г. Томск |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А45-9360/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Карпенко П. А. по дов. от 13.03.2015,
от заинтересованного лица: Мищенко Д. В. по дов. от 18.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.09.2015 по делу N А45-9360/2015 (судья Абаимова Т. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО-ХОЛДИНГ" (ИНН 2225072960, ОГРН 1052202340024), г.Новосибирск, к Мэрии города Новосибирска о признании незаконными постановлений от 18.02.2015 N 1061, N 1069, N 1104,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВРО-ХОЛДИНГ" (далее - ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия, заинтересованное лицо) о признании незаконными постановлений от 18.02.2015 N 1061, N 1069, N1104; обязании Мэрии устранить нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявлений общества о выборе земельных участков в районе ул. Аэропорт в Заельцовском районе площадью около 0,35 га для строительства автомобильной дороги необщего пользования, площадью около 0,84 га для строительства объекта связи, автомобильной дороги необщего пользования, площадью около 1,6 га для строительства автостоянки в порядке, действовавшем на дату подачи заявлений.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.09.2015 заявленные требования удовлетворены - суд признал незаконными постановления Мэрии г.Новосибирска от 18.02.2015 N 1061, N 1069, N 1104, суд обязал Мэрию г.Новосибирска устранить нарушение прав и законных интересов ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ" путем повторного рассмотрения заявлений ОО "ЕВРО-ХОЛДИНГ" от 22.12.2014 о выборе земельных участков в районе ул. Аэропорт в Заельцовском районе площадью около 0,35 га для строительства автомобильной дороги необщего пользования, площадью около 0,84 га для строительства объекта связи, автомобильной дороги необщего пользования, площадью около 1,6 га для строительства автостоянки в порядке, действовавшем на дату подачи заявлений.
Не согласившись с данным решением, Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указывает на обоснованность своего отказа выбора земельного участка в связи с несоответствием заявленных видов разрешенного использования функциональной зоне.
Кроме того, Мэрия ссылается на несоответствие поданных обществом заявлений требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункту 4.2 Порядка N 3671, выразившихся в необосновании примерного размера испрашиваемых заявителем земельных участков, включающего расчет его минимального размера.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Мэрии г.Новосибирска доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель общества против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.12.2014 ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ" обратилось в Мэрию г. Новосибирска с заявлениями о предоставлении в аренду под строительство земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов: автостоянки площадью 1, 6 га в кадастровом квартале 54:35:033735 по ул. Аэропорт, автомобильной дороги необщего пользования площадью 0,35 га в кадастровом квартале 54:35:033735 по ул. Аэропорт, объекта связи, автомобильной дороги необщего пользования площадью 0, 84 га в кадастровом квартале 54:35:033735 по ул. Аэропорт.
Постановлением от 13.02.2015 N 1061 Мэрией отказано обществу в размещении объекта - автомобильной дороги необщего пользования по ул. Аэропорт в Заельцовском районе в связи с несоответствием предполагаемого места размещения объекта градостроительным и иным условиям территории и недр в ее границах.
Постановлением от 13.02.2015 N 1069 Мэрией отказано обществу в размещении объекта связи, автомобильной дороги необщего пользования по ул. Аэропорт в Заельцовском районе в связи с несоответствием предполагаемого места размещения объекта градостроительным и иным условиям территории и недр в ее границах.
Постановлением от 13.02.2015 N 1104 Мэрией отказано обществу в размещении объекта - автостоянки по ул. Аэропорт в Заельцовском районе в связи с несоответствием предполагаемого места размещения объекта градостроительным и иным условиям территории и недр в ее границах.
ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ", полагая, что отказы Мэрии в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются незаконными и необоснованными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановления Мэрии г. Новосибирска об отказе в согласовании места размещения объекта по заявлениям ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ" не соответствуют требованиям закона, и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 утратили силу статьи 28-31 ЗК РФ.
В то же время, общество обратилось в Мэрию с заявлениями и Мэрией приняты оспариваемые постановления до вступления в силу указанного закона, в связи с чем нормы указанных статей правомерно применены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судом первой инстанции правильно установлено, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком осуществляются Мэрией г. Новосибирска.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Судом первой инстанции установлено, что обществом процедура обращения с заявлениями о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения спорного объекта, действующая до 01.03.2015, обществом соблюдена, для решения данного вопроса представлены все необходимые документы, соответствующие части 1 статьи 31 ЗК РФ, в связи с чем у Мэрии г. Новосибирска появилась обязанность, предусмотренная частью 6 статьи 31 ЗК РФ по рассмотрению такого заявления и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора участка, либо об отказе в размещении объекта.
Между тем, Мэрией при рассмотрении заявлений ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ" выявлено, что запрашиваемая заявителем территория находится в границах квартала с номером 8.1., в качестве функциональных зон в котором запланирована зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1), зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), зона озеленения (Р-2), зона специализированной общественной застройки (ОД-4) подзона малоэтажной, специализированной общественной застройки (ОД-4.2). При этом обустройство дорогами и автомобильной автостоянкой данного элемента планировочной инфраструктуры (квартала) не предусмотрено.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4.5 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 N 3671 (далее - Порядок), Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии (далее - ГУАиГ) в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и направляет на рассмотрение комиссии справку-обоснование, в которой указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, проектами планировки территории, наличие (отсутствие) препятствий к последующему формированию и освоению земельного участка с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Подпункт 4.2 Порядка предусматривает, что в заявлении указываются: назначение объекта в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка согласно градостроительному регламенту; предполагаемое место размещения объекта, выполненное на картографическом материале с нанесением границ испрашиваемого земельного участка; обоснование примерного размера земельного участка, включающее расчет его минимального размера, выполненный в соответствии с действующими правовыми актами, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу подпункта 4.8 Порядка на основании заявления и представленных документов, справки-обоснования комиссия принимает решение о выборе земельного участка путем определения варианта(-ов) размещения объекта и проведения процедур согласования либо об отказе в размещении объекта.
При необходимости исследования дополнительных обстоятельств, ставших известными при рассмотрении вопроса комиссией, рассмотрение заявления, обращения исполнительного органа государственной власти продлевается на срок не более двух месяцев со дня уведомления заинтересованного лица о принятом решении.
Подпункт 4.9 Порядка устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении объекта, в том числе принятия комиссией решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта; расположения запрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства регионального, федерального или местного значения; принятия решения об утверждении границ территории общего пользования, озелененной территории общего пользования.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 18.08.2014 N 7407 утвержден проект планировки территорий, прилегающих к Мочищенскому шоссе в Заельцовском районе.
Как правильно указано судом, правовой режим земельного участка, в том числе виды и ограничения его использования, зависит от территориальной зоны, в границах которой он расположен.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденными Решением Совета депутатов г. Новосибирска 24.06.2009 N 1288 (далее - Правила) все испрашиваемые обществом земельные участки находятся в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1).
Согласно статье 22 Правил виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны города Новосибирска, приведены в таблице.
Пункт 7 раздела 15 таблицы (Объекты транспортной инфраструктуры) предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в градостроительной зоне Ж-1 строительство автомобильных дорог необщего пользования, пункт 22 раздела 15 таблицы - строительство автостоянок; пункт 2 раздела 20 таблицы (Объекты связи, радиовещания, телевидения, информации) - строительство объектов связи.
Данные обстоятельства также подтверждаются представленными Мэрией справками-обоснованиями заседания комиссии N 397.
В силу положений статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной инфраструктуры, установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемые обществом земельные участки находятся в пределах утвержденного Постановлением мэрии от 18.08.2014 N 7407 проекта планировки территорий, прилегающих к Мочищенскому шоссе в Заельцовском районе.
Из приложения N 1 к указанному постановлению следует, что земельный участок площадью 1, 6 га находится в проектируемой градостроительной зоне Ж-1, в которой предусмотрен градостроительный регламент автостоянки, земельный участок площадью 0, 84 га находится в проектируемой градостроительной зоне ОД-4, в которой предусмотрен градостроительный регламент объекты связи и автомобильные дороги необщего пользования, земельный участок площадью 0, 35 га находится в проектируемой градостроительной зоне СА-1, в которой предусмотрен градостроительный регламент автомобильные дороги необщего пользования.
Суд первой инстанции, установив данные обстоятельства и сопоставив их с приведенными нормами законодательства, пришел к обоснованному выводу о соответствии испрашиваемых обществом земельных участков градостроительным условиям использования территории в ее границах, что свидетельствует о необоснованности оспариваемых постановлений.
При этом суд правомерно, учитывая возникновение спорных правоотношений в декабре 2014 года, принимая во внимание то, что в силу положений главы 24 АПК РФ законность ненормативного правового акта проверяется на момент его принятия, обязал мэрию города Новосибирска устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО-ХОЛДИНГ" путем повторного рассмотрения заявлений общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО-ХОЛДИНГ" от 22.12.2014 о выборе земельных участков в районе ул. Аэропорт в Заельцовском районе площадью около 0, 35 га для строительства автомобильной дороги необщего пользования, площадью около 0, 84 га для строительства объекта связи, автомобильной дороги необщего пользования, площадью около 1, 6 га для строительства автостоянки в порядке, действовавшем на дату подачи заявлений.
В обоснование апелляционной жалобы Мэрия ссылается на то, что обществу было отказано в размещении объектов по несоответствию функциональным зонам, а не территориальным зонам.
Между тем, в оспариваемых постановлениях указаны основания отказа - в связи с несоответствием предполагаемого места размещения объекта градостроительным и иным условиям территории и недр в ее границах.
Ссылка Мэрии на не обоснование обществом размера испрашиваемых земельных участков правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку это основание не было положено в основу отказов от 13.02.2015, однако данное обстоятельство учтено судом и избран способ восстановления нарушенного права общества - обязание Мэрии повторно рассмотреть заявления ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ".
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.09.2015 по делу N А45-9360/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9360/2015
Истец: ООО "ЕВРО-ХОЛДИНГ"
Ответчик: Мэрия г. Новосибирска, Мэрия города Новосибирска