г. Хабаровск |
|
19 ноября 2015 г. |
А73-7461/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Строительное управление N 277": Мирославской Л.С.;
от Управления Министерства внутренних дел по Хабаровскому краю: Никифорова М.В., Саяпина Е.В.;
от Общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Строительное управление N 277" и общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест"
на решение от 31.08.2015 по делу N А73-7461/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Строительное управление N 277"
к Управлению Министерства внутренних дел по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Строительное управление N 277" (ОГРН 1022701191523, ИНН 272301001; далее - ОАО "СУ N 277", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - управление, регистрирующий орган), изложенного в письме от 21.04.2015 N 90, о прекращении (аннулировании) государственной регистрации автотранспортного средства - грузового тягача седельного HOWO ZZ4257V3247N1B", 2011 года выпуска VIN LZZ5CLVB8BW631541, двигатель D12.42-30-110517038547, признании паспорта указанного транспортного средства недействительным, выставлении паспорта транспортного средства и государственных регистрационных знаков в розыск, а также об обязании управления восстановить регистрационный учет транспортного средства - "HOWO ZZ4257V3247N1B", 2011 года выпуска VIN LZZ5CLVB8BW631541, двигатель D12.42-30-110517038547 за заявителем.
Решением суда от 31.08.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и признать незаконным решение управления и обязать восстановить регистрационный учет спорного транспортного средства, ссылаясь на неполное выяснение всех обстоятельств спора.
Данная позиция поддержана представителем заявителя в судебном заседании второй инстанции.
Представители управления в заседании апелляционного суда отклонили позицию апеллянта.
Кроме того, от ООО "Магадан-Тест", не являющегося лицом, участвующим в настоящем деле, также поступила апелляционная жалоба на судебное решение.
В соответствии с частью 1 статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных названным Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Статьей 42 АПК РФ предусмотрено, что лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным АПК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Из обжалуемого решения Арбитражного суда Магаданской области от 31.08.2015 апелляционным судом не установлено, что в нем содержатся выводы, которые затрагивают права и обязанности по отношению к лицу, участвующему в деле - ООО "Магадан-Тест".
То обстоятельство, что определением суда от 29.07.2015 у этого юридического лица истребованы документы, не свидетельствует о том, что заявитель жалобы в порядке статьи 42 АПК РФ имеет право на обжалование вышеназванного судебного решения.
При таких обстоятельствах, производство по апелляционной жалобе ООО "Магадан-Тест" подлежит прекращению.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы ОАО "СУ N 277", заслушав лиц, участвовавших дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 08.02.2012 N 05/2012 общество приобрело в собственность транспортное средство - грузовой тягач седельный HOWO ZZ4257V3247N1B", 2011 года выпуска, VIN LZZ5CLVB8BW631541, двигатель D12.42-30-110517038547, государственный регистрационный знак В674КО27. Паспорт транспортного средства 79 УЕ 540170 выдан 14.11.2011 Биробиджанским таможенным постом и его регистрация произведена 14.02.2012 МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю.
В подтверждение соответствия транспортного средства требованиям Специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, на вышеуказанный тягач Обществом с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" выдан сертификат соответствия от 01.11.2011 NС-СN.АВ23.А.05781, согласно которому транспортному средству присвоен экологический класс 4.
Впоследствии обществу стало известно, что регистрация спорного автотранспортного средства прекращена (аннулирована) в связи прекращением действия (аннулирования) вышеназванного сертификата
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "СУ N 277" в арбитражный суд с требованием о признании решения регистрирующего органа, изложенного в письме от 21.04.2015 N 90, о прекращении (аннулировании) государственной регистрации автотранспортного средства - грузового тягача седельного HOWO ZZ4257V3247N1B", 2011 года выпуска VIN LZZ5CLVB8BW631541, двигатель D12.42-30-110517038547, признании паспорта указанного транспортного средства недействительным, выставлении паспорта транспортного средства и государственных регистрационных знаков в розыск, а также об обязании восстановить регистрационный учет данного транспортного средства.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий, поскольку регистрирующий орган правомерно прекратил (аннулировал) регистрацию транспортного средства и снял его с регистрационного учета на основании аннулированного сертификата соответствия от 01.11.2011 N С-СN.А
В23.А.05781.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данными выводами, проверив которые апелляционная коллегия считает обоснованными.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 3 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В пункте 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила) указано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил).
С 01.01.2015 в силу вступил Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, в силу подпункта 5 пункта 16 которого реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с пунктами 11 - 14 и приложением N 8 к данному техническому регламенту - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Положения наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 36 Положения в строке "13. Экологический класс" прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
В силу пункта 70 Положения заполнение строки "экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует Сведения о выданных одобрениях типа транспортного средства, одобрениях типа шасси, сертификатах соответствия и свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства (приложение N 4) и не реже одного раза в месяц передает их в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России для использования в информационных и контрольных целях.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
Пунктом 72 Положения предусмотрено, что выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
В силу пункта 3 Постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Поскольку данные об экологическом классе транспортного средства вносятся в паспорт транспортного средства на основании сертификата соответствия, прекращение действия сертификата соответствия транспортного средства, в силу пунктов 9 и 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, влечет за собой недействительность паспорта транспортного средства и запрет к допуску такого транспортного средства к участию в дорожном движении.
Из материалов дела следует, что по информации Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) управлением установлено, что прекратил действие (аннулирован) сертификата соответствия транспортного средства от 01.11.2011 N С-СN.АВ23.А.05781, на основании которого выдан паспорт транспортного средства на тягач "HOWO ZZ4257V3247N1B", принадлежащий обществу.
Таким образом, получив информацию из компетентного надзорного органа, регистрирующий орган обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, произвел аннулирование регистрационных действий со спорным автомобилем и уведомил об этом ОАО N СУ N 272". Письмом от 21.04.2015,чем не нарушал права и законные интересы заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
Данный вывод не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2011 N 5-П и определении от 07.12.2006 N 544-О, в соответствии с которой реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
С учетом изложенного, вывод арбитражного суда от отказе обществу в заявленных требованиях признается законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 150, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 21.10.2015 N 221 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.08.2015 по делу N А73-7461/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Строительное управление N277" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7461/2015
Истец: ОАО "Строительное управление N 277"
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю
Третье лицо: Мирославская Любовь Сергеевна, ООО "Магадан-тест"