г. Хабаровск |
|
26 ноября 2015 г. |
А04-3275/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Ковалев Евгений Васильевич, представитель по доверенности от 26.02.2015 N 138;
от Администрации города Белогорска Амурской области: не явились;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области: не явились;
от Комитета имущественных отношений Администрации г. Белогорск: не явились;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
на решение от 05.08.2015
по делу N А04-3275/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей А.Г. Осадчим
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
к Администрации города Белогорска Амурской области
об обязании принять в муниципальную собственность объект жилищного фонда
третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Комитет имущественных отношений Администрации г. Белогорск; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211, далее- ФГУП "РТРС", истец ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации города Белогорска (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986, далее- Администрация, ответчик) об обязании принять в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда в муниципальную собственность объект жилищного фонда жилое здание общей площадью 275,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Белогорск, 5-й км, Радиостанция N 3, д. 3.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2015 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, ФГУП "РТРС" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о не разрешении судом вопроса о возможности передачи федерального имущества (жилого фонда) в муниципальную собственность в силу закона. Полагает, что действия предприятия не свидетельствуют о распоряжении имуществом без согласия собственника имущества и осуществлены в соответствии Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 N 270.
ТУ Росимущества в Амурской области в представленном отзыве поддержало доводы жалобы, указав на незаконность принятого судебного акта, невозможность нахождения спорного имущества в федеральной собственности, наличие у органов местного самоуправления обязательств по содержанию жилого фонда, что обуславливает обязанность ответчика принять имущество в муниципальную собственность.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015, апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 19.11.2015 на 11 часов 00 минут.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП "РТРС" настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
Просил приобщить к материалам дела Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.11.2013 N 358 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность".
Заявленное ходатайство судом в соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Судебное разбирательство проводится без участия ответчика и третьих лиц в соответствии со статьей 156 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.08.2001 N 1031 создано федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) путем слияния федеральных государственных унитарных предприятий "Главный центр телевидения и радиовещания" (ГЦРТ) и "Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи" (ГЦУРС). На основании приказа ФГУП "РТРС" от 31.12.2001 N 30/85 был создан филиал ФГУП "РТРС" Амурской ОРТПЦ.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 25.04.2002 N 1085- р за ФГУП "РТРС" закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное имущество, включенное в передаточные акты по передаче имущества от ФГУП "ВГТРК" к ФГУП "РТРС".
На основании приказа генерального директора РТРС от 14.11.2002 "О наделении имуществом филиала ФГУП "РТРС" Амурский ОРТПЦ филиалу был передан жилищный фонд, в том числе спорный объект, расположенный по адресу: г. Белогорск, 5-й км, Радиостанция N 3, д. 3.
Право хозяйственного ведения истца на жилой дом назначение: жилой дом, 2-этажный, общая площадь 275,5 кв.м, инв. N 10:410:002:007197270, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Амурская область, г. Белогорск, 5-й км, Радиостанция N 3, д. 3 (далее-спорное имущество) зарегистрировано 20.08.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 28АА942724, запись о регистрации 28-28-0/722/2014-137.
Судом установлено, что начиная с 2010 года, ФГУП "РТРС" неоднократно обращалась с заявлениями к Администрации г. Белогорска о рассмотрении вопроса о безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Белогорск (письма от 07.06.2010 N 03-17-14/1699, от 17.01.2011 N03-17-14/56, от 10.02.2015 N019-06-10/290).
Вместе с тем, в принятии спорного имущества в муниципальную собственность было отказано ввиду его неудовлетворительного, аварийного технического состояния, предложено до решения вопроса о принятии в муниципальную собственность провести капитальный ремонт дома, либо передать жилые помещения в собственность граждан (письма от 04.12.1995 N 01-9-449 от 16.07.2010 N 2847/1, от 14.02.2011 N 01-01/384, от 06.03.2015 N 01-01/842).
Ссылаясь на то, что жилое здание является муниципальной собственностью в силу закона и не может находится в федеральной собственности, поскольку не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, филиал несет убытки в связи с его содержанием, ФГУП "РТРС" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, выслушав позицию истца, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных" и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее- Федеральный закон N122-ФЗ).
Согласно абзацу 6 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
-если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
-если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность (абзац 16 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, закрепленный в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, порядок безвозмездной передачи имущества, предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества.
Абзацами 19,24 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В силу пункта 5.13 указанного нормативного правового акта Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Приказом Росимущества от 21.11.2013 N 358 полномочия по принятию решения о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилого фонда, указанного в пункте 1 статьи 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации, делегированы территориальным органам Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции исследовался вопрос о наличии волеизъявления Российской Федерации как собственника спорного имущества на его передачу, что являлось существенным для рассмотрения иска.
Однако в судебном заседании представитель истца пояснил, что согласие собственника спорного объекта жилищного фонда на его передачу муниципальную собственность у предприятия отсутствует, поскольку с заявлением на выдачу такого согласия предприятие к собственнику не обращалось. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ТУ Росимущества в г. Москве, каких-либо пояснений относительно заявленного требования, а также согласия на передачу спорного объекта недвижимости, не представило.
Принимая во внимание отсутствие решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятого в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения настоящего иска.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.08.2015 по делу N А04-3275/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3275/2015
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр"
Ответчик: Администрация города Белогорска Амурской области
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Администрации г. Белогорск, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Амурской области, Территориальное управление Федерального агентства по упралвению государственным имуществом в г. Москве