г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А56-26795/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Малтыз И.Н., доверенность от 14.04.2014 г.
от заинтересованных лиц: 1) Татаринова Н.Ю., доверенность от 12.01.2015 г., Мануйлова О.П., доверенность от 14.09.2015 г., 2) Молодык Д.С., доверенность от 19.05.2015 г., 3) не явился, извещен, 4) Мануйлова О.П., доверенность 12.01.2015 г.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22803/2015) Комитета по строительству Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2015 г. по делу N А56-26795/2014(судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Валерия"
к 1) Правительству Санкт-Петербурга, 2) КУГИ Санкт-Петербурга (заменен правопреемником Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга), 3) Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, 4) Комитету по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Валерия" (далее - ООО "Валерия", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, допущенного при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., уч. 1 (северо-западнее дома N 44, корп. 1, лит. А по Комендантскому пр.) и обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение о подготовке проекта постановления о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Определением от 06.05.2014 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга.
Определением от 17.06.2014 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению городским имуществом.
Определением от 05.08.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Решением от 03.10.2014 г. в удовлетворении заявленных требований судом оказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 г. решение от 03.10.2014 г. отменено, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга по заявлению о предоставлении земельного участка площадью 3236 кв.м, с кад.N 78:34:0413403:1283, расположенного адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., уч. 1 (северо-западнее дома N 44, корп. 1, лит. А по Комендантскому пр.) для строительства, обязал Правительство Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка площадью 3236 кв.м, с кад.N 78:34:0413403:1283, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., уч. 1 (северо-западнее дома N 44, корп. 1, лит. А по Комендантскому пр.) на основании заявления ООО "Валерия" от 27.02.2014 N 14-3851/14 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, взыскал с Правительства Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный) в пользу ООО "Валерия" (адрес: 194902, Санкт-Петербург, п. Парголово, Выборгское шоссе, д. 226, ОГРН: 1027801560159) 2 000 руб. расходов по госпошлине по заявлению и 1000 рублей расходов по госпошлине по апелляционной жалобе
Постановлением кассационной инстанции от 20.04.2015 г. решение суда от 03.10.2014 г. и постановление апелляционного суда от 30.12.2014 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 21.07.2015 г. требования Общества удовлетворены.
На решение суда Комитетом по строительству и Правительством Санкт-Петербурга подана апелляционная жалоба, в которой податели апелляционной жалобы просят решение от 21.07.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
В судебном заседании представители Комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга поддержали апелляционную жалобу.
Представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга поддержал позицию Комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Общества, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка расположенного по адресу: Санкт- Петербург, Комендантский пр., уч. 1 (северо-западнее дома N 44, корп. 1, лит. А по Комендантскому пр.), распоряжением Комитета от 20.03.2012 г. N 32 утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 3236 кв. м, расположенного по указанному адресу.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 г. N 1813 (далее - Положение N 1813). В состав данной документации представлены заключение Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 19.04.2011 г. N 1-1-21597/5, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 17.05.2011 г. N 11-439-1, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 05.07.2011 г. N 333. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитетом.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 3236 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:34:0413403:1283, разрешенное использование "для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса)".
Общество 27.02.2014 г. обратилось в Комитет с заявлением о подготовке проекта соответствующего постановления Правительства о предоставлении указанного земельного участка для строительства.
Вместе с заявлением Общество представило заключения КЗРиЗ от 08.08.2013 г. N 64343/К, КУГИ от 21.09.2013 г. N 6542-17, КГИОП от 23.08.2013 г. N 1305459-1, Комитета по энергетике от 14.10.2013 г. N 484, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.02.2014 г. N 01/017/2014-158, кадастровый паспорт от 26.06.2013 г. N 78/201/13-128249, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 23.12.2013 г. N 230-1/2013, заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "ГУИОН" от 13.02.2013 г. N 31-2-003/2014, документы подтверждающие полномочия руководителя Общества от 17.02.2014 г.
Ссылаясь на то, что в установленный срок решение о предоставлении заявителю спорного земельного участка не принято, Правительством допущено незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлением.
В постановлении от 20.04.2015 г. суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду надлежит путем полного и всестороннего исследования обстоятельств дела установить, попадает ли испрашиваемый Обществом земельный участок в границы строительства перспективной станции метрополитена "Зоопарк", имеются ли в отношении данного участка иные ограничения градостроительного характера.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Общество представило все необходимые документы для предоставления земельного участка, испрашиваемый Обществом земельный участок в границы строительства перспективной станции метрополитена "Зоопарк" не попадает, в отношении данного участка иных ограничений градостроительного характера не имеется.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 г. N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 г. N 1813 (далее - Положение N 1813).
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта. Согласно пунктам 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813. Согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 г. N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" (пункт 3.17 Положения N 1813).
Из материалов дела следует, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта; Обществом в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ соблюдена процедура выбора земельного участка; акт выбора утвержден, получены все необходимые разрешения и согласования.
Таким образом, Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813. При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконном бездействии Правительства.
Вывод суда о том, что испрашиваемый земельный участок не входит в границы строительства станции метрополитена "Зоопарк" и об отсутствии других градостроительных ограничений, подтверждается ответом от 22.05.2015 г. Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, в котором указано, что по адресу: Приморский район, Комендантский пр., участок 1 (северо-западнее дома N 44, корп. 1, лит. А по Комендантскому проспекту) перспективных, проектируемых и строящихся объектов транспортной инфраструктуры не имеется (л.д. 109 том 3), а также письмом от 07.05.2015 г. Комитета по транспорту, в котором указано, что строительство трамвайной линии на земельном участке по адресу: Приморский район, Комендантский пр., участок 1 (северо-западнее дома N 44, корп. 1, литера А. по Комендантскому пр.) не планируется (л.д. 110 том 3).
Довод апелляционной жалобы о наличии на земельном участке объекта недвижимости, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен Обществу, подлежит отклонению, поскольку находящееся на испрашиваемом земельном участке строение не может быть отнесено к недвижимому имуществу в связи с отсутствием правовой связи данного объекта с землей. Для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, однако, в материалах дела отсутствуют такие доказательства. На основании акта от 23.12.2009 г. N 22- В/09 расположенный на земельном участке объект заявителя принят в эксплуатацию как временный авторемонтный комплекс, который располагался на испрашиваемом земельном участке и на дату утверждения акта о выборе земельного участка, что подтверждается также Заключением об объекте, расположенном на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., участок 1 (северо-западнее дома N 44, корпус 1, литера А по Комендантскому проспекту), от 17.06.2014 г. (л.д. 45 том 1).
Довод апелляционной инстанции о том, что несмотря на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок в границы строительства перспективной станции метрополитена "Зоопарк" не попадает, но вместе с тем при осуществлении строительства станции метрополитена "Зоопарк" может возникнуть необходимость корректировки границ земельных участков, требующихся для проведения строительных и иных работ, результатом которого может стать изъятие земельного участка у Общества, в результате которого будет иметь место необоснованное расходование бюджетных средств Санкт-Петербурга, что свидетельствует о нецелесообразности предоставления земельного участка Обществу, не принимается судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Письмо от 22.06.2015 г., которым Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга сообщил Обществу о нецелесообразности предоставления спорного земельного участка по указанному выше основанию, содержит предположительное мнение заместителя председателя Комитета, подписавшего письмо, которое не обосновано ссылкой на соответствующие доказательства и нормы закона.
Кроме того, в материалах дела имеются "Основные положения отраслевой схемы развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011-2015 г. с перспективой до 2012 г.", утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011 г. N 836. Согласно пункту 61 Примерного адресного перечня, являющегося приложением к основным положениям, вестибюль станции метро "Зоопарк" предполагается построить на участке N 1 по Шуваловскому проспекту (северо-восточнее с Планерной улице). Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый земельный участок и земельный участок, на котором планируется строительство станции метрополитена, расположены в разных концах квартала.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено резервирование земельных участков для государственных нужд, вместе с тем доказательств того, что испрашиваемый Обществом земельный участок был зарезервирован для государственных нужд, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Таким образом, не соответствует требованиям законодательства отказ в предоставлении Обществу испрашиваемого участка по тому основанию, что в будущем может возникнуть необходимость изъятия указанного земельного участка.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июля 2015 года по делу N А56-26795/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26795/2014
Истец: ООО "Валерия"
Ответчик: Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, КУГИ, Правительство Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по строительству Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-314/16
24.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22803/15
21.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26795/14
20.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1553/15
30.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26814/14
03.10.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26795/14