Москва |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А40-92367/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей М.С. Сафроновой и П.А. Порывкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.В. Дюдюшевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда России N 3 по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2015 по делу N А40-92367/15, принятое судьей Я.Е. Шудашовой по заявлению ИП Боброва Ю.В. к государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда России N 3 по городу Москве и Московской области о признании недействительными требований от 17.02.2015;
при участии в судебном заседании:
от ГУ-Главного управления ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - Кузьминская И.Ю. по дов. от 12.01.2015 N 203/33-09, ИП Бобров Ю.В. лично - определение от 13.10.2015
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бобров Юрий Викторович (далее - Бобров Ю.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным требований Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо, фонд) от 17.02.2015 NN 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2015 указанное заявление боброва Ю.В. удовлетворено, требования фонда от 17.02.2015 N N 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902 признаны недействительными, как не соответствующие законодательству. Кроме того, суд взыскал с фонда государственную пошлину в размере 300 руб.
Не согласившись с принятым судом решением фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе фонд указывает, что Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не установлены исключения в части уплаты страховых взносов для такой категории страхователей, как индивидуальные предприниматели, являющиеся пенсионерами Министерства внутренних дел.
В судебном заседании представитель фонда апелляционную жалобу поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил оспариваемое решение суда отменить.
Представитель Боброва Ю.В. на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В ходе рассмотрения судом первой инстанции дела по существу установлено, что 17.02.2015 фонд выставил заявителю требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N N 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902. Во всех требованиях указана одна и та же дата выявленной задолженности - 17.02.2015, однако каждое требование содержит различные суммы, а также в них не указаны периоды за которые выявлена задолженность.
Не согласившись с требованиями, вынесенными фондом, Бобров Ю.В. обратился в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявление Боброва Ю.В. суд первой инстанции, установив, что Бобров Ю.В. является военным пенсионером, получающим пенсию на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), пришел к выводу о том, что у заявителя есть исключительное право выбора получать либо две пенсии и уплачивать страховые взносы, либо получать только одну пенсию (военную) и быть освобожденным от уплаты страховых взносов.
Выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.05.2005 N 223-О, страхователи, являющиеся военными пенсионерами, не были обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов.
В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости - определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582, ранее предусматривающие, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленных Законом N 4468-1, утратили силу с 01.01.2010.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и определяющий в качестве плательщика страховых взносов индивидуальных предпринимателей (плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) и не предусматривающий исключений для военных пенсионеров.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года (статья 16 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, в связи с вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ с 01.01.2010 действует правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов, были устранены. Следовательно, названные лица с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
Такая позиция неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в определении от 17.02.2015 N 329-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору; уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О и от 25 января 2012 года N 226-О-О).
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя обязанности уплачивать страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, является ошибочным.
Тот факт, что Бобров Ю.В. подал заявление об освобождении от уплаты страховых взносов от 08.12.2009 на бланке фонда не имеет правового значения, кроме того это заявление было подано до вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ в условиях иного правового регулирования.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, изучив находящиеся в материалах дела требования фонда от 17.02.2015 N N 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902, приходит к выводу о их недействительности на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, в том числе с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, установлен статьей 19 Федерального закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 5 которой решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов
В силу части 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Как уже указывалось ранее, страховые взносы индивидуальными предпринимателями уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (статья 16 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции требования N N 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902 от 17.02.2015 выставлены фондом на недоимку по страховым взносам за 2010-2014 годы.
С учетом приведенных выше правовых норм, о том, что Бобров Ю.В. не уплатил страховые взносы за 2010 год фонд должен был узнать не позднее 1 апреля 2011 года, за 2011 год - не позднее 1 апреля 2012 года, за 2012 год - не позднее 1 апреля 2013 года, за 2013 год - не позднее 1 апреля 2014 года и за 2014 год - не позднее 1 апреля 2015 года.
Принимая во внимание указанные сроки выявления недоимки по страховым взносам требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны были быть выставлены фондом за 2010 год не позднее 1 июля 2011 года, за 2011 год - не позднее 1 июля 2012 года, за 2012 год - не позднее 1 июля 2013 года, за 2013 год - не позднее 1 июля 2014 года и за 2014 год - не позднее 1 июля 2015 года.
Как следует из содержания требований N N 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902 все они выставлены 17.02.2015.
Следовательно, требования на недоимку по страховым взносам за 2010-2013 годы были выставлены фондом с нарушением установленных законом сроков.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014 год выставлено фондом без нарушения сроков, предусмотренных статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
Однако из содержания оспариваемых требований N N 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902 не ясно, какое из них выставлено на недоимку за 2014 год.
Кроме того, в силу положений статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В материалах дела не представлен обоснованный расчет пеней, что лишает суд возможности проверить правильность определения фондом их суммы причитающихся ко взысканию.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недействительности требований фонда от 17.02.2015 N N 08751040191540, 08751040191749, 08751040191820, 08751040191874, 08751040191902, поскольку они вынесены с нарушением норм Федерального закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, несмотря на ошибочность выводов суда первой инстанции об отсутствии у Боброва Ю.В. обязанности уплачивать страховые взносы, это не привело к принятию неправильного по существу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2015 по делу N А40-92367/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - главное управление Пенсионного фонда России N 3 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92367/2015
Истец: Бобров Ю. В., Бобров Юрий Викторович
Ответчик: Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и МО, ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области