г. Томск |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А45-6945/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Н.В. Марченко, Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Привалова Т.Ю. по доверенности от 02.04.2015 г. (по 31.12.2016 г.), Матвеева Н.А. по доверенности от 05.10.2015 г. (по 31.12.2016 г.)
от ответчика: Колмаков Д.В. по доверенности от 03.06.2015 г. (до 01.07.2015 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансцентр"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 30 июля 2015 года по делу N А45-6945/2015 (судья Чернова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансцентр" (ОГРН 1025401928716, ИНН 5405224858)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (ОГРН 1035402457848, ИНН 5406214965)
о признании недействительной сделки по изменению в одностороннем порядке размера арендной платы, содержание которой выражено уведомлением от 26.12.2014 N 9016/3-11/38 об установлении арендной платы с 01.01.2015 в размере 10 246 420, 30 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрансцентр" (далее - ООО "Стройтрансцентр", истец) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент, ответчик) о признании недействительной сделки по изменению в одностороннем порядке арендной платы, содержание которой выражено уведомлением от 26.12.2014 N 9016/3-11/38 об установлении арендной платы с 01.01.2015 в размере 10 246 420 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.07.2015 г. в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Стройтрансцентр" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Стройтрансцентр", в поданной апелляционной жалобе, дополнениях к ней, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившиеся в неприменении норм, подлежащих применению, применены нормы, не подлежащие применению, неправильное истолкование закона, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Стройтрансцентр" требований.
Департамент в представленном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство по делу, назначенное 07.10.2015 г. откладывалось на 05.11.2015 г.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва ответчика, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.03.2008 между Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области (Арендодатель) и ООО "Стройтрансцентр" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 19-ЗПН, по условиям которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:19:112001:0979, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): примерно в 500 м по направлению на север от ориентира-развязка автодороги Красноярское шоссе и строящейся автодороги М-51, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автомобильная развязка Красноярское шоссе и строящейся автодороги М-51 (Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, севернее развязки автодороги Красноярское шоссе и строящейся автодороги М-51), для использования в целях (разрешенное использование): для строительства общественно-развлекательного комплекса ООО "Стройтрансцентр" в границах, указанных в кадастровой карте (плане), общей площадью 899 993 кв.м.
Срок договора аренды земельного участка с 05.03.2008 по 04.03.2057 (пункт 2.1 договора).
По условиям пункта 3.1 договора аренды размер арендной платы за участок составляет 114 209 рублей 11 копеек в год.
Согласно пункту 3.3 договора аренды расчет арендной платы определен в приложении к настоящему договору и установлен на основании Постановления Администрации Новосибирской области от 06.02.2006 N 6-па "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области".
Размер арендной платы изменяется ежегодно путем умножения существующего размера арендной платы на максимальный индекс инфляции на текущий финансовый год, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 3.4 договора).
Пунктом 3.5 договора стороны согласовали условие о возможности пересмотра размера арендной платы Арендодателем в одностороннем порядке, но не чаще одного раза в год в связи с переоценкой кадастровой стоимости земельного участка (изменение размера земельного налога) или введения коэффициентов к ней, а также в других случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области, с извещением Арендатора за 10 дней до введения изменения. Кроме того, Арендодателем в одностороннем порядке может быть изменен порядок перечисления арендной платы. В этих случаях Арендодатель направляет письменное уведомление Арендатору. Арендатор обязан принять уведомление к исполнению в указанный в нем срок без подписания дополнительного соглашения.
Дополнительным соглашением N 2 от 10.03.2014 к договору аренды земельного участка от 06.03.2008 N 19-ЗНП, пункт 3.1 договора изложен в новой редакции, согласно которой размер арендной платы за участок составляет 772 868 рублей 99 копеек в год.
26.12.2014 N 9016/3-11/38 Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области направил в адрес ООО "Стройтрансцентр" уведомление об изменении размера арендной платы с 01.01.2015 со ссылкой на пункт 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 361-п, арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и выраженной в процентах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с чем, с 01.01.2015 размер арендной платы на год рассчитывается с учетом вышеуказанного порядка и составляет 10 246 420 рублей 30 копеек.
Общество, не согласившись с данным уведомлением, обратилось в арбитражный суд Новосибирской области, с требованиями, впоследствии уточненными, о признании недействительной сделки по изменению в одностороннем порядке размера арендной платы, содержание которой выражено уведомлением от 26.12.2014 N 9016/3-11/38 об установлении арендной платы с 01.01.2015 в размере 10 246 420 рублей 30 копеек.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, пришел к выводу, что изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение согласованных сторонами условий договора и не требует заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка; а также не установил нарушение ответчиком принципа экономической обоснованности определения размера арендной платы за земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы.
Таким образом, в соответствии с указанными положениями пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ было установлено разграничение компетенции по утверждению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С учетом разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
В пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума ВАС N 73) разъяснено, что по договору аренды, заключенному после вступления в силу ЗК РФ, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Как установлено судом первой инстанции, договор аренды от 06.03.2008 N 19-ЗНП был заключен после введения в действие Земельного кодекса РФ, размер арендной платы определен не по результатам торгов, к договору применяется регулируемая арендная плата, следовательно, Положение, утвержденное Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 361-п, определившее размер арендной платы, подлежит применению с момента вступления в силу данного нормативного акта и не требует внесения дополнительного соглашения в договор аренды.
В этой связи, доводы Общества о том, что Постановление N 361-п применяется только к договорам аренды, заключенным после вступления в силу названного Постановления и может применяться в отношении вновь заключаемых договоров аренды; применение пункта 3 Постановления N 361-п в отношении действующего между Обществом и Департаментом договора аренды земельного участка неправомерно, отклоняются.
При этом, иное толкование применения Постановления N 361-п не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному в Постановлении N 582, поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор после вступления в силу названного постановления, оказались бы в неравном положении по сравнению с арендаторами, заключившими договор аренды ранее, в то время как порядок расчета платы является одинаковым для всех категорий лиц.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 9707/13.
Отклоняя доводы истца об установлении Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 361-п альтернативного способа порядка исчисления арендной платы, исходя из кадастровой стоимости, что определено пунктом 14 Положения, суд первой инстанции, правомерно исходил из буквального содержания пункта 14 указанного Положения, предусматривающего изменение арендной платы рассчитанной на основании кадастровой стоимости во взаимосвязи с пунктом 5 Положения, только к тем договорам аренды, по которым арендная плата определена на основании кадастровой стоимости; истец не является тем субъектом, в отношении которого может быть применена кадастровая стоимость по пункту 5 Положения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
Согласно пункту 3.3 договора аренды от 06.03.2008 г. N 19-ЗНП размер арендной платы установлен на основании нормативного правового акта Новосибирской области - Постановления Администрации Новосибирской области от 06.02.2006 г. N 6-па, утратившие силу 27.09.2014 г. в связи с изданием Постановления Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 361-п.
Ссылка ООО "Стройтрансцентр" на согласование сторонами договора аренды методики расчета арендной платы, не основана на условиях договора аренды.
Таким образом, с учетом пункта 3.5 договора аренды, у арендодателя имеется право на пересмотр размера арендной платы.
Вывод суда о том, что направление в адрес истца спорного уведомления от 26.12.2014, не является изменением условий договора аренды от 06.03.2008 или методики расчета арендной платы, как полагает истец, а представляет собой исполнение условий данного договора об изменении размера арендной платы, в связи с изменением нормативного правового акта, регулирующего порядок расчета размера арендной платы, признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Относительно доводов истца о нарушении ответчиком принципов определения размера арендной платы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2009 N 582, суд пришел к выводу об отсутствии таких нарушений.
Как правомерно указал, суд первой инстанции само по себе оспариваемое уведомление от 26.12.2014 не может противоречить принципам определения размера арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2009 N 582, так как размер арендной платы является регулируемым и определяется на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
Применительно к предмету спора, проверка экономической обоснованности самой методики расчета ставки арендной платы, как и конечного размера ставки, установленного Постановлением N 361-п, выходит за пределы предмета заявленных требований, поскольку нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, в том числе, и, в части, установленной формулы расчета арендной платы, не оспорен, не признан недействующим.
Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, предполагает, что в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 г. N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
В данном случае, учитывая оспаривание Обществом уведомления, адресованного конкретно Обществу в рамках заключенного между ним и Департаментом договора аренды, основания для анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, у суда не имелось, поскольку относятся к нормотворческим полномочиям соответствующего органа субъекта Российской Федерации и подлежат оценке при оспаривании непосредственно нормативного правового акта.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В связи с этим, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При наличии согласованных сторонами условий аренды земельного участка, оснований для их неприменения в целях определения подлежащей уплате Обществом арендной платы, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы ООО "Стройтрансцентр", изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права, направлены по существу на переоценку установленных судом по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции по материалам дела, не усматривает.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт отмене, а апелляционная жалобы удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 июля 2015 года по делу N А45-6945/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Н.В.Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6945/2015
Истец: ООО "Стройтрансцентр"
Ответчик: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области