 15-34 17.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3227,1/3228, 1/3255, 1/3256. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 13 час. 06 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180526 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 26940 рублей 60 копеек без НДС или 31789 рублей 91 копеек с НДС.
На станции Уяр 17.05.2014 в 09-09 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 11-09 17.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3218,1/3219, 1/3276, 1/3277. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 26 час. 56 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180531 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 49691 рублей 40 копеек без НДС или 58635 рублей 85 копеек с НДС.
На станции Уяр 17.05.2014 в 23-20 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 01-20 18.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3238,1/3239, 1/3259, 1/3260. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 07 час. 15 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180532 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 16785 рублей 40 копеек без НДС или 19806 рублей 77 копеек с НДС.
На станции Уяр 18.05.2014 в 09-16 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 11-16- 18.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3274,1/3275, 1/3281, 1/3282. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 09 час. 14 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180536 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 18424 рублей без НДС или 21740 рублей 32 копеек с НДС.
На станции Уяр 18.05.2014 в 05-15 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 07-15 18.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3303,1/3304, 1/3257, 1/3258. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 28 час. 20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 190521 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 54112 рублей без НДС или 63852 рублей 16 копеек с НДС.
На станции Уяр 19.05.2014 в 16-05 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 18-05- 19.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3328,1/3304, 1/3308, 1/3309. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 20 час. 20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 200547 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 24715 рублей 80 копеек без НДС или 29164 рублей 64 копеек с НДС.
На станции Уяр 20.05.2014 в 18-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 20-30 20.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3337,1/3339, 1/3346, 1/3347. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 04 час. 15 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 210501 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 10487 рублей 80 копеек без НДС или 12375 рублей 60 копеек с НДС.
На станции Уяр 18.05.2014 в 09-11 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 11-11 18.05.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/3272,1/3273, 1/3343, 1/3344. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 57 час. 14 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 210502 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 150419 рублей 20 копеек без НДС или 177494 рублей 66 копеек с НДС.
На станции Уяр 21.05.2014 в 04-20 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кротенюк Т.С. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 06-20 21.05.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/3350,1/3351, 1/3348, 1/3349. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 02 час. 40 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 210507 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 4992 рублей без НДС или 5890 рублей 56 копеек с НДС.
На станции Уяр 08.04.2014 в 06-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 08-50 08.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/1896,1/1897, 1/1814, 1/1815. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 69 час. 50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 110490 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 237527 рублей 40 копеек без НДС или 280282 рублей 33 копеек с НДС.
На станции Уяр 17.04.2014 в 07-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 09-00 17.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2070,1/2071, 1/2113, 1/2114. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 26 час. 50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 190461 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 57973 рублей 30 копеек без НДС или 68408 рублей 49 копеек с НДС.
На станции Уяр 19.04.2014 в 14-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 16-00 19.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2161,1/2162, 1/2163, 1/2164. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 03 час. 15 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 190462 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 8 089 рублей 60 копеек без НДС или 9 545 рублей 73 копеек с НДС. На станции Уяр 19.04.2014 в 07-35 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 09-35- 19.04.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2176,1/2177, 1/2157, 1/2159. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 14 час. 40 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 200466 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 29936 рублей 40 копеек без НДС или 35 324 рублей 95 копеек с НДС.
На станции Уяр 19.04.2014 в 13-16 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 16-16 19.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2158,1/2160, 1/2185, 1/2186. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 16 час. 14 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 200470 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 37255 рублей 40 копеек без НДС или 43961 рублей 37 копеек с НДС.
На станции Уяр 19.04.2014 в 23-25 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.Г. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 01-25- 20.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2200,1/2201, 1/2178, 1/2179. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 10 час. 40 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 200471 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 22238 рублей 50 копеек без НДС или 26241 рублей 43 копеек с НДС.
На станции Уяр 20.04.2014 в 05-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 07-30 20.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2220,1/2221, 1/2191, 1/2192. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 12 час. 20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 200478 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 20 953 рублей 80 копеек без НДС или 24 725 рублей 48 копеек с НДС.
На станции Уяр 20.04.2014 в 15-38 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 17-38 20.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2227,1/2228, 1/2229, 1/2230. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 07 час. 32 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 210402 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 12896 рублей 10 копеек без НДС или 15217 рублей 40 копеек с НДС.
На станции Уяр 20.04.2014 в 22-23 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 00-23 21.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2231,1/2233, 1/2237, 1/2238. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 06 час. 27 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 210407 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 14686 рублей 20 копеек без НДС или 17329 рублей 72 копеек с НДС.
На станции Уяр 19.04.2014 в 18-05 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 20-05 19.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2266,1/2267, 1/2165, 1/2166. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 42 час. 25 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 220413 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 116485 рублей 20 копеек без НДС или 137452 рублей 54 копеек с НДС.
На станции Уяр 20.04.2014 в 19-45 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 21-45 20.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2268,1/2269, 1/2224, 1/2226. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 29 час. 00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 220414 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 66794 рублей 50 копеек без НДС или 78817 рублей 51 копеек с НДС.
На станции Уяр 19.04.2014 в 18-40 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 20-40 19.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2285,1/2286, 1/2167, 1/2168. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 59 час. 25 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 220421 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 150969 рублей 20 копеек без НДС или 178143 рублей 66 копеек с НДС.
На станции Уяр 20.04.2014 г. в 10-47 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 12-47 20.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2206,1/2207, 1/2290, 1/2291. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 47 час. 28 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 220422 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 136259 рублей 20 копеек без НДС или 160785 рублей 86 копеек с НДС.
На станции Уяр 22.04.2014 в 02-40 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 02-40 22.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2278,1/2279, 1/2301, 1/2302. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 15 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 230425 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 32752 рублей без НДС или 38647 рублей 36 копеек с НДС.
На станции Уяр 22.04.2014 в 19-21 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 21-21 22.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2303,1/2304, 1/2310, 1/2311. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 02 час. 59 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 230426 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 6 220 рублей 80 копеек без НДС или 7 340 рублей 54 копеек с НДС.
На станции Уяр 23.04.2014 в 00-15 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 02-15 23.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2317,1/2318, 1/2347, 1/2349. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 09 час. 35 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 230432 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 19960 рублей 20 копеек без НДС или 25553 рублей 04 копеек с НДС.
На станции Уяр 22.04.2014 в 09-35 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 11-35 22.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2282,1/2283, 1/2230, 1/2329. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 20 час. 15 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 230433 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 34387 рублей 20 копеек без НДС или 40576 рублей 90 копеек с НДС.
На станции Уяр 22.04.2014 в 21-10 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-10 22.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2312,1/2313, 1/2357, 1/2358. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 20 час. 00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 240439 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 39920 рублей 40 копеек без НДС или 47106 рублей 07 копеек с НДС.
На станции Уяр 22.04.2014 в 06-15 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 08-15 22.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2280,1/2284,1/2360, 1/2361. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 20 час. 00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 240445 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 82630 рублей 60 копеек без НДС или 97504 рублей 11 копеек с НДС.
На станции Уяр 21.04.2014 в 22-05 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 00-05 22.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2260,1/2261, 1/2375, 1/2376. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 20 час. 00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 240451 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 173340 рублей 80 копеек без НДС или 204542 рублей 14 копеек с НДС.
На станции Уяр 23.04.2014 в 05-23 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 07-23 23.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2337,1/2339, 1/2395, 1/2396. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 40 час. 22 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 250403 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 85454 рублей 90 копеек без НДС или 100836 рублей 78 копеек с НДС.
На станции Уяр 20.04.2014 в 23-38 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 01-38 21.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2232,1/2234, 1/2383, 1/2384. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 89 час. 57 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 250404 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 176460 рублей 60 копеек без НДС или 208223 рублей 51 копеек с НДС.
На станции Уяр 24.04.2014 в 13-15 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 15-15 24.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2379,1/2381, 1/2403, 1/2404. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 14 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 250410 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 24947 рублей без НДС или 29437 рублей 46 копеек с НДС.
На станции Уяр 24.04.2014 в 19-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 21-50 24.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2426,1/2427, 1/2387, 1/2385. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 13 час. 25 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 250414 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 21850 рублей 20 копеек без НДС или 25783 рублей 24 копеек с НДС.
На станции Уяр 25.04.2014 в 04-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 06-30 25.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2435,1/2438, 1/2409, 1/2405. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 12 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 260415 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 25277 рублей 60 копеек без НДС или 29827 рублей 57 копеек с НДС.
На станции Уяр 23.04.2014 в 06-25 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 08-25 23.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2345,1/2346, 1/2424, 1/2425. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 50 час. 45 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 260420 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 154664 рублей без НДС или 182503 рублей 52 копеек с НДС.
На станции Уяр 25.04.2014 в 05-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 07-00 25.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2407,1/2410, 1/2447, 1/2448. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 24 час. 45 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 260423 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 38963 рублей 60 копеек без НДС или 45977 рублей 05 копеек с НДС.
На станции Уяр 25.04.2014 в 02-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 04-00 25.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2398,1/2399, 1/2428, 1/2429. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 07 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 260435 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 14507 рублей 10 копеек без НДС или 17118 рублей 38 копеек с НДС.
На станции Уяр 23.04.2014 в 16-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 18-00 23.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2355,1/2356, 1/2468, 1/2469. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 85 час. 20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 270440 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 165896 рублей 60 копеек без НДС или 195757 рублей 99 копеек с НДС.
На станции Уяр 26.04.2014 в 05-35 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 07-35 26.04.2014 приняты не были, в связи с чем, составлены акты общей формы N N 1/2449,1/2450, 1/2460, 1/2461. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 11 час. 50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 270441 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 24875 рублей 10 копеек без НДС или 29352 рублей 62 копеек с НДС.
Всего начислена плата 7803954 рублей 25 копеек с НДС.
Акты и ведомости подачи и уборки вагонов не подписаны ответчиком, что подтверждается указанием на отказ от подписания в самих документах и представленными в материалы дела актами общей формы об отказе от подписи.
В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку от 08.04.2014, 17.04.2014, 19.04.2014, 20.04.2014, 21.04.2004, 22.04.2014, 23.04.2014,24.04.2014, 25.04.2014, 26.04.2014, 14.05.2014, 17.05.2014, 18.05.2014, 19.05.2014, 20.05.2014, 21.05.2014, в которых отражены дата и время подачи уведомления, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность.
В подтверждение направления ответчику актов общей формы истцом представлены опись актов общей формы от 14.04.2014, квитанция Почты России от 15.04.2014, уведомление о вручении; опись актов общей формы от 20.04.2014, квитанция Почты России от 24.04.2014, уведомление о вручении; опись актов общей формы от 25.04.2014, квитанция Почты России от 26.04.2014, уведомление о вручении.
Также ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы представлены истцом в адрес ответчика с сопроводительным письмом от 10.11.2014 N 1525/КРСТЦФТО.
Согласно регистрационному штампу, проставленному на письме, документы получены ответчиком 12.11.2014, вх. N 3343.
На основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в вышеуказанных ведомостях подачи и уборки вагонов начислена плата в размере 50% от ставок плат, предусмотренных Тарифным руководством N 2 (таблица 9).
Поскольку ответчик не оплатил начисленную истцом плату за пользование путями общего пользования, истец обратился в арбитражный суд о взыскании с ответчика 7803954 рублей 25 копеек платы за пользование вагонами, 349065 рублей 12 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму платы по каждому акту общей формы и ведомости по истечении срока на пробег почты и добровольного исполнения и по состоянию на 30.05.2015, процентов по день уплаты долга.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Третий арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения сторон возникли из договора от 31.05.2010 N 41 т.4 л.д. 176-180), которые регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В силу положений пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12 отражено, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устав железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Как следует из искового заявления и установлено судом первой инстанции, истец в обоснование правомерности требования о взыскании платы ссылается на условия пункта 15 договора от 31.05.2010 N 41. Стороны согласовали возможность применения ответственности в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50 процентов от платы за пользование вагонами, установленных Тарифным руководством N 2.
В соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 (Постановление ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 24.12.2013) "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2002 N 3678) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства N 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельством наличия вины грузополучателя.
В материалы дела представлены акты общей формы, подтверждающие факт того, что готовые к подаче на пути необщего пользования вагоны простояли на путях общего пользования на станции Уяр по их неприему ЗАО "РН-Транс" (т.д. 1-4).
Пунктом 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены акты общей формы, составленные по причине простоя готовых к подаче вагонов на пути необщего пользования по их неприему ЗАО "РН-Транс". При этом акты общей формы не подписаны представителем ответчика ввиду его отказа от подписи, о чем составлены соответствующие акты общей формы.
В соответствии с пунктом 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Таким образом, поскольку все акты общей формы подписаны двумя работниками станции, первой инстанции правомерно указал, что представленные акты составлены в соответствии с Правилами N 45.
В материалы дела истцом представлены доказательства того, что акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов предъявлялись ответчику (представлены опись актов общей формы от 14.04.2014, квитанция Почты России от 15.04.2014, уведомление о вручении; опись актов общей формы от 20.04.2014, квитанция Почты России от 24.04.2014, уведомление о вручении; опись актов общей формы от 25.04.2014, квитанция Почты России от 26.04.2014, уведомление о вручении; сопроводительное письмо от 10.11.2014 N 1525/КРСТЦФТО).
Судом первой инстанции установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ответчик данные обстоятельства документально (в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не опроверг.
Таким образом, вина грузополучателя в неприеме вагонов подтверждается материалами дела.
Доводы ответчика о том, что в соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах; в случае если перевозчик не уведомил грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами до получения уведомления об их прибытии, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку в данном случае речь идет о плате от момента прибытия вагонов до момента уведомления о готовности вагонов к подаче. В указанной статье установлено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца о готовности к подаче вагонов, контейнеров к месту их погрузки, выгрузки не менее чем за два часа до объявленной подачи, что также установлено и пунктом 3 договора от 31.05.2010 N 41. Плата по настоящему исковому заявлению начислена именно за период, когда было подано уведомление о готовности вагонов к подаче и ответчиком через два часа вагоны не были забраны с путей общего пользования.
Согласно пункту 3 договора от 31.05.2010 N 41 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается приемосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю "грузоотправителя, грузополучателя" - оператору пункта подготовки вагонов за 2 часа до начала подачи по телефону, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов.
В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку от 08.04.2014, 17.04.2014, 19.04.2014, 20.04.2014, 21.04.2004, 22.04.2014, 23.04.2014,24.04.2014, 25.04.2014, 26.04.2014, 14.05.2014, 17.05.2014, 18.05.2014, 19.05.2014, 20.05.2014, 21.05.2014, в которых отражены дата и время подачи уведомления, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что истцом в соответствии с условиями договора от 31.05.2010 N 41 доказан факт уведомления ответчика о простое вагонов.
Исходя из вышеизложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что вина перевозчика в задержке вагонов не установлена.
Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что ЗАО "РН-Транс" отказывался от приема вагонов в связи с невыполнением условий договора по их формированию или количества одновременно подаваемых перевозчиком, а также иные доказательства, опровергающие доводы истца
Представленный истцом расчет платы за пользование вагонами повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан соответствующим условиям договора, размер платы составляет 7803954 рублей 25 копеек с учетом налога на добавленную стоимость.
Довод ответчика о том, что истцом не представлены доказательства готовности подаваемых вагонов под налив и выписки из книги ВУ-14, также обоснованно отклонен судом первой инстанции как не соответствующий обстоятельствам дела.
Так, согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации подготовка вагонов, контейнеров, в том числе и специализированных вагонов, не принадлежащих перевозчику, производятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителя в соответствии с заключенным договором. В материалы дела сторонами такой договор не представлен. Кроме того, исходя из пояснений истца, на станции Уяр промыво-пропарочная станция не принадлежит перевозчику. Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что обязанность у истца представления соответствующих документов законодательством или договором не предусмотрена.
Довод ответчика о том, что по части ведомостей подачи-уборки плата начислена за группы вагонов, превышающие установленные договором нормы в количестве 74 вагона, правомерно отклонен судом первой инстанции как не имеющий правового значения.
Так, статья 13 Устава железнодорожного транспорта указывает, что перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов.
В материалы дела такого договора между ОАО "РДЖ" и ЗАО "РН-Транс", ООО "НТ-сервис" в материалы дела не представлено, соответственно, обязанность по формированию отправительского маршрута возложена на грузоотправителя или владельца железнодорожного пути.
Договором от 31.05.2010 N 41 (пункты 4, 5, 6) предусмотрено право перевозчика подавать вагоны, как группами, так и маршрутами весовой нормой, установленной планом формирования.
Довод ответчика о том, что истцом не был представлен надлежащий расчет иска, опровергается материалами дела.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, представленные истцом в материалы дела доказательства и исходя из вышеуказанных норм права, апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт наличия у истца оснований для начисления ответчику платы за пользование путями общего пользования из-за неприема вагонов грузополучателем доказан, в связи с чем, признает требование истца подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Истцом также заявлено о взыскании 349065 рублей 12 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период по 30.05.2015 и по день исполнения решения.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" разъяснено, что в возникших из договоров денежных обязательствах, в частности, предусматривающих обязанность должника произвести оплату товаров, работ или услуг либо уплатить полученные на условиях возврата денежные средства, на просроченную уплатой сумму подлежат начислению проценты на основании статьи 395 Кодекса. Законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 13.09.N N 2873-У с 14 сентября 2012 года (на дату подачи искового заявления) ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых.
В результате ненадлежащего исполнения обязательств по внесению платы за пользование путями общего пользования истцом предъявлены проценты за общий период просрочки с 01.07.2014 по 30.05.2015, с применением ставки рефинансирования Банка России 8,25% годовых.
Истцом представлен расчет процентов, который повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
В связи с чем, требование о взыскании процентов за общий период просрочки с 01.07.2014 по 30.05.2015 правомерно признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе взыскать с должника проценты за пользование чужими средствами по день уплаты суммы этих средств кредитору.
В пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов, исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств.
С 01.06.2015 статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению в новой редакции, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Следовательно, в резолютивной части судебного акта о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на будущее указывается, что взыскание производится на указанную судом сумму долга, исходя из опубликованных Банком России и имеющих место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения взыскателя, а в случае отсутствия опубликованных ставок на день платежа - по самой последней из опубликованных ставок по месту нахождения взыскателя
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.06.2015 по день фактической уплаты денежных средств подлежащим удовлетворению.
По результатам рассмотрения, апелляционной жалобы, доводы последней не нашли своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 15 договора от 31.05.2010 N 41, в случаях задержки вагонов в пути следования на станциях Красноярской железной дороги по неприему станцией Уяр по причинам, зависящим от владельца, грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки. В отношении собственных или арендованных вагонов размер платы составляет 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время задержки на путях станции задержки.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 (Постановление ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 24.12.2013) "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2002 N 3678) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы, как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях предусмотрена договором, истец вправе требовать ее выплаты.
В настоящем деле такое условие было установлено в договоре N 41 путем отсылки к ставке, установленной таблицей 9 Тарифного руководства N 2, что не противоречит требованием статей 420 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что отсылка в договоре N 41 от 31.05.2010 на Тарифное руководство N 2 при отсутствии согласованных ставок платы в тексте самого договора не может свидетельствовать о согласовании сторонами размера платы за пользование вагонами (платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, платы за пользований инфраструктурой).
Довод заявителя апелляционной жалобы об освобождении ответчика в силу статьи 39 Устава от платы за пользование вагонами, поскольку задержка вагонов на путях общего пользования произошла по вине перевозчика, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Абзацем 10 статьи 39 Устава предусмотрено, что грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленное соответствующим договором.
Статьей 11 Устава предусмотрено направление согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов для согласования владельцу инфраструктуры, в расположении которого находится станция отправления. Согласование заявки на перевозку грузов владельцем инфраструктуры, в распоряжении которого находится станция назначения, Уставом не предусмотрено.
Перечнем критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 N 192, не предусмотрен отказ грузоотправителю в осуществлении перевозки в связи с отсутствием у грузополучателя технологической возможности принять вагоны.
Также, поскольку в пути следования возможны задержки поездов, перевозчик при согласовании заявки различным грузоотправителям на перевозку грузов с различных станций отправления не может предугадать количество вагонов, которые прибудут на станцию назначения в адрес каждого из грузополучателей в тот или иной день.
Судом первой инстанции было обоснованно учтено, что порожние вагоны, поступающие в адрес ЗАО "РН-Транс", не принадлежат ОАО "РЖД", вследствие чего перевозчик лишен возможности отрегулировать грузопоток.
Кроме того, предметом иска является договорная плата, нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта в данном случае не применимы.
Более того, в силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в нарушение указанных норм ответчиком не представлено доказательств того, что простой вагонов состоялся по причинам, от него не зависящим.
Поскольку обстоятельства, предусмотренные статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлены, довод ответчика о недоказанности вины в задержке вагонов на путях общего пользования подлежит отклонению.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Красноярского края не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" августа 2015 года по делу N А33-6491/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6491/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания
Ответчик: ЗАО "РН-Транс", Филиал АО "РН-ТРАНС" В г. Ачинске
Третье лицо: ООО "НТ-Сервис"