г. Саратов |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А06-4441/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2015 года по делу N А06-4441/2015 (судья Колмакова Н.Н.)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области (г. Астрахань, ИНН 3018018879, ОГРН 1043007262870)
к Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" (г. Астрахань, ИНН 3008005486, ОГРН 1023000870914)
о взыскании штрафа в размере 1 000 рублей
без участия в судебном заседании представителей сторон;
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области (далее - МИФНС N 5 по Астраханской области, налоговый орган, истец) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с иском к Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" (далее - Ответчик, Администрация) о взыскании суммы штрафа в размере 1000 рублей за нарушение срока предоставления декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2015 года по делу N А06-4441/2015 в удовлетворении требований истца было отказано в связи с пропуском срока обращения инспекции в суд.
МИФНС N 5 по Астраханской области, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в ней.
Инспекция со ссылкой на пункт 5 статьи 88 Налогового кодекса РФ указывает на обоснованность применения формы налогового контроля - камеральной налоговой проверки и неправомерность позиции суда об обнаружении факта несвоевременного представления декларации непосредственно в день ее представления ввиду того, что факт несвоевременного представления был выявлен в ходе проведения камеральной налоговой проверки, а иные нарушения правильности определения налоговой базы и исчисления сумм налога инспекцией не были установлены.
По мнению инспекции, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции с учреждения не пропущен в связи с тем, что для такого обращения достаточно истечения срока установленного в требовании об уплате.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 31 октября 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области, Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ответчиком по телекоммуникационным связям с ЭЦП в налоговый орган 28.03.2014 была представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 года с исчисленной к уплате суммой НДС - 0 руб.
Налоговый орган, проведя камеральную проверку, составил акт от 14.07.2014 N 5920, в котором указал, что, кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ Учреждением налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 года представлена не в срок до 20.01.2014, а 28.03.2014.
По результатам проверки было предложено привлечь налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб.
Уведомлением от 16.07.2014 N 08-44/303 налоговый орган известил Ответчика о дате рассмотрения материалов проверки - 11.09.2014 в 15 час. 00 мин.
В отсутствие надлежаще уведомленного Ответчика налоговым органом были рассмотрены материалы проверки, по результатам чего в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ 11.09.2014 было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1 000 руб.
Требование N 3386 выставлено по состоянию на 31.10.2014 со сроком исполнения до 24.11.2014.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования N 3386 налоговый орган 18.05.2015 обратился с заявлением в суд о взыскании с налогоплательщика штрафа в размере 1000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований налогового органа, пришел к выводу, что налоговым органом пропущен предусмотренный Налоговым кодексом РФ совокупный срок на взыскание налоговой санкции.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований инспекции подлежащим отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации администрация в спорный период являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 настоящего Кодекса.
Таким образом, налогоплательщик обязан был представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года не позднее 20 января 2014 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года представлена учреждением с нарушением предусмотренного пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации срока - 28.03.2014.
Налоговый орган полагает, что факт совершения учреждением правонарушения в виде непредставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2014 года установлен ею в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной с нарушением установленного срока, и отражен в акте проверки, составленном в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса РФ, и вынесенном на его основании решении.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске налоговым органом предусмотренного Налоговым кодексом РФ совокупного срока на взыскание налоговой санкции.
В соответствии со статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа с организации в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Суд апелляционной инстанции считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае к данному составу правонарушения применяется порядок привлечения к ответственности, установленный статьей 101.4 Налогового кодекса РФ.
Порядок рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля определен частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснен в пункте 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Из взаимосвязанного толкования названных положений следует, что дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
Принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Инспекцией на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС за 4 квартал 2013 года, в ходе которой был установлен факт несвоевременного представления первичной декларации.
В акте проверки N 5920 от 14.07.2014 года и решении N 5958 от 11.09.2014 отражено, что проверкой установлено, что сумма НДС исчислена Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года к уплате в бюджет в сумме 0 руб., что соответствует данным камеральной проверки. Нарушений не установлено.
Таким образом, поскольку факт несвоевременного представления декларации выявлен Инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которой проверялась правильность исчисления суммы НДС, решение о привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно принято в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2014 по делу N А72-11511/2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Камеральная налоговая проверка Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" окончена 30.06.2014 г.
14 июля 2014 г. Инспекцией в отношении составлен акт камеральной налоговой проверки N 5920.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка
Акт N 5920 от 14.07.2014 г. и уведомление о вызове на рассмотрение и вынесение решения было направлен в адрес налогоплательщика 21.07.2014 г. заказным письмом.
В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Следовательно, последний срок представления возражения налогоплательщиком - 01.09.2014 г.
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.
Письменные возражения Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" на акт проверки представлены не были.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вынес решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
11 сентября 2014 г. Инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 5958, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Пунктом 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" заказным письмом 18.09.2014 г.
Доказательств получения Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет"" решения инспекции в материалах дела не имеется. Следовательно, датой вручения решения о привлечении к налоговой ответственности является - 26.09.2014, дата вступления решения налогового органа в силу - 28.10.2014 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" налоговым органом 31.10.2014 года выставлено требование N 3386 года об уплате штрафа в размере 1000 руб.
Срок исполнения требования - 24.11.2014.
Как указано выше, в соответствии со статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа с организации в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Инспекция обратилась с заявлением по настоящему делу в Арбитражный суд Астраханской области 18 мая 2015 г., т.е. с соблюдением срока, установленного статьей 115 НК РФ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Пунктом 8 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные этой статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Ответчик по своему правовому статусу является бюджетным учреждением, которое использует бюджетные средства через лицевые счета.
С учетом данного обстоятельства взыскание штрафа во внесудебном порядке не может быть произведено, истец правомерно обратился в суд с настоящим иском.
При таких обстоятельствах, поскольку факт совершения налогоплательщиком правонарушения и вина в его совершении подтверждены материалами дела, срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен, решение суда подлежит отмене. По делу следует принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные налоговым органом требования.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2015 года по делу N А06-4441/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Барановский сельсовет" (г. Астрахань, ИНН 3008005486, ОГРН 1023000870914) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области (г. Астрахань, ИНН 3018018879, ОГРН 1043007262870) штрафные санкции в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4441/2015
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области, Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области
Ответчик: Администрация МО "Барановский сельсовет", Администрация муниципального образования "Барановский сельсовет"