г. Воронеж |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А35-10567/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Михайловой Т.Л.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области: Чуйкова О.В., представитель по доверенности от 05.11.2015 N 30; Качкина Т.М., представитель по доверенности от 23.04.2015 N 14;
от общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив": Фролова И.А., представитель по доверенности от 06.11.2014 N 59, выдана до 31.12.2015;
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.08.2015 по делу N А35-10567/2014 (судья Кузнецова Т.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" (ОГРН 1094611000131, ИНН 4611010458) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (ОГРН 1044637046475, ИНН 4632013763) о признании недействительным решения N 10-22/14 от 27.06.2014 в части,
третье лицо: Комитет агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108),
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (ОГРН 1044637043692, ИНН 4632012456),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 10-22/14 от 27.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления НДС в сумме 1538604 руб., в т.ч.: за 3 квартал 2012 года - 870597 руб., за 4 квартал 2012 года - 668007 руб., уменьшения убытков, исчисленных налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций от прочей деятельности за 2012 год в сумме 4282371 руб., увеличения убытков, исчисленных налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций от сельскохозяйственной деятельности за 2012 год в сумме 1538604 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.08.2015 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области от 27.06.2014 N 10-22/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1538604 руб., в том числе: за 3 квартал 2012 года в сумме 870597 руб., за 4 квартал 2012 года в сумме 668007 руб.; увеличения убытков, исчисленных налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций от сельскохозяйственной деятельности за 2012 год в сумме 1538604 руб. признано недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
В остальной части отказано.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания решения от 27.06.2014 N 10-22/14 недействительным, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации в части: доначисления НДС в сумме 153604 руб., в т.ч.: за 3 квартал 2012 года - 870597 руб., за 4 квартал 2012 года - 668007 руб., увеличения убытков, исчисленных налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций от сельскохозяйственной деятельности, за 2012 год в сумме 1538604 руб.
В обоснование апелляционной жалобы, Инспекция ссылается правомерность восстановления к уплате НДС при получении субсидий на компенсацию расходов по приобретенным удобрениям и пестицидам.
Так, Инспекция указывает, что для получения субсидий Общество представляло счета-фактуры по приобретенным удобрениям, средствам химизации и элитным семенам, с выделением в них налога на добавленную стоимость, а также накладные и платежные документы, подтверждающие затраты на приобретение указанных минеральных удобрений и пестицидов (средств химизации). По этим же счетам-фактурам Обществом в соответствующих налоговых периодах были заявлены налоговые вычеты.
Во всех счетах-фактурах, продавцами (ООО "Агро Терра Логистика", ООО "Регион-Агро-Курск") был выделен НДС.
По мнению налогового органа, Общество обязано было восстановить НДС после получения субсидий из федерального бюджета в 3, 4 кварталах 2012 года по всем указанным в решении счетам-фактурам на приобретение товара у ООО "Агро Терра Логистика" и ООО "Регион-Агро-Курск" по договорам поставки N 15-АТЛ от 20 июня 2011 года и N 360/РАК от 28 июня 2011 г., поскольку по ним был ранее заявлен НДС на вычет в налоговых декларациях за 3 квартал 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 г.
Кроме того, как указывает Инспекция, Налоговый кодекс Российской Федерации не дает прямых указаний налоговому органу перечислять счета-фактуры с указанием сумм НДС подлежащих восстановлению, по которым ранее был получен налоговый вычет по НДС.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов Инспекции, указывает на законность и обоснованность судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Курской области от 18.08.2015 лишь в обжалуемой части, т.е. в части признания решения от 27.06.2014 N 10-22/14 недействительным, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации в части: доначисления НДС в сумме 153604 руб., в т.ч.: за 3 квартал 2012 года - 870597 руб., за 4 квартал 2012 года - 668007 руб., увеличения убытков, исчисленных налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций от сельскохозяйственной деятельности, за 2012 год в сумме 1538604 руб.
В судебное заседание не явились ИФНС России по г. Курску и Комитет АПК Курской области, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ИФНС России по г. Курску и Комитета АПК Курской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителей налогового органа и налогоплательщика, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании решения N 10-23/24 от 07.08.2013, Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области была проведена выездная налоговая проверка ООО "Курск АгроАктив" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, по итогам которой был составлен акт N 10-22/14 от 22.05.2014.
По результатам рассмотрения акта с учетом возражений Общества 27.06.2014 Инспекцией было принято решение N 10-22/14 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", предусмотренного пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 191811,40 руб.
Также ООО "Курск АгроАктив" доначислено и предложено уплатить налог на добавленную стоимость за 3-4 кварталы 2012 г., 1 квартал 2013 г. в общей сумме 1545508 руб., транспортный налог за 2012 год в размере 24639 руб., а также пени, начисленные за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 931,37 руб.
Обществу были уменьшены убытки по налогу на прибыль организаций от прочей деятельности за 2012 год в сумме 4282371 руб., а также увеличены убытки по налогу на прибыль от сельскохозяйственной деятельности за 2012 год в сумме 1538604 руб.
Кроме того, Обществу была уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, излишне заявленная к возмещению из бюджета, за 4 квартал 2011 года в сумме 728 руб.
Основанием для доначисления спорных сумм НДС и увеличения убытка послужили выводы Инспекции о неправомерном не восстановлении к уплате в налоговых периодах 2012 г.и неправомерном не отнесении в состав расходов от сельскохозяйственной деятельности сумм НДС при получении субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, средств химизации и элитных семян в общей сумме 10454544 руб.
Так, в 3 квартале 2012 года Обществом получена субсидия на основании платежного поручения N 777 от 11.09.2012 на сумму 5707246 руб.
В 4 квартале 2012 года Обществом получена субсидия на основании платежных поручений: N 539 от 01.11.2012 на сумму 1742640 руб.; N 227 от 05.12.2012 на сумму 74000 руб.; N 742 от 12.12.2012 на сумму 2636514 рублей; N 636 от 24.10.2012 на сумму 294144 руб.
По мнению налогового органа, Общество должно было восстановить в 3 и 4 кварталах 2012 года НДС, ранее заявленный к вычету в налоговых декларациях за 3 квартал 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года на основании счетов-фактур, выставленных ООО "Агро Терра Логистика" и ООО "Регион-Агро-Курск". Данные счета-фактуры были выставлены Обществу по приобретенным минеральным удобрением, средствам химической защиты растений на основании договоров поставки N 15-АТЛ от 20.06.2011 и N 360/РАК от 28.06.2011 года.
Счета-фактуры, на основании которых ООО "Курск АгроАктив" в 2011 году, 1-3 кварталах 2012 года приобретало у ООО "Агро Терра Логистика" и ООО "Регион-Агро-Курск" минеральные удобрения и средства химической защиты растений с учетом НДС указаны Инспекцией в решении.
Во всех счетах-фактурах, продавцами (ООО "Агро Терра Логистика", ООО "Регион-Агро-Курск") был выделен НДС, предъявленный Обществом впоследствии к вычету.
Из решения Инспекции видно, что ООО "Курск АгроАктив" получены субсидии на компенсацию с/х товаропроизводителями части затрат на приобретение средств химизации (минеральных удобрений) (платежные поручения N 742 от 12.12.2012 и N 777 от 11.09.2012): в сумме 2636514,00 руб. (по с/х культуре пшеница озимая (внесение не менее 40 кг в перерасчете на действующее вещество на 1 га); в сумме 5707246.00 руб. (по с/х культурам: пшеница озимая (внесение не менее 40 кг в перерасчете на действующее вещество на 1 га), кукуруза на зерно (внесение не менее 40 кг в перерасчете на действующее вещество на 1 га), сахарная свекла (внесение не менее 130 кг в перерасчете на действующее вещество на 1 га), соя (внесение не менее 60 кг в перерасчете на действующее вещество на 1 га), ячмень (яровой) (внесение не менее 40 кг в перерасчете на действующее вещество на 1 га).
Инспекцией сделан вывод о том, что не подлежит восстановлению в бюджет НДС с субсидии на компенсацию части затрат на приобретение элитных семян в размере 74000 руб., полученной Обществом на основании платежного поручения N 277 от 05.12.2012, поскольку элитные семена приобретались Обществом у ФГУП ""Центральное" Россельхозакадемии по счету-фактуре N 250 от 12.09.2012 на сумму 500000 руб. без НДС.
НДС с субсидии на компенсацию части затрат на приобретение элитных семян в размере 74000 руб. не был учтен налоговым органом при расчете восстановления НДС.
По мнению налогового органа, подлежит восстановлению НДС в сумме 1538604 руб. (402180+870597+265827).
Сумма денежных средств в размере 1538604 руб. является субсидией из федерального бюджета, полученной ООО "Курск АгроАктив" на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС.
Кроме того, Инспекция пришла к выводу о занижении Обществом убытков от сельскохозяйственной деятельности за счет невключения указанных сумм НДС в состав расходов.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области, Общество обратилось в Управление ФНС России по Курской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления ФНС России по Курской области от 01.09.2014 N 248 апелляционная жалоба ООО "Курск АгроАктив" была оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции без изменения.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передачи имущественных прав.
Согласно ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст.ст. 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
Основанием для применения налоговых вычетов в силу ст. 169 НК РФ являются счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в установленном порядке.
Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты по НДС при соблюдении всех предусмотренных законодательством о налогах и сборах условий, а именно: принятие к учету товаров, работ, услуг, приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, наличие счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.
Согласно п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 настоящего Кодекса.
Таким образом если налогоплательщик понес затраты, связанные с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога и сумма субсидий из федерального бюджета соответствует этим затратам, то налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению. (Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2015 N Ф10-799/2015 по делу N А64-3601/2014, от 28.05.2015 N Ф10-1169/2015 по делу NА64-1803/2014)
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п.п. 1 п. 2 той же нормы закона субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Как следует из материалов дела, полученные Обществом субсидии были предоставлены в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных и (или) муниципальных целевых программ, направленных на осуществление агрохимических мероприятий, включая внесение в почву минеральных удобрений и применение пестицидов, а также на поддержание растениеводства, предусматривающих компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части затрат на приобретение средств химизации российского производства и элитных семян сельскохозяйственных культур российских производителей и заводов по подготовке семян.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года" (далее - федеральная целевая программа), утвержденной постановлением Правительства РФ N 99 от 20 февраля 2006 года, в федеральном бюджете 2012 года предусмотрено 2 вида субсидий:
- бюджетам бюджетной системы РФ (вид расхода 521);
- федеральным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания (вид расхода 611).
Органам исполнительной власти субъектов РФ при принятии в 2006 -2013 годах региональных целевых программ было рекомендовано учитывать положения федеральной целевой программы. Абзацем 12 раздела IV федеральной целевой программы установлено, что распределение и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации осуществляется в соответствии с правилами согласно приложению N 11 к федеральной целевой программы (далее - Правила).
Согласно п. 2 указанных Правил бюджетам субъектов РФ предоставляются субсидии из федерального бюджета в целях оказания последним финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ по реализации региональных и (или) муниципальных целевых программ, направленных на осуществление агрохимических мероприятий и предусматривающих компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации российского производства.
Правилами также установлены требования, при соблюдении которых федеральные субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, условия предоставления федеральной субсидии бюджету субъекта РФ, формула, по которой осуществляется распределение федеральных субсидий между бюджетами субъектов РФ. Согласно пункту 8 Правил распределение федеральных субсидий между бюджетами субъектов РФ утверждается Правительством РФ.
Механизм финансирования в рамках указанной федеральной целевой программы основан на положениях бюджетного законодательства и федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Постановлением Администрации Курской области от 17 марта 2009 года N 91 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2009-2014 годы", утверждена соответствующая региональная целевая программа.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 6 декабря 2012 года N 2284-р бюджету Курской области в 2012 году предоставлено субсидий в размере 332993 тыс. руб.
Порядок и условия предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации устанавливаются вышеуказанными Правилами, а также Законом Курской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", постановлением Администрации Курской области от 07.06.2011 N 233-па "Об утверждении Правил предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации".
Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 7 июня 2011 N 233-па, главным распорядителем средств областного бюджета является Комитет агропромышленного комплекса Курской области. Субсидии из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, предоставляются в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год Комитету агропромышленного комплекса Курской области по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела 04 "Национальная экономика" классификации расходов бюджета. Объем субсидий устанавливается исходя из утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уровня софинансирования расходов на соответствующий финансовый год. В случае, если объем предусмотренных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета не обеспечен на условиях софинансирования в полном объеме бюджетными ассигнованиями за счет средств областного бюджета, предоставление субсидий осуществляется в доле обеспеченности софинансированием за счет средств областного бюджета.
Согласно пункту 3 указанного постановления Администрации Курской области субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, Комитетом агропромышленного комплекса Курской области в виде компенсации части затрат на приобретение средств химизации по ставкам, определяемым Минсельхозом России за счет средств федерального бюджета, и Администрацией Курской области за счет средств областного бюджета.
Из материалов дела усматривается, что субсидии на компенсацию части затрат получались налогоплательщиком на условиях со финансирования между бюджетом Курской области и федеральным бюджетом.
На основании представленных Обществом в Комитет АПК Курской области документов предоставлялись субсидии на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации как из областного бюджета так из федерального бюджета. Причем в части полученной субсидии из областного бюджета требований о восстановлении ранее заявленного к вычету НДС налоговым органом не предъявлялось.
Судом установлено, что в нормативных актах, на основании которых производилось начисление и выплата субсидий, отсутствует указание на то, что возмещение затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям производится с учетом налога на добавленную стоимость.
Из материалов дела следует, что ООО "Курск АгроАктив" в 2012 году получены субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений, средств химизации и элитных семян в общей сумме 10454544 руб.
Так, Комитет АПК Курской области рассмотрев Справку-расчет на предоставление субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение минеральных удобрений и пестицидов (средств химизации), семян за счет средств федерального бюджета за полугодие 2012 года перечислил обществу в 3 квартале 2012 года субсидию из федерального бюджета в размере 5707246 руб. на компенсацию части затрат на приобретение средств хим.защиты по платежному поручению N 777 от 11.09.2012 на сумму 5707246 руб.
Комитет АПК Курской области рассмотрев Справку-расчет на предоставление субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение минеральных удобрений и пестицидов (средств химизации), семян за счет средств федерального бюджета за 9 месяцев 2012 года перечислил обществу в 4 квартале 2012 года субсидию из федерального бюджета в размере 294144 руб. на компенсацию части затрат на приобретение средств хим.защиты по платежному поручению N 636 от 24.10.2012 на сумму 294144 руб., а также субсидию из федерального бюджета в размере 1742640 руб. на компенсацию части затрат на приобретение средств хим.защиты по платежному поручению N 539 от 01.11.2012 на сумму 1742640 руб. и субсидию из федерального бюджета в размере 74000 руб. на компенсацию части затрат на приобретение элитных семян по платежному поручению N 277 от 05.12.2012 на сумму 74000 руб.
Также, Комитет АПК Курской области рассмотрев Справку-расчет на предоставление субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение минеральных удобрений и пестицидов (средств химизации), семян за счет средств федерального бюджета за 2012 год перечислил обществу в 4 квартале 2012 года субсидию из федерального бюджета в размере 2636514 руб. на компенсацию части затрат на приобретение средств хим.защиты по платежному поручению N 742 от 12.12.2012 на сумму 2636514 руб.
Довод налогоплательщика о том, что при расчете субсидий не учитывается налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиками своим контрагентам, правомерно признан судом ошибочным, поскольку в качестве документов, необходимых для определения размера субсидии и для ее получения обществом в Комитет АПК Курской области представлялись счета-фактуры, выставленные поставщиками минеральных удобрений, пестицидов (средств химизации) и элитным семенам.
Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что для получения субсидий общество представляло счета-фактуры по приобретенным удобрениям, средствам химизации и элитным семенам, с выделением в них налога на добавленную стоимость, а также накладные и платежные документы, подтверждающие затраты на приобретение указанных минеральных удобрений и пестицидов (средств химизации). По этим же счетам-фактурам обществом в соответствующих налоговых периодах были заявлены налоговые вычеты, что Обществом не оспаривается.
Как следует из материалов дела, между ООО "Курск АгроАктив" и ООО "Регион-Агро-Курск" был заключен Договор поставки N 360/РАК от 28 июня 2011 года, в соответствии с которым ООО "Курск АгроАктив" в 3 квартале 2011 года и 1 квартале 2012 года было поставлено всего минеральных удобрений и средств химической защиты растений на общую сумму 316599920 рублей, в том числе НДС в сумме 4829479,32 руб.
ООО "Курск АгроАктив" представлены платежные поручения на оплату минеральных удобрений ООО "Регион-Агро-Курск", в том числе: N 1095 от 30.06.2011 на сумму 2920792 руб., в т.ч. НДС в сумме 445544,54 руб.; N 1096 от 30.06.2011 на сумму 6258752 руб., в т.ч. НДС в сумме 954724,88 руб.; N 1220 от 15.07.2011 на сумму 25035008 руб., в т.ч. НДС в сумме 3818899,53 руб.; N 1221 от 30.06.2011 на сумму 4964992 руб., в т.ч. НДС в сумме 757371,66 руб.; N 1261 от 21.07.2011 на сумму 6718176 руб., в т.ч. НДС в сумме 1024806,51 руб.
ООО "Курск АгроАктив" на основании полученных от ООО "Регион-Агро-Курск" счетов-фактур на общую сумму 31006400 руб. отнесло суммы предъявленного налога на добавленную стоимость на налоговые вычеты в 3 квартале 2011 года на общую сумму 4729789,83 руб., в том числе по следующим счетам-фактурам:
- счет-фактура N 21071100005 от 21.07.2011 на сумму 715680 руб., в т.ч. НДС 109171,53 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 25071100005 от 25.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 21071100004 от 25.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 21071100006 от 25.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 21071100012 от 25.07.2011 на сумму 545280 руб., в т.ч. НДС 83178,31 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 26071100003 от 26.07.2011 на сумму 681600 руб., в т.ч. НДС 103972,88 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 26071100008 от 26.07.2011 на сумму 545280 руб., в т.ч. НДС 83178.31 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 27071100006 от 27.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 28071100007 от 28.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 28071100006 от 28.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 28071100004 от 28.07.2011 на сумму 681600 руб., в т.ч. НДС 103972,88 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 29071100003 от 29.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 29071100001 от 29.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. выставленная ООО "Регион-Агро- Курск";
- счет-фактура N 29071100002 от 29.07.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 29071100018 от 29.07.2011 на сумму 545280 руб., в т.ч. НДС 83178.31 руб., выставленная ООО "Регион-Aгpo-Курск";
- счет-фактура N 1081100001 от 01.08.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 1081100003 от 01.08.2011 на сумму 681600 руб., в т.ч. НДС 103972,88 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 2081100003 от 02.08.2011 на сумму 460080,0 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 2081100004 от 02.08.2011 на сумму 460080 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 2081100002 от 02.08.2011 на сумму 681600,0 руб., в т.ч. НДС 103972,88 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 3081100005 от 03.08.2011 на сумму 460080,0 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 3081100014 от 03.08.2011 на сумму 545280,0 руб., в т.ч. НДС 83178.31 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 3081100004 от 03.08.2011 на сумму 460080,0 руб., в т.ч. НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 4081100012 от 04.08.2011 на сумму 460080,0 руб., в т.ч. числе НДС 70181,69 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 5081100001 от 05.08.2011 на сумму 545280,0 руб., в т.ч. НДС 83178.31 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 5081100016 от 05.08.2011 на сумму 545280,0 руб., в т.ч. НДС 83178.31 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 18081100001 от 18.08.2011 на сумму 545280,0 руб., в т.ч. НДС 83178.31 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 22081100019 от 22.08.2011 на сумму 477120,0 руб., в т.ч. НДС 72781,02 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 24081100028 от 24.08.2011 на сумму 545280,0 руб., в т.ч. НДС 83178.31 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 4081100001 от 04.08.2011 на сумму 406880,0 руб., в т.ч. НДС 62066,44 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 29071100004 от 29.07.2011 на сумму 320000,0 руб., в т.ч. НДС 48813,56 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 29071100005 от 29.07.2011 на сумму 192000,0 руб., в т.ч. НДС 29288,14 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 4081100002 от 04.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 5081100003 от 05.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 5081100002 от 05.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 5081100019 от 05.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 8081100005 от 08.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 10081100003 от 10.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 10081100004 от 10.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 10081100005 от 10.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 17081100006 от 17.08.2011 на сумму 256000,0 руб., в т.ч. НДС 39050,85 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 19081100003 от 19.08.2011 на сумму 192000,0 руб., в т.ч. НДС 29288,14 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 19081100002 от 19.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 22081100005 от 22.08.2011 на сумму 168000,0 руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 22081100004 от 22.08.2011 на сумму 168000$ руб., в т.ч. НДС 25627,12 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 22081100007 от 22.08.2011 на сумму 192000,0 руб., в т.ч. НДС 29288,14 руб. выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 6071100007 от 06.07.2011 на сумму 435680,0 руб., в т.ч. НДС 66459,66 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 6071100001 от 06.07.2011 на сумму 373440,0 руб., в т.ч. НДС 56965,42 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 6071100002 от 06.07.2011 на сумму 482360,0 руб., в т.ч. НДС 73580,34 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 6071100008 от 06.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 6071100004 от 06.07.2011 на сумму 466800,0 руб., в т.ч. НДС 71206,78 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 6071100005 от 06.07.2011 на сумму 497.920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 7071100002 от 07.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 7071100001 от 07.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 8071100001 от 08.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 8071100009 от 08.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 8071100002 от 08.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 11071100002 от 11.07.2011 на сумму 420120,0 руб., в т.ч. НДС 64086,10 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 11071100006 от 11.07.2011 на сумму 420120,0 руб., в т.ч. НДС 64086,10 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 11071100001 от 11.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 12071100001 от 12.07.2011 на сумму 420120,0 руб., в т.ч. НДС 64086,10 руб., выставленная ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 13071100001 от 13.07.2011 на сумму 420120,0 руб., в т.ч. НДС 64086,10 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 13071100004 от 13.07.2011 на сумму 420120,0 руб., в т.ч. НДС 64086,10 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 21071100001 от 21.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 22071100008 от 22.07.2011 на сумму 497920,0 руб., в т.ч. НДС 75953,90 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 25071100011 от 25.07.2011 на сумму 404560,0 руб., в т.ч. НДС 61712,54 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 2081100005 от 02.08.2011 на сумму 435680,0 руб., в т.ч. НДС 66459,66 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 3081100002 от 03.08.2011 на сумму 622400,0 руб., в т.ч. НДС 94942,37 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 3081100003 от 03.08.2011 на сумму 435680,0 руб., в т.ч. НДС 66459,66 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 4081100003 от 04.08.2011 на сумму 622400,0 руб., в т.ч. НДС 94942,37 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 5081100011 от 05.08.2011 на сумму 622400,0 руб., в т.ч. НДС 94942,37 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск";
- счет-фактура N 5081100012 от 05.08.2011 на сумму 435680,0 руб., в т.ч. НДС 66459,66 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск". Всего на общую сумму 31006400 рублей, в том числе НДС 4729789,83 руб.
Кроме того, ООО "Курск АгроАктив" на основании полученных от ООО "Регион-Агро-Курск" счетов-фактур на общую сумму 653520 руб., в том числе НДС в сумме 99689,49 руб., отнесло суммы предъявленного налога на добавленную стоимость на налоговые вычеты в 1 квартале 2012 года на общую сумму 99689,49 руб., в том числе по следующим счетам - фактурам: N 29021200005 от 29.02.2012 на сумму 326760 руб., числе НДС 49844,75 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск"; N29021200006 от 29.02.2012 на сумму 326760 руб., числе НДС 49844.75 руб., выставленную ООО "Регион-Агро-Курск".
Из материалов делав видно, что между ООО "Курск АгроАктив" и ООО "АгроТерраЛогистика" был заключен Договор поставки N 15-АТЛ от 20 июня 2011 года, в соответствии с которым ООО "Курск АгроАктив" в 2012 году было поставлено минеральных удобрений на общую сумму 85760398,61 руб., в том числе НДС в сумме 13082094,70 руб.
ООО "Курск АгроАктив" представлены платежные поручения на оплату минеральных удобрений ООО "АгроТерраЛогистика" на общую сумму 72079588,37 руб., в том числе НДС в сумме 10995191,44 руб.
ООО "Курск АгроАктив" на основании полученных от ООО "АгроТерраЛогистика" счетов-фактур на общую 85760398,61 руб., в том числе НДС в сумме 13082094,70 руб. отнесло суммы предъявленного НДС на налоговые вычеты: в 1 квартале 2012 года на общую сумму 45433541,95 руб., в том числе НДС в сумме 6930540,29 руб. (по счетам-фактурам, перечисленным на листах 18, 19 решения Инспекции); во 2 квартале 2012 года на общую сумму 19233204,24 руб., в том числе НДС в сумме 2933878, 61 руб. (по счетам-фактурам, перечисленным на листах 19, 20 решения Инспекции); в 3 квартале 2012 года на общую сумму 21093652,42 руб., в том числе НДС в сумме 3217675,79 руб. (по счетам - фактурам, перечисленным на листах 20, 21 решения инспекции).
Счета-фактуры, на основании которых ООО "Курск АгроАктив" в 3 квартале 2011 года, 1-3 кварталах 2012 года приобретало у ООО "АгроТерраЛогистика" и ООО "Регион-Агро-Курск" минеральные удобрения и средства химической защиты растений с учетом НДС перечислены инспекцией в решении.
Во всех счетах-фактурах, продавцами (ООО "АгроТерраЛогистика", ООО "Регион-Агро-Курск") был выделен НДС, предъявленный Обществом впоследствии к вычету.
Судом первой инстанции также установлено, налоговым органом были приняты возражения Общества по акту в части восстановления НДС в сумме 44869 рублей по субсидии, перечисленной платежным поручением N 636 от 24.10.2012 в сумме 294144 руб. (на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации (пестицидов) по с/х культуре сахарная свекла).
Однако, в оспариваемом решении налогового органа не указаны счета-фактуры по которым, по мнению Инспекции, у Общества отсутствует обязанность в части восстановления НДС в сумме 44869 рублей по субсидии, перечисленной Обществу платежным поручением N 636 от 24.10.2012 в сумме 294144 руб.
Налоговым органом также не указан налоговый период, в котором были получены Обществом налоговые вычеты по НДС на основании счетов- фактур, предъявленных на получение компенсации части затрат на приобретение средств химизации (пестицидов) по с/х культуре сахарная свекла в сумме 294144 руб.
Отклоняя доводы Инспекции о том, что Общество не восстановило НДС в общей сумме 1538604 руб., в том числе: в 3 квартале 2012 г. в сумме 870597 руб. и в 4 квартале 2012 г. в сумме 668007 руб., ранее заявленный на вычет в налоговых декларациях за 3 квартал 2011 года, 1 квартал 2012 года, 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года по приобретенным минеральным удобрениям у ООО "АгроТерра Логистика" и ООО "Регион-Агро-Курск" по договорам поставки N 15-АТЛ от 20 июня 2011 года и N 360/РАК от 28 июня 2011 года, суд первой инстанции правомерно указал, что налоговый орган, в оспариваемом решении не отразил по каким конкретно счетам-фактурам, с указанием номера, дата, наименования поставщика, а также суммы налога, подлежащей восстановлению по счету-фактуре.
При этом из пояснений налогового органа, данных как суду первой, так и апелляционной инстанции следует, что, по мнению Инспекции, Общество обязано было восстановить НДС после получения субсидий из федерального бюджета в 3, 4 кварталах 2012 года по всем указанным в решении счетам-фактурам на приобретение товара у ООО "АгроТерра Логистика" и ООО "Регион-Агро-Курск" по договорам поставки N 15-АТЛ от 20 июня 2011 года и N 360/РАК от 28 июня 2011 года, поскольку по ним был ранее заявлен НДС на вычет в налоговых декларациях за 3 квартал 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года.
При этом, в решении налоговый орган указал, что при расходовании в полном объеме субсидий, полученных из федерального бюджета, восстановление сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, оплаченным за счет средств федерального бюджета и ранее принятым к вычету, ООО "Курск АгроАктив" не производило.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что п.п. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, предусматривающей обязанность восстановления налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, ранее заявленного к вычету, в случае получения в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, был введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и в соответствии со ст. 4 указанного Закона вступил в действие с 1 октября 2011 года.
Из материалов дела усматривается, что субсидии из федерального бюджета, полученные обществом в 3 и 4 квартале 2012 года, компенсировали частично его затраты на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений, полученных обществом от ООО "Регион-Агро-Курск" на основании счетов-фактур на общую сумму 31006400 руб., в том числе НДС 4729789,83 руб.
В оспариваемом решении Инспекции отражено, что суммы предъявленного налога на добавленную стоимость на основании данных счетов-фактур в размере 4729789,83 руб. были отнесены Обществом на налоговые вычеты в 3 квартале 2011 года.
Однако, на момент отнесения данной суммы НДС на вычет у Общества отсутствовала обязанность восстановить НДС после получения субсидии из федерального бюджета на компенсацию затрат на приобретение товара на основании данных счетов-фактур, поскольку п.п. 6 п. 3 статьи 170 НК РФ вступил в действие с 1 октября 2011 года.
Поскольку полученные Обществом в 3 и 4 квартале 2012 года из федерального бюджета субсидии компенсировали частично его затраты на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений в 3 квартале 2011 года, суд признал обоснованным довод представителя налогоплательщика о не законном возложении на него обязанности по восстановлению налога.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 2 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
То обстоятельство, что оспариваемым решением Инспекции Обществу восстановлен НДС по налоговым вычетам, заявлявшимся обществом в установленном законом порядке до введения в действие п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, установлено налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки и в рамках настоящего дела не оспаривается.
Таким образом, применение налоговым органом положений п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ возлагает на Общество обязанность по восстановлению налога, которой у него не было на момент предъявления налога к вычету, поэтому указанные положения могут применяться лишь к отношениям по восстановлению налога, заявленного к вычету после 01.10.2011.
Указывая на обязанность Общества восстановить НДС по всем перечисленным в решении счетам-фактурам, по которым ранее был получен Обществом налоговый вычет по НДС, налоговый орган вместе с тем не указал в какой сумме необходимо было восстановить НДС по каждому из перечисленных в решении счету-фактуре, вычет по которому был получен в 3 квартале 2011 года.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что полученные Обществом в 3 и 4 квартале 2012 года субсидии компенсировали частично его затраты на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений в 3 квартале 2011 года.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорная сумма НДС рассчитана налоговым органом без учета вышеуказанных обстоятельств.
Из пояснений налогового органа следует, что НДС подлежащий восстановлению Обществом в 3 и 4 кварталах 2012 года рассчитывался Инспекцией не по каждому счету-фактуре отдельно, а из общей суммы предоставленной субсидии из федерального бюджета.
В связи с этим не представляется возможным определить сумму НДС подлежащую восстановлению из бюджета по счетам-фактурам, по которым налоговый вычет был получен Обществом в 3 квартале 2011 года.
Поскольку при проведении налоговой проверки налоговый орган не установил, а в оспариваемом решении не указал счет-фактуры, по которым у Общества отсутствует обязанность восстановить НДС в сумме 44869 рублей по субсидии, перечисленной обществу платежным поручением N 636 от 24.10.2012 года в сумме 294144 руб., а также не определена сумма НДС подлежащего восстановлению по счетам-фактурам на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений, по которым был получен налоговый вычет в 3 квартале 2011 года, при таких обстоятельствах, решение налогового органа в части доначисления налогоплательщику НДС в сумме 1538604 руб. обоснованно признанно судом первой инстанции незаконным.
По вышеуказанным основаниям не правомерным являлся вывод налогового органа об увеличении убытка по налогу на прибыль от сельскохозяйственной деятельности за 2012 год на 1583604 руб.
Таким образом, вывод о том, что Обществом излишне возмещен из бюджета налог на добавленную стоимость в 3 квартале 2012 года в сумме 870597 руб. и в 4 квартале 2012 года в сумме 668007 руб. налоговым органом документально не подтвержден.
Налоговый орган не привел доказательств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий, повлекших неполную уплату НДС за 3 квартал 2012 года в сумме 870597 руб., а также за 4 квартал 2012 года в сумме 668007 руб. как в оспариваемом решении, так не представил доказательств и в материалы дела.
В связи с этим, судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области от 27.06.2014 N 10-22/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1538604 руб., в том числе: за 3 квартал 2012 года в сумме 870597 руб., за 4 квартал 2012 года в сумме 668007 руб.; увеличения убытков, исчисленных налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций от сельскохозяйственной деятельности: за 2012 год в сумме 1538604 руб.
Доводы жалобы Инспекции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм налогового законодательства.
Ссылки Инспекции на отсутствие обязанности устанавливать по каким счетам-фактурам производится восстановление налога на добавленную стоимость также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку противоречат положениям п.п.6 п.3 ст.170 НК РФ, а также порядку и основаниям исчисления и уплаты НДС, предусматривающих восстановление налога, равнее принятого к вычету, что предполагает определение конкретных счетов-фактур и сумм налога, как ранее принятого, так и компенсированного за счет соответствующих субсидий.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14.07.2005 г. N 9-П публично-правовая природа налоговых правонарушений и претерпевание негативных последствий их совершения предполагает, что по таким делам требуется обнаружение, выявление налоговых правонарушений, собирание доказательств. Подобного рода функции, как относящиеся к досудебным стадиям производства, по смыслу статей 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, не может выполнять суд. Поэтому законодатель, учитывая публично-правовую природу и специфику налоговых правонарушений и налоговой ответственности, выраженные в соответствующих правоотношениях, вправе наделить налоговые органы определенными правомочиями по осуществлению административной юрисдикции в сфере налоговой ответственности, обеспечивая при этом соблюдение требований статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод и право на обжалование в суд решений и действий органов государственной власти и должностных лиц (п.3.2).
Таким образом, с учетом положений статей 198, 200, 201 АПК РФ, суд не может и не должен в рамках рассмотрения дела о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности определять нарушения налогового законодательства налогоплательщиком, не выявленные и не установленные налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки.
В рассматриваемом случае суд не вправе подменять собой налоговый орган и восполнять недостатки и устранять нарушения, допущенные инспекцией при проведении выездной налоговой проверки, иное свидетельствовало бы о нарушении принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ.
То обстоятельство, что налоговый орган принял оспариваемое решение по не полностью выясненным обстоятельствам, свидетельствует о неправомерности такого решения налогового органа.
Восполнение дефектов налоговой проверки в процессе судебного разбирательства противоречит требованиям статей 100, 101 НК РФ и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также не согласуется с вышеуказанной правовой позицией Конституционного Суда РФ.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Курской области ООО "Курск АгроАктив" произведена уплата государственной пошлины в размере 2000 руб. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с налогового органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта в обжалуемой налогоплательщиком части.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 18.08.2015 по делу N А35-10567/2014 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области без удовлетворения.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 18.08.2015 по делу N А35-10567/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10567/2014
Истец: ООО "Курск АгроАктив"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области
Третье лицо: ИФНС России по г. Курску, Комитет агропромышленного комплекса Курской области