г. Вологда |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А05-8133/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2015 года по делу N А05-8133/2015 (судья Калашникова В.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
открытое акционерное общество "Котласский электромеханический завод" (место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Кузнецова, дом 20; ОГРН 1102904000220, ИНН 2904021840; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; далее - агентство) от 29.06.2015 N 104АП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Агентство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы агентства, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию, в связи с чем, постановлением агентства от 06.11.2014 N 50-т/24 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Котлас" на период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Постановление N 1075), орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Постановлением N 1075 также утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила N 1075), где определен порядок открытия дел об установлении цен (тарифов) и состав информации и документов, предоставляемых регулируемыми организациями, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по теплоснабжению.
Общество направило в агентство заявление от 29.04.2015 N 12/33 о корректировке долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию на 2016/2017 годы с приложением документов согласно описи (вх. агентства от 06.05.2015 N313/2115).
Агентство 19.05.2015 распоряжением N 151-о/т открыло дело о корректировке установленных на 2016-2017 годы тарифов на тепловую энергию и назначило уполномоченного по делу.
В контрольно-административный отдел агентства от заместителя начальника отдела регулирования в сфере теплоснабжения агентства поступила служебная записка от 20.05.2015 Б/N о принятии решения о привлечении общества к административной ответственности в связи с непредставлением в срок до 01.05.2015 документов и материалов, обязанность представления которых предусмотрена подпунктами "и" и "л" пункта 16 Правил N 1075.
По факту выявленного нарушения агентством 15.06.2015 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица. При этом общество представило свои возражения от 01.06.2015 N 28/15-52, в которых указало, что представление документов не является обязательным для регулируемой организации, орган регулирования имел возможность открыть дело по установлению тарифов по собственной инициативе. Кроме того, указало на то, что агентство письмом от 19.05.2015 N 313/1632 установлен срок для представления документов до 11.06.2015, который на момент представления возражений и составления протокола не истек.
По результатам рассмотрения административного дела агентством 29.06.2015 принято постановление N 104АП по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, прийдя к выводу об отсутствии у общества обязанности по представлению всего пакета документов, предусмотренного пунктом 16 Правил N 1075, поскольку в данном случае, как указал суд первой инстанции, имела место не первичная подача регулируемой организацией заявления об установлении тарифа на теплоснабжение, а именно заявление о корректировке тарифа.
Апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, признаются юридические лица, обязанные представить информацию в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, составляет непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения и отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий но контролю, сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Разделом III Основ ценообразования определен порядок установления долгосрочных тарифов и порядок их корректировки.
Пунктом 52 Основ ценообразования установлено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:
а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;
в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;
г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;
д) реализация (ввод производственных объектов в эксплуатацию) и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы;
е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;
ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;
з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
Пунктом 39 Правил N 1075 предусмотрено, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования (пункт 13 Правил N 1075).
Пунктом 15 Правил N 1075 предусмотрено, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. Также приведен перечень информации, которая должна быть указана в заявлении об установлении цен (тарифов).
Пунктом 16 Правил N 1075 предусмотрен перечень документов и материалов, которые должны быть приложены к заявлению об установлении цен (тарифов). При этом для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим (пункт 17 Правил N 1075).
В данном случае общество обратилось в агентство с заявлением от 29.04.2015 N 12/33 о корректировке долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию на 2016/2017 годы с приложением документов согласно описи (вх. агентства от 06.05.2015 N313/2115).
Между тем, как установлено агентством и не оспаривается обществом, с указанным заявлением не представлены в срок до 01.05.2015 документы и материалов, обязанность представления которых предусмотрена подпунктами "и" и "л" пункта 16 Правил N 1075.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции со ссылкой на положения пункта 14 Правил N 1075 об отсутствии у общества обязанности по представлению всего пакета документов, предусмотренного пунктом 16 Правил N 1075, в связи с тем, что имеет место не первичная подача регулируемой организацией заявления об установлении тарифа на теплоснабжение, а именно заявление о корректировке тарифа, апелляционная инстанция считает ошибочными.
Как следует из пункта 14 Правил N 1075 в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Между тем в данном случае имеет место представление регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов), которое согласно положениям пункта 15 Правил N 1075 состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.
Ссылка суда первой инстанции на положения пункта 20 Правил N 1075 также безосновательна, поскольку в данном случае имело место не возникновение необходимости уточнения предложения об установлении тарифов, а отсутствие представления полного пакета документов, предусмотренного пунктом 16 Правил N 1075.
Также апелляционная инстанция отмечает, что в данном случае оспариваемым постановлением агентства обществу вменяется непредставление сведений обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения и отмены тарифов. Соответственно не имеет правового значения для дела тот факт, что на основании запроса агентства от 19.05.2015 N 313/1632 со сроком исполнения до 11.06.2015, общество представило документы, предусмотренные подпунктами "и" и "л" пункта 16 Правил N 1075, до истечения указанного срока.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем установленного порядка регулирования цен в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемых правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Апелляционным судом не установлено процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности. Вынесение постановления о назначении административного наказания произведено в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции уполномоченного должностного лица. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Административный штраф определен в минимальном размере, предусмотренном санкцией КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, оценив обстоятельства дела, характер совершенного обществом правонарушения и степень его общественной опасности, принимая во внимание, что обществом представлены спорные документы в агентство, суд апелляционной инстанции считает возможным с учетом официального толкования, данного в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, признать совершенное обществом правонарушение малозначительным. По мнению апелляционного суда, допущенное обществом правонарушение в данном случае не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не причинило какого-либо существенного вреда личности, обществу или государству. В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, установив малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Поскольку неправильные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неверного решения, оснований для отмены оспариваемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2015 года по делу N А05-8133/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8133/2015
Истец: ОАО "Котласский электромеханический завод"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области