г. Москва |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А40-105982/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Е.А. Солоповой
Судей Р.Г. Нагаева, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Бельковым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2015
по делу N А40-105982/14, принятое судьей О.Ю. Суставовой
по заявлению ООО "КАРТЕСО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" (ОГРН 1025100652906; 663310, 184500, Мурманская обл., г. Мончегорск)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (129223, г. Москва, пр-т Мира, ВВЦ, стр. 164)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Дозоров Р.Е. по дов. от 15.06.2015
от заинтересованного лица - Стрельников А.И. по дов. от 01.10.2015 N 56-05-08/98; Семенова Д.К. по дов. от 12.05.2015 N 56-05-08/89
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2015 по заявлению ООО "КАРТЕСО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" (Кипр) (далее - иностранная компания) признано недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.12.2013 N56-11-32/13461 в части отказа в возврате излишне удержанного налога по выплаченным иностранной организации доходам в сумме 662 730, 57 руб.; в удовлетворении требования в части суммы налога, удержанной и перечисленной в бюджет налоговым агентом ЗАО АКБ "ЦентроКредит" отказано.
Не согласившись с принятым решением, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворенного требования, отказать в удовлетворении требования полном объеме.
В обоснование своей позиции инспекция ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу иностранная компания просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель инспекции поддержал доводы и требования поданной апелляционной жалобы, представитель иностранной компании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2015 подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что 19.11.2013 иностранная компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате суммы налогов, удержанных с дивидендов от источников в Российской Федерации, подлежащих возврату в размере 840 000 руб. с предоставлением документов, установленных в п. 2 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Основанием для отказа в возврате заявленной суммы налогов, послужили выводы о невыполнении иностранной компанией обязанности по представлению документов, установленных в п. 2 ст. 312 НК РФ для получения заявленной льготы.
В частности, инспекцией отказано в возврате суммы налога раннее удержанного на основании следующих обстоятельств:
- из представленного пакета документов, не представляется возможным установить каким количеством акций ОАО "ГМК "Норильский никель" владеет иностранная компания (фактически подтверждено приобретение 65 431 акции);
- не представлена выписка из реестра акционеров организации-эмитента, что не позволяет определить иностранную компанию, как держателя акций, либо депозитария - как номинального держателя;
- организацией-эмитентом не подтверждается выплата дивидендов депозитарию в суммах, в которых депозитарий перечислил суммы иностранной организации, при этом согласно представленным договорам купли-продажи ценных бумаг - сделок РЕПО, фактически компания с ограниченной ответственностью "КАРТЕСО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" на момент выплаты дивидендов не владела акциями ОАО "FMK "Норильский никель"";
- несоответствие сведений, отраженных в заявлении на возврат удержанного налога по форме 1012DT(2002) и информации, отраженной в приложении к данной форме.
ФНС России по результатам рассмотрения жалобы иностранной компании оставила ее без удовлетворения (решение по жалобе от 04.04.2014).
Иностранная компания, считая такие действия инспекции незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в рассматриваемой части, исходил из того, что иностранной компанией представлены необходимые документы, подтверждающие право на возврат налога, удержанного в соответствии со статьей 214.6 или 310.1 НК РФ.
Между тем, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции необоснованно не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 312 НК РФ возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, либо настоящей статьей предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии предоставления следующих документов: заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства; копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, за исключением случаев выплаты дохода по ценным бумагам российских организаций.
В случае возврата налога, удержанного в соответствии со статьей 214.6 или 310.1 НК РФ, дополнительно представляется, в частности, документ, подтверждающий осуществление заявителем прав по ценным бумагам российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении ценных бумаг российской организации), по которым была осуществлена выплата доходов, на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода, или документ, подтверждающий, что права по таким ценным бумагам на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, осуществлялись в интересах заявителя управляющей компанией.
Права владельцев эмиссионных ценных бумаг бездокументарной формы выпуска удостоверяются записями на лицевых счетах в системе ведения реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях (абзац второй статьи 28 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" держатель реестра обязан по требованию зарегистрированного лица предоставить выписку из реестра по его лицевому счету в течение трех рабочих дней. Выписка из реестра должна содержать установленную нормативными актами Банка России информацию на дату, указанную в этой выписке. Держатель реестра несет ответственность за полноту и достоверность предоставленной из реестра информации, в том числе сведений, содержащихся в выписке из реестра по лицевому счету зарегистрированного лица.
Депозитарий также несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо в силу положений ст. 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Следовательно, лицо, обращающееся с заявлением о возврате налога, удержанного в соответствии со статьей 214.6 или 310.1 НК РФ, должно представить выписку из реестра акционеров либо выписку со счета депо.
На основании представленных документов, а так же расчетов иностранной компанией не было подтверждено право владения акциями в заявленном количестве. Фактически было подтверждено приобретение 56 431 акций.
В: соответствии с выпиской по счету ДЕПО N 111 на 21.05.2010 иностранная компания владела 27 003 акциями ОАО "ГМК "Норильский никель"" по состоянию на 21.05.2010.
Таким образом, иностранная компания на 21.05.2010 не являлась владельцем 84 000 акций ОАО "ГМК "Норильский никель"".
Следовательно, иностранная компания не представила документы, свидетельствующие о праве на применение ставки налога 5%, установленной подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение).
Выводы суда первой инстанции о том, что право на ценные бумаги, были подтверждены представленными в материалы дела договорами и брокерскими отчетами, не могут быт признаны обоснованными, поскольку право собственности на акции в заявленном количестве документально подтверждено не было документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Лицо, обращающееся с заявлением о возврате налога, удержанного в соответствии со ст. 214.6 или 310.1 НК РФ, с учетом требований российского законодательства (Федерального закона "О рынке ценных бумаг") должно представить выписку из реестра акционеров либо выписку со счета депо.
Кроме того, при проверке поданных иностранной компанией документов на возврат заявленной суммы налогов, инспекцией было установлено несоответствие сведений, отраженных в заявлении на возврат удержанного налога и информации, отраженной в приложении к данной форме.
Приказом МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13 "Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации" (далее - Приказ "Об утверждении форм заявлений") утверждены:
* форма N 1011DT (2002) "Заявление иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации (кроме дивидендов и процентов)";
* форма N 1012DT (2002) "Заявление иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с дивидендов и процентов от источников в Российской Федерации".
Инструкции по заполнению названных форм заявлений утверждены приказом МНС России от 20.05.2002 г. N БГ-3-23/259 "Об утверждении Инструкций по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации". Согласно названной Инструкции заявление следует заполнять в трех экземплярах. Первый экземпляр для налогового органа по месту постановки на учет налогового агента, выплатившего доход и удержавшего налог, второй - для компетентного или уполномоченного им налогового или финансового органа иностранного государства - страны постоянного местопребывания заявителя, третий - для заявителя.
В ходе проверки установлено расхождение в количестве ценных бумаг, отраженных в разделе 3 Заявления по форме 1012D(2002) и приложением к данной форме, а именно: в Заявлении в графе "количество акций" Раздела 3 количество акций указано как 80 000.
В Приложении к форме 1012D(2002) указано 84 000 акций:
* 65 000 акций с датой приобретения 29.06.2009;
* 5 000 акций с датой приобретения 01.10.2009;
* 3 000 акций с датой приобретения 15.10.2009;
* 3 000 акций с датой приобретения 26.03.2010;
* 5 000 акций с датой приобретения 12.02.2009;
* 3 000 акций с датой приобретения 03.06.2009.
Вместе с тем, сумма налога, заявленная к возврату, рассчитана исходя из количества владения 80 000 акций.
Таким образом, иностранной компанией нарушена форма заполнения заявления и на основании этого данное заявление было оставлено без рассмотрения.
Кроме того, в данном случае суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы инспекции о том, что применение пониженной ставки по налогу на прибыль является льготой налогоплательщика (п. 1 ст. 56 НК РФ), соответственно, доказывать право на ее применение, возложено на заявителя, а не на налоговый орган.
В соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ требования каких-либо иных, кроме перечисленных в п. 2 указанной статьи, документов со стороны налогового органа не допускается.
Из положений статьи 312 НК РФ следует, что указанное в ней заявление на возврат и приложенные к нему документы рассматриваются налоговым органом не путем проведения камеральной проверки (ст. 88 Кодекса), а в рамках статьи 78 НК РФ (т.е. решение должно быть принято в течение 10 дней со дня поступления заявления на возврат).
Соответственно, инспекция в силу отсутствия правовых оснований, не вправе была запрашивать дополнительно документы у других налогоплательщиков (в т.ч. у ОАО "ГМК "Норильский никель") в порядке ст. 93 и 93.1 НК РФ, так как не располагала информацией о сделках.
Налоговый орган в данном случае правомерно указывает, что при выплате дивидендов ОАО "ГМК Норильский никель" налог удерживался по различным ставкам, и соответственно у налогового органа отсутствовала возможность установить по какой именно налоговой ставке был удержан налог с иностранной компании, и, как следствие, не представлялось возможным подтвердить переплату.
В соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Таким образом, для вывода о наличии излишней уплаты налога и удовлетворения заявления о возврате налога необходимо наличие документов, позволяющих установить вид, сумму налога, налоговый период, за который произведен платеж, дату уплаты.
Согласно представленной ОАО "ГМК "Норильский никель" декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года в качестве налогового агента был уплачен налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями и от иностранных организаций российскими организациями.
При этом согласно представленной декларации ОАО "ГМК "Норильский никель" выплатил доход с удержанием налога на доходы иностранных организаций по различным ставкам, а именно: 5, 9, 15%.
Таким образом, у инспекции на момент принятия решения не имелась возможность установить, по какой именно ставке был удержан налог и соответственно сумму, заявленную иностранной компанией к возврату.
Информация (письма), подтверждающая факт перечисления дивидендов была представлена в ходе судебных заседаний суда первой инстанции. В ходе проверки представленных документов не был установлен источник происхождения суммы дивидендов, перечисленных ООО "ИФК Метрополь" в адрес организации, из чего инспекция не могла установить уплату с данных сумм налога в бюджет.
Представленные письма были получены в рамках судебных запросов и не были представлены в комплекте документов при подачи заявления на возврат в инспекцию, тогда как налоговый орган руководствовался комплектом документов, которым располагал на момент вынесения решения об отказе в возврате и решение, соответственно, выносилось без учета представленных в суд писем.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 312 НК РФ заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов, а также иные, перечисленные в данном пункте указанной статьи документы, представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается 1 календарный год.
Пунктом 3 статьи 6.1 НК РФ установлено, что срок, исчисляемый годами истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
Согласно представленному заявлению иностранной организации на возврат излишне удержанных сумм налога датой начисления дивидендов является 26.08.2010.
Таким образом, налоговым периодом для выплаченного дохода (дивидендов) является 2010. Следовательно, для дивидендов, выплаченных 26.08.2010, трехлетний срок для реализации права на возврат истек 31.12.2013. Указанный срок является пресекательным.
Соответственно, данные письма не могут быть приняты судом во внимание, так как были получены за пределами трехлетнего срока.
Учитывая вышеизложенное, действия инспекции по отказу иностранной компании к возврату из бюджета Российской Федерации суммы налога в размере 662 730, 57 руб., являются правомерными.
При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении требования иностранной компании в рассматриваемой части подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в заявленном требовании в рассматриваемой части; в остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Судебные расходы по делу распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2015 по делу N А40-105982/14 изменить.
Отменить решение суда в части удовлетворении заявления ООО "КАРТЕСО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" о признании недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 03.12.2013 N56-11-32/13461 об отказе в возврате излишне удержанного налога по выплаченным иностранной организации доходам в сумме 662 730,57 руб.
Отказать ООО "КАРТЕСО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" в удовлетворении заявления о признании недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 03.12.2013 N56-11-32/13461 об отказе в возврате излишне удержанного налога по выплаченным иностранной организации доходам в сумме 662 730,57 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с ООО "КАРТЕСО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" (ОГРН 1025100652906) госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1 500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Солопова |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105982/2014
Истец: Компания с ограниченное ответственностью "Картесо Инвестментс ЛТД", Компания с ОО КАРТЕСО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД, НКО ЗАО НРД
Ответчик: Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N5
Третье лицо: ЗАО "Национальный расчетный депозитарий", ООО "ИФК "Метрополь"