Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф06-5392/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А65-13306/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" - до и после перерыва представитель не явился, извещено
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - до перерыва представитель не явился, извещена, после перерыва представителя Чукаевой Н.Б. (доверенность от 20.07.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 - 11 ноября 2015 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 августа 2015 года по делу N А65-13306/2015 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ОГРН 1021607354592, ИНН 1633000190), Республика Татарстан, Пестречинский район, с.Пановка, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительными решений N 2.11-0-19/59 от 05 марта 2015 года, N 2.11-0-16/60 от 05 марта 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) N 2.11-0-19/59 от 05 марта 2015 года, N 2.11-0-16/60 от 05 марта 2015 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения необоснованного исключения из состава доходов, подлежащих налогообложению, доходов, полученных от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказанных) осужденными, привлеченными к труду; решения по апелляционной жалобе УФНС России по Республике Татарстан N 2.14-0-18/008163@ от 06 апреля 2015 года; об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год в сумме 295 010 руб.
Заявитель уточнил предмет требования и просил признать решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан N 2.11-0-19/59 от 05 марта 2015 года, N 2.11-0-16/60 от 05 марта 2015 года об отказе в привлечении к ответственности недействительными в полном объеме, заявил отказ от заявленных требований к УФНС России по Республике Татарстан, а также заявил отказ от требований в части обязания возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год в сумме 295 010 руб. Отказ от заявленных требований в части признания недействительным решения УФНС России по Республике Татарстан от 06 апреля 2015 года N 2.14-0-18/008163@ и в части обязания возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год в сумме 295 010 руб. принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 августа 2015 года отказ заявителя от требований о признании недействительным решения УФНС России по Республике Татарстан N 2.14-0-18/008163 от 06 апреля 2015 года и о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 295 010 руб. принят, производство по делу в указанной части прекращено. Заявление удовлетворено, решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан об отказе в привлечении к налоговой ответственности N 2.11-0-19/59, N 2.11-0-19-60 от 05 марта 2015 года признаны незаконными. На Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению инспекции, реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией. Под государственной функцией следует понимать привлечение осужденных к труду. Указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06 ноября 2015 года объявлялся перерыв до 14 час 05 мин 11 ноября 2015 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 11 ноября 2015 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяца 2011 года и за полугодие 2012 года.
По результатам проверки налоговым органом составлены акты камеральной налоговой проверки N 2.11-0-19/9 от 12 января 2015 года, N 2.11-0-19/10 от 12 января 2015 года, по результатам которого приняты решения N 2.11-0-19/59 от 05 марта 2015 года, N 2.11-0-19/60 от 05 марта 2015 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением N 2.11-0-19/59 от 05 марта 2015 года налогоплательщику доначислен налог на прибыль в сумме 175 598 руб., решением N 2.11-0-19/60 от 05 марта 2015 года доначислена сумма авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 79 614 руб., налог на прибыль в размере 39 807 руб.
Учреждение, на основании статей 137,138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обжаловало указанные решения в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 06 апреля 2015 года N 2.14-0-18/008163@ решения инспекции оставлены без изменений.
Основанием для вынесения оспариваемых решений явился вывод налогового органа о необоснованном исключении из состава доходов, подлежащих налогообложению, доходы, полученные от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказаны) осужденными, привлеченными к труду, что привело к занижению доходов от реализации.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что деятельность учреждения, приносящая доход, осуществляется им в соответствии с целями создания и доходы, полученные от привлечения осужденных, подпадают под действие подпункта 33.1 статьи 251 НК РФ.
Возражая против заявленных требований, налоговый орган указывает, что реализация продукции, выпускаемая казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией, в связи с чем доходы, полученные от реализации продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке и положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ не применяются.
Из материалов дела, в том числе из оспариваемого решения, следует, что продукция получена исключительно за счет привлечения осужденных к труду. Данный факт не оспаривается налоговым органом и подтверждается учреждением.
В соответствии со статьей 257 НК РФ объектом налогообложения признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Данная правовая норма введена Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) и действует с 01 января 2011 года.
Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду являются доходами федерального бюджета, порядок отражения которых установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", а также приказом Министерства финансов Российской Федерации 21 июля 2010 года N 73н, утвердившего Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности (далее - Порядок).
Согласно пункту 8 Порядка операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании расходных расписаний, а лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
В силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Следовательно, данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, в том числе, привлекать осужденных к труду.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, на Федеральную службу исполнения наказаний возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Из пункта 5 указанного положения следует, что Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом указанных норм одной из государственных функций ФСИН России является привлечение осужденных к оплачиваемому труду.
В пункте 1.1 устава учреждения установлено, что ФКУ "ИК - 3 УФСИН России по Республике Татарстан" является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение по своей организационно - правовой форме является федеральным казенным учреждением, что следует из пункта 1.6. устава.
В пункте 1.10 устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан указано, что учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.20-34).
Факт привлечения учреждением осужденных к труду налоговым органом не оспаривается, кроме того, данный факт подтверждается самим заявителем.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка N 73н средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05 сентября 2008 года N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Приведенные нормативные акты трактуют рассматриваемые доходы как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не как выручку от реализации продукции.
При таких обстоятельствах указанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Указанная позиция подтверждена судебной практикой, изложенной в частности, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07 октября 2014 года N Ф06-15396/13 по делу N А12-5970/2014.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан N 2.11-0-19/59 от 05 марта 2015 года, N 2.11-0-19/60 от 05 марта 2015 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являются незаконными и признаны недействительными, как не соответствующие закону и нарушающие права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной услугой, работой, а также иной государственной функцией, несостоятельны. Обязанность учреждения привлекать осужденных к труду предусмотрена законом, а именно: пунктом 3 статьи 13 Закона N 5473-1, то есть является государственной функцией, выполняемой учреждением, соответственно доходы от данной деятельности, зачисляемые в федеральный бюджет, получены непосредственно в связи с осуществлением учреждением государственной функции. Поэтому они не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что под государственной функцией следует понимать привлечение осужденных к труду, в связи с чем указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке, отклоняется. Действительно, государственной функцией является привлечение осужденных к труду. Однако в данном случае спорные доходы напрямую связаны с осуществлением учреждением этой государственной функции, закрепленной также в его уставе, являясь следствием её реализации.
Ссылка инспекции на письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18 необоснованна, так как данные в нем разъяснения не являются общеобязательными и не могут быть применены арбитражным судом в случае их противоречия закону.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 26 августа 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 августа 2015 года по делу N А65-13306/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13306/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф06-5392/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N3 УФСИН России по РТ, Пестречинский район, с. Пановка
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан, г. Казань