г. Красноярск |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А74-1609/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" ноября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.В.
при участии:
от истца (открытого акционерного общества "Российские железные дороги"):
Ткаченко Н.И., представитель по доверенности от 05.03.2015,
от ответчика (закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт"): Артеменко М.Д., представитель по доверенности от 01.02.2015 N 598, от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия"): Озолина М.В., представитель по доверенности от 11.11.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт" (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 сентября 2015 года по делу N А74-1609/2015, принятое судьёй Ламанским В.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Промышленный транспорт" (далее - ЗАО "Промышленный транспорт") (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531) о взыскании 38 760 442 рублей 07 копеек, в том числе 36 490 831 рубля 42 копеек платы за пользование вагонами, 2 269 610 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 июня 2014 г. по 30 марта 2015 г., и процентов за период с 01 апреля 2015 г. по день исполнения решения.
Истец также заявил о взыскании судебных расходов на отправку заказной корреспонденции в сумме 1089 рублей 10 копеек.
Определением арбитражного суда от 08 апреля 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Русский уголь" (далее - ОАО "Русский уголь") и общество с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" (далее - ООО "СУЭК-Хакасия").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.09.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал следующее:
- условие договора о взимании платы за вагоны, не принадлежащие перевозчику, является ничтожным;
- при расчете платы истец необоснованно применил повышающий коэффициент 3,159, установленный приказами ФСТ от 27.11.2012 N 301-т/1 и от 24.12.2013 N 252-т/1, что противоречит условиям договора;
-при расчете платы истец необоснованно увеличил ее размер на сумму НДС, так как без специальной оговорки в договоре о применении НДС к расчету платы считается, что НДС уже содержится в указанной плате;
-условиями договора предусмотрена плата на задержку вагонов в пути следования в размере 50% от платы, установленной пунктом 12 Тарифного руководства N 2, следовательно, расчет истца неверен, исходя из буквального толкования данного условия договора, плата подлежит уменьшению на 50%;
-задержка вагонов в пути следования произошла из-за нарушения логистики в движении поездов в связи с действиями истца, ЗАО "Промтранс" имело возможность принять вагоны у истца;
- обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания с ветвевладельца платы за пользование вагонами вследствие задержки вагонов в пути следования не зафиксированы надлежащим образом, поскольку документы оформлены с нарушением порядка, установленного Распоряжением истца от 22.03.2012 N 558р;
- истцом не представлены документы, подтверждающие факт нахождения вагонов в период задержки на промежуточных станциях именно на путях общего пользования;
- истец действовал недобросовестно при начислении платы в результате искусственно созданной ситуации по задержке вагонов в пути следования с нарушением ст. 11, 39 УЖТ РФ, так как имел возможность отказать грузоотправителю в согласовании заявки, в том числе по причинам загруженности инфраструктуры ЗАО "Промтранс"; задержка вагонов в пути следования произошла по вине железной дороги из-за подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем перерабатывающую способность пути, что является основанием для отказа в иске по статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (злоупотребление правом);
- суд необоснованно отклонил ходатайство об уменьшении платы на основании статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 23.11.2015.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены как необоснованные, от ОАО "СУЭК-Хакасия" и от ООО "Русский Уголь" в материалы дела поступили отзывы, в которых третьи лица поддерживают доводы апелляционной жалобы.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Промышленный транспорт" (владелец) 24 августа 2007 г. заключили договор N 4 (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 г. N 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г.) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Промышленный транспорт", примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами N 33 и N 69 к пути N 1 и стрелочным переводом N 9 к продолжению пути 1БП парка "Б"; со стороны станции Деповская стрелочным переводом N 941 к пути 1АП парка "А", обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора).
Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО "СУЭК - Хакасия" - 166 вагонов, ООО "Разрез Степной" и ЗАО "Русский Уголь" - 104 вагона, ООО "Хакасразрезуголь" - 43 вагона.
В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 г. N 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г.) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:
- за вагоны, принадлежащие перевозчику - в размере, установленном тарифным руководством N 2;
- за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства N 2.
На станции Черногорские Копи 13 марта 2014 г. по прибытии поезда N 3642, индекс 9200-107-8879 составлены акты общей формы N N 2478, 2477 от 13 марта 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 15 февраля 2014 г. задержаны вагоны по станции Саранчет из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Саранчет 12 марта 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 314, 603, 313, 605, 315, 314, 604, 606, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 605-45 часов по актам N N 2478, 2477. В ведомости подачи и уборки вагонов N 055247 начислена плата в сумме 2 145 918 рублей 60 копеек без учёта НДС или 2 532 183 рублей 94 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 055246 начислена плата в сумме 272 497 рублей 60 копеек без учёта НДС или 321 547 рублей 16 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 11 марта 2014 г. по прибытии поезда N 3618, индекс 8887-909-8879 составлены акты общей формы N N 2341, 2333 от 11 марта 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 02 марта 2014 г. задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 10 марта 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 491, 555, 495, 557, 492, 494, 556, 558, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 184-40 часов по актам N N 2341, 2333. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064487 начислена плата в сумме 501 295 рублей 20 копеек без учёта НДС или 591 528 рублей 33 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064483 начислена плата в сумме 151 334 рублей 40 копеек без учёта НДС или 178 574 рублей 59 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 29 марта 2014 г. по прибытии поезда N 3620, индекс 9200-116-8879 составлены акты общей формы N N 3152, 3153 от 29 марта 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 19 февраля 2014 г. задержаны вагоны по станции Хайрюзовка из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Хайрюзовка 28 марта 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 380, 632, 382, 634, 381, 383, 633, 635, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 879-20 часов по актам N N 3152, 3153. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064510 начислена плата в сумме 1 301 955 рублей 20 копеек без учёта НДС или 1 536 307 рублей 13 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064511 начислена плата в сумме 2 153 233 рублей 60 копеек без учёта НДС или 2 540 815 рублей 64 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 30 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3646, индекс 9200-142-8879 составлены акты общей формы N N 4596, 4597 от 30 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 04 марта 2014 г. задержаны вагоны по станции Туба из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Туба 30 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 506, 811, 508, 813, 507, 509, 812, 814, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 1377-17 часов по актам N N 4596, 4597. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064479 начислена плата в сумме 3 879 775 рублей 90 копеек без учёта НДС или 4 578 135 рублей 56 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064480 начислена плата в сумме 1 425 233 рублей 80 копеек без учёта НДС или 1 681 764 рублей 08 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 24 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3636, индекс 9200-226-8879 составлены акты общей формы N N 4412, 4411 от 24 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 19 апреля 2014 г. задержаны вагоны по станции Минусинск из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Минусинск 24 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 765, 795, 767, 797, 766, 768, 796, 798, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 118-05 часов по актам N N 4411,4412. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064506 начислена плата в сумме 49 885 рублей 20 копеек без учёта НДС или 58 864 рублей 53 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064507 начислена плата в сумме 5542 рублей 80 копеек без учёта НДС или 6540 рублей 50 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 23 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3606, индекс 9200-138-8879 составлены акты общей формы N N 4346, 4345 от 23 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 28 февраля 2014 г. задержаны вагоны по станции Тагул из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Тагул 21 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN475, 786, 478, 788, 476, 477, 787, 789, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 1247-40 часов по актам NN 4346, 4345. В ведомости подачи и уборки вагонов N064512 начислена плата в сумме 1 861 124 рублей 20 копеек без учёта НДС или 2 196 126 рублей 55 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N064513 начислена плата в сумме 3 149 594 рублей 80 копеек без учёта НДС или 3 716 521 рубля 86 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 18 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3636, индекс 8838-023-8879 составлен акт общей формы N3945 от 18 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 07 апреля 2014 г. задержаны вагоны по станции Назарово из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Назарово 17 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN691, 753, 692, 754, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 244-04 часов по акту N3945. В ведомости подачи и уборки вагонов N064478 начислена плата в сумме 877 635 рублей 20 копеек без учёта НДС или 1 035 609 рублей 53 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 22 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3604, индекс 9200-227-8879 составлен акт общей формы N 4262 от 22 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 20 апреля 2014 г. задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 21 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 781, 784, 780, 785, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 23-15 часов по акту N 4262. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064471 начислена плата в сумме 519 рублей 30 копеек без учёта НДС или 612 рублей 77 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 05 мая 2014 г. по прибытии поезда N 3608, индекс 9200-229-8879 составлены акты общей формы N N 4771, 4772 от 05 мая 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 22 апреля 2014 г. задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 03 мая 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 790, 834, 792, 833, 791, 793, 830, 832, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 264-15 часов по актам N N 4771, 4772. В ведомости подачи и уборки вагонов N 072660 начислена плата в сумме 254 406 рублей 60 копеек без учёта НДС или 300 199 рублей 78 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 072661 начислена плата в сумме 381 609 рублей 90 копеек без учёта НДС или 450 299 рублей 68 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 02 мая 2014 г. по прибытии поезда N 3610, индекс 9200-238-8879 составлены акты общей формы N N 4648, 4647 от 02 мая 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 30 апреля 2014 г. задержаны вагоны по станции Подсиний из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Подсиний 01 мая 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 815, 819, 817, 821, 816, 818, 820, 822, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 31-35 часов по актам N N 4648, 4647. В ведомости подачи и уборки вагонов N 072648 начислена плата в сумме 11 622 рублей 80 копеек без учёта НДС или 13 714 рублей 90 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 072649 начислена плата в сумме 1660 рублей 40 копеек без учёта НДС или 1959 рублей 27 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 12 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3232, индекс 8838-198-8879 составлен акт общей формы N 3766 от 12 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 04 апреля 2014 г. задержаны вагоны по станции Красная Сопка из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Красная Сопка 11 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель и владелец уведомлены извещениями N N 681, 720, 682, 721, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 160-30 часов по акту N 3766. В ведомости подачи и уборки вагонов N 072650 начислена плата в сумме 523 627 рублей без учёта НДС или 617 879 рублей 86 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 17 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3560, индекс 8880-534-8879 составлены акты общей формы N N 3943, 3941 от 17 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 22 февраля 2014 г. задержаны вагоны по станции Казановская из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Казановская 17 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 415, 749, 417, 751, 416, 418, 750, 752, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 1284-00 часов по актам N N 3943, 3941. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064508 начислена плата в сумме 368 428 рублей без учёта НДС или 434 745 рублей 04 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064509 начислена плата в сумме 4 200 079 рублей 20 копеек без учёта НДС или 4 956 093 рублей 45 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 03 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3614, индекс 9200-170-8879 составлен акт общей формы N 3340 от 03 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 29 марта 2014 г. задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 02 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 645, 669, 646, 670, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 112-14 часов по акту N 3340. В ведомости подачи и уборки вагонов N 063412 начислена плата в сумме 46 728 рублей 90 копеек без учёта НДС или 55 140 рублей 10 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 11 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3710, индекс 8880-600-8879 составлены акты общей формы N N 3752, 3753 от 11 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 20 марта 2014 г. задержаны вагоны по станции Крупская из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Крупская 11 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 629, 716, 631, 718, 632, 630, 717, 719, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 523-40 часов по актам N N 3752, 3753. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064460 начислена плата в сумме 1 346 420 рублей без учёта НДС или 1 588 775 рублей 60 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064466 начислена плата в сумме 439 050 рублей без учёта НДС или 518 079 рублей с НДС.
На станции Черногорские Копи 03 мая 2014 г. по прибытии поезда N 3724, индекс 8887-938-8879 составлены акты общей формы N N 4698, 4699 от 03 мая 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 20 апреля 2014 г. задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 02 мая 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 773, 829, 775, 831, 774, 776, 833, 835, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 281-40 часов по актам N N 4698,4699. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064481 начислена плата в сумме 136 144 рублей 80 копеек без учёта НДС или 160 650 рублей 86 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064482 начислена плата в сумме 559 706 рублей 40 копеек без учёта НДС или 660 453 рублей 55 копеек с НДС.
На станции Черногорские Копи 20 апреля 2014 г. по прибытии поезда N 3702, индекс 8880-605-8879 составлены акты общей формы N N 4016, 4015 от 20 апреля 2014 г. о том, что на основании распоряжения перевозчика 26 февраля 2014 г. задержаны вагоны по станции Жерлык из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателей ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Жерлык 19 апреля 2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 441, 761, 443, 763, 442, 444, 762, 764, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 1233-12 часов по актам N N 4016, 4015. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064497 начислена плата в сумме 777 756 рублей 10 копеек без учёта НДС или 917 752 рублей 19 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 064498 начислена плата в сумме 4 242 306 рублей без учёта НДС или 5 005 921 рубля 08 копеек с НДС.
Всего начислена плата в размере 36 656 796 рублей 53 копеек с НДС, с учётом уточнения исковых требований истец просил взыскать 36 490 831 рубля 42 копеек.
Ссылаясь на обязанность ответчика в силу пункта 20 договора от 24 августа 2007 г. N 4 уплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и обоснованно установлено судом первой инстанции правоотношения сторон возникли в связи с исполнением договора от 24.08.2007 N 4 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Данные отношения регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.
В рамках настоящего дела удовлетворяя исковые требования о взыскании платы за пользование вагонами, суд первой инстанции исходил из наличия условия в договоре о взыскании платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику в связи с задержкой вагонов на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, отсутствием оснований для освобождения от внесения данной платы, поскольку наличие вины перевозчика не доказано.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2011 г. N 12745/10, от 18 октября 2012 г. N 6424/12, от 10 марта 2009 г. N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования. Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства N 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО "РЖД"), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии со статьёй 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчёта платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Исковые требования основаны на условиях договора от 24 августа 2007 г. N 4. Стороны согласовали возможность внесения платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику. Так, в абзаце 1 пункта 20 договора от 24 августа 2007 г. N 4 предусмотрено, что время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами: - за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 Тарифного руководства N2.
Учитывая правовые позиции высших судов и достигнутое сторонами соглашение о взимании платы за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами, судом первой инстанции был обоснованно отклонен довод ответчика о ничтожности пункта 20 договора от 24 августа 2007 г.
С учётом заявленного предмета иска суд первой инстанции правомерно включил в предмет доказывания следующие обстоятельства: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования; "бросание" подвижного состава повлекло нарушение сроков доставки.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22 марта 2012 г. N 558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В Тарифном руководстве N 1 под перевозкой порожнего вагона понимается перевозка груза на своих осях. Представленные в дело дорожные ведомости на перевозку грузов подтверждают факт просрочки доставки порожних вагонов относительно указанных в ведомостях сроков доставки.
Статьёй 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приёма на железнодорожной станции назначения стороны определили в протоколе разногласий от 27 января 2011 г. к договору от 24 августа 2007 г. N 4 при согласовании условий абзаца 1 пункта 20 договора. В дополнительном соглашении N 579, данный пункт в редакции протокола согласования разногласий от 27 января 2011 г. дополнен абзацем третьим и четвертым, в которых сказано, что плата за пользование вагонами в указанных в данном пункте случаях начисляется на основании акта общей формы, составленного в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика и владельца с указанием причины задержки вагонов, количества всех задержанных вагонов, их номеров и времени начала и окончания задержки вагонов.
В подтверждение обстоятельств отсутствия своей вины в задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования и обоснования начисления суммы платы за пользование вагонами истцом (перевозчиком) представлены акты общей формы, ведомости подачи-уборки вагонов.
Согласно представленным истцом актам общей формы, следовавшие в адрес ОАО "Русский уголь" и ООО "СУЭК-Хакасия" в марте, апреле, мае 2014 года порожние вагоны задержаны в пути следования на промежуточных станциях из-за неприёма их станцией Черногорские Копи, по зависящим от них причинам: большого скопления порожних вагонов следовавших в адрес ОАО "Русский уголь" и ООО "СУЭК-Хакасия" на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО "Промтранс", фронтах погрузки/выгрузки ОАО "Русский уголь", ООО "СУЭК-Хакасия", нарушения технологических сроков оборота вагонов.
На станциях задержки вагонов составлялись акты общей формы о задержке вагонов, фиксирующие причину задержки, номер вагона, наименование грузополучателя. Представителям грузополучателей - ООО "СУЭК-Хакасия" и ОАО "Русский уголь", а также ветвевладельцу ЗАО "Промтранс" вручались извещения о задержке вагонов на определённой станции, подписанные начальником станции Черногорские Копи В.В. Табастаевой. По прибытии задержанных вагонов на станцию Черногорские Копи железной дорогой составлялись акты общей формы.
Из материалов дела следует, что ответчиком и третьими лицами не приведены убедительные аргументы и доказательства в опровержение доводов иска, не доказано, что задержка вагонов произошла по вине перевозчика. Несогласованные действия ответчика и третьих лиц по эксплуатации пути необщего пользования без учёта перерабатывающей способности пути необщего пользования ведут к избыточному заказу вагонов контрагентами ответчика, скоплению вагонов на станции Черногорские Копи и на подходах к станции. Нарушение технологических сроков оборота вагонов (их простой под погрузкой) усугубляет ситуацию. Наличие у третьих лиц возможности принять порожние вагоны на свои пути ещё не свидетельствует о наличии такой возможности у собственника пути необщего пользования. Так, представленными истцом справками о количестве вагонов на подходе к станции Черногорские Копи, следовавших в адрес контрагентов ЗАО "Промтранс" в марте, апреле, мае 2014 года, о количестве вагонов, находящихся на станции, в сравнении с количествами заявленных и погруженных ежесуточно вагонов, подтверждается избыточное количество вагонов, находящихся как на станции, так и на подходе к станции относительно перерабатывающей способности пути необщего пользования.
Довод ответчика и третьих лиц о продлении сроков доставки груза в связи с задержкой вагонов на промежуточных станциях на основании приказа МПС РФ N 27 был обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям. Так, согласно статье 33 УЖТ РФ в редакции, действующей на момент задержки вагонов, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Дату приёма грузов для перевозки и расчётную дату истечения срока доставки грузов, определённую исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приёме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приёме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Статья 33 УЖТ РФ устанавливает обязанность перевозчика доставить груз в срок. Таким образом, указанный в перевозочном документе срок доставки грузов должен соблюдаться перевозчиком, поскольку за нарушение срока доставки груза предусмотрена ответственность перевозчика. Пункт 6.6. приказа МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 27 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" о том, что сроки доставки груза увеличиваются в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, не отменяет положений статьи 33 УЖТ РФ относительно расчёта срока доставки груза. Пункт 6.6. правил N 27 имеет целью исключить ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза, если нарушение произошло не по вине перевозчика, и не может применяться, как исключающий ответственность грузополучателей, владельцев путей необщего пользования за задержку следовавших в их адрес порожних вагонов, если такая задержка произошла по их вине.
Довод о необоснованном увеличении истцом размера платы на сумму НДС также был обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.
Так, согласно части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. Плата за пользование вагонами начислена на основании ставок Тарифного руководства N 2, в котором отсутствует указание о включении в состав ставок суммы НДС, следовательно, налог подлежит начислению дополнительно.
Доводы ответчика об ошибочности расчёта платы в связи с тем, что, исходя из буквального толкования пункта 20 договора, плата подлежит уменьшению на 50%, а также о необоснованном применении при расчёте платы повышающего коэффициента 3,159, установленного приказами ФСТ от 27 ноября 2012 г. N 301-т/1, правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве обоснованных.
Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 г. N 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г.) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства N 2.
Пунктом 12 Тарифного руководства N 2 предусмотрено, что время ожидания подачи или приёма вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведённых в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства. Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 г. N 643, плата за дополнительные работы (услуги), выполняемые перевозчиком на железнодорожном транспорте в местах общего пользования в виде предоставления железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в течение времени ожидания его подачи или приёма по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами относится к регулируемым ценам.
Поскольку стороны достигли согласия по вопросу установления платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику путём отсылки к пункту 12 Тарифного руководства N 2, соответственно, плата подлежит начислению по ставкам, предусмотренным этим Тарифным руководством. Таким образом, несмотря на то, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, плата не может быть установлена в ином размере, чем размер, предусмотренный пунктом 12 Тарифного руководства N 2, так как ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому для него тарифы, сборы и плата, регулируются государством.
По этой же причине судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о необоснованном применении истцом коэффициента 3,159. Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определённых в соответствии с названным Тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В спорный период приказом ФСТ от 27 ноября 2012 г. N 301-т/1 установлен коэффициент к ставкам платы за пользование вагонами, контейнерами и размером уменьшения действующих тарифов, установленных Тарифным руководством N 2 в размере 3,159.
Кроме того, в силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учётом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписка, практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Предшествующее согласованию пункта 20 в дополнительном соглашении от 28 октября 2010 г. N 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г. поведение сторон свидетельствует о том, что ответчиком названое условие договора толковалось и понималось также как и перевозчиком: а именно, что плата за вагоны, не принадлежащие перевозчику, подлежит взысканию в размере 50% от платы за вагоны, принадлежащие перевозчику, с учётом индексации.
Об этом свидетельствует также и последующее поведение ответчика: так, при рассмотрении дел N N А74-101/2015, А74-102/2015, А74-6943/2014, А74-6942/2014 по аналогичным спорам ответчик такого довода не заявлял. В этой связи иная интерпретация условия пункта 20 договора правомерно не принята судом первой инстанции.
Ссылка ответчика на недоказанность обстоятельств, являющихся основанием для взыскания с ветвевладельца платы за пользование вагонами, поскольку документы оформлены с нарушением порядка, установленного Распоряжением ОАО "РЖД" от 22 марта 2012 г. N 558р, правомерно признана судом первой инстанции в качестве несостоятельной, поскольку указанным распоряжением утверждены методические рекомендации по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения, соответственно, предусмотренный в нем порядок оформления задержки вагонов в пути следования носит рекомендательный характер. В то же время нормативно установлен порядок оформления указанных обстоятельств Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждёнными Приказом МПС от 18 июня 2003 г. N 26. Истцом предоставлены в дело документы, составленные в соответствии с Правилами N 26.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил, перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передаётся вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акты общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись грузополучателям, об отказе от подписи, являются надлежащими доказательствами факта задержки вагонов.
Доводы ответчика и третьих лиц о недобросовестности ОАО "РЖД", поскольку перевозчик имел возможность отказать грузоотправителю в согласовании заявки, в том числе по причинам загруженности инфраструктуры ЗАО "Промтранс", правомерно признаны судом первой инстанции не обоснованными по следующим основаниям.
Так, статьёй 11 Устава предусмотрено направление согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов для согласования владельцу инфраструктуры, в расположении которого находится станция отправления. Согласование заявки на перевозку грузов владельцем инфраструктуры, в распоряжении которого находится станция назначения, Уставом не предусмотрено.
Перечнем критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов, утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06 сентября 2010 г. N 192 (зарегистрировано в Министерства юстиции Российской Федерации 29 декабря 2010 г. N 19426) не предусмотрен отказ грузоотправителю в осуществлении перевозки в связи с отсутствием у грузополучателя технологической возможности принять вагоны. Кроме того, поскольку в пути следования возможны задержки поездов, перевозчик при согласовании заявки различным грузоотправителям на перевозку грузов с различных станций отправления не может предугадать количество вагонов, которые прибудут на станцию назначения в адрес каждого из грузополучателей в тот или иной день.
Доводы ответчика о задержке вагонов в пути следования из-за нарушения логистики в движении поездов в связи с действиями истца, о злоупотреблении правом перевозчиком и о недоказанности нахождения вагонов в период задержки на промежуточных станциях именно на путях общего пользования, правомерно отклонены судом первой инстанции как документально неподтвержденные.
Довод ответчика об отсутствии у истца правовых оснований для предъявления иска, ввиду отсутствия у последнего права собственности на железнодорожные пути общего пользования обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на то, что тот факт, что ОАО "Российские железные дороги" является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не нуждается в доказывании в силу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт наличия у ОАО "Российские железные дороги" оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами из-за задержки вагонов в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика.
Довод ЗАО "Промтранс" о недобросовестном поведении и злоупотреблением правом истцом обосновано отклонен судом первой инстанций как документально неподтвержденный, поскольку ответчик не представил доказательств того, что плата за пользование вагонами предъявлена истцом исключительно в целях причинения вреда ответчику.
Истцом также заявлено требование на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании 2 269 610 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 июня 2014 г. по 30 марта 2015 г., с требованием начисления процентов за последующий период с 01 апреля 2015 г. до фактической уплаты суммы основного долга.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец правомерно применяет положения статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении срока наступления денежного обязательства, поскольку пунктом 20 договора N 4 срок внесения платы не установлен. Начало просрочки истец связывает с момента составления ведомости подачи (уборки) вагонов + 7 дней.
Просрочка внесения платы, дающая истцу право на получение процентов, установлена в ходе настоящего разбирательства.
Представленный расчет процентов повторно проверен судом первой инстанции и признан не нарушающим прав ответчика в части объёма возлагаемой на него ответственности.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции расчёт процентов ответчиком не оспорен, контррасчёт суммы не представлен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 38 760 442 рубля 07 копеек, в том числе 36 490 831 рубль 42 копейки платы за пользование вагонами, 2 269 610 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 июня 2014 г. по 30 марта 2015 г.
Требование о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами по день уплаты суммы основного долга кредитору соответствует положениям пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно было признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
Судом первой инстанции также было обоснованно учтено, что в связи с изменением редакции статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01 июня 2015 г. проценты подлежат начислению до 01 июня 2015 г. по ставке 8,25% годовых, а с 01 июня 2015 г. по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц.
Истец также просит взыскать с ответчика судебные расходы, понесённые в связи с направлением почтовой корреспонденции, в сумме 1089 рублей 10 копеек. В обоснование судебных расходов истец представил в материалы дела копии почтовых квитанций, списки внутренних почтовых отправлений.
С учётом положений статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалов дела, подготовленных со стороны истца, требование истца о возмещении почтовых расходов в размере 1089 рублей 10 копеек правомерно признано судом первой инстанции обоснованным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы доводы последней не нашли своего подтверждения.
Материалами дела подтверждается, что расчет платы произведен с учетом условий договора N 4 п.22 и Тарифного руководства N 2. В п.20 договора установлено, что за время задержки вагонов в пути следования владелец вносит перевозчику плату - "за вагоны, не принадлежащие перевозчику" - за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 Тарифного руководства 2". Т.е. в договоре установлено, что взыскание платы за вагоны, не принадлежащие перевозчику производится по п. 12 Тарифного руководства N 2 в размере 50%, т.е. как и предусмотрено в самом Тарифном руководстве.
Более того, позиция истца подтверждена судебной практикой, в том числе и определениями Верховного суда Российской Федерации по делам A74-16/2013, А74-5592/2013, А74-43/2014, А74-102/2014, A74-3160/2014, А74-1547/2014, A74-352/2014, в которых суды пришли к выводу о доказанности ОАО "РЖД" факта задержки приемки вагонов по вине общества с учетом его уведомления о подаче вагонов и согласованной сторонами в договоре платы.
Довод ответчика об освобождении внесения платы на основании статьи 39 УЖТ РФ не основан на нормах права.
Так, статья 39 УЖТ РФ устанавливает порядок и условия взыскания платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику. Одним из видов платы, установленной указанной статьей - это плата за пользование вагонами, находящимися под погрузкой-выгрузкой на фронтах погрузки-выгрузки, когда эти пути принадлежат грузоотправителю, грузополучателю. Тарифным руководством N 2 установлен размер такой платы. В абзаце 2 статьи 39 УЖТ РФ установлено, что плата за пользование вагонами не взимается за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах необщего пользования. Следовательно, плата за вагоны, принадлежащие другим собственникам, перевозчиком в данном случае не начисляется и не взыскивается, в связи с чем, в данном случае не действует последний абзац указанной статьи об освобождении от внесения платы, как отсутствия ее как таковой.
Арбитражный апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика и уменьшения предъявленной ко взысканию платы в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует возможность снижения судом неустойки. Исчерпывающий перечень мер ответственности сторон по договору перевозки установлен положениями главы VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В связи с тем, что спор по настоящему делу не связан со взысканием неустойки, поскольку предметом заявленного требования является взыскание платы, предусмотренной договором, которая носит компенсационный характер и не является мерой ответственности в смысле положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Хакасия не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя и уплачена им при подачи апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 сентября 2015 года по делу N А74-1609/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1609/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ЗАО "Промышленный транспорт"
Третье лицо: ОАО "Русский Уголь", ООО "СУЭК-Хакасия", филиал ОАО "Русский Уголь", Филиал ОАО "Русский Уголь" Черногорск, Красноярская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-810/16
03.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-1609/15
24.11.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5984/15
03.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-1609/15